Рабочая программа по ОРКСЭ ФГОС НОО
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Быченок Татьяна Васильевна

Рабочая программа по ОРКСЭ ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа»

д. Беляево Юхновского района Калужской области

Рассмотрено

на заседании

пед. совета

Протокол №1 от

«      » августа 2022г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

«ООШ», д. Беляево

Пузыревская И. Н. _______

Приказ №            от

«       »_________2022г.

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

                                                     для 4 класса

                                          на 2022/2023 учебный год

разработчик программы

учитель начальных классов

Быченок Татьяна Васильевна

2022 год

   

           Рабочая программа по  курсу «Основы религиозной культуры  и светской этики» для 4–го класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 № 286), а также программы воспитания школы.

    Программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.

    Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного предмета). «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей четвероклассников.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы

В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.

   

Пояснительная записка

   Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

   Изучение курса «Основы религиозной культуры  и светской этики»  направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

   Курс «Основы религиозной культуры  и светской этики»  не только готовит учащихся к освоению основ знаний обществознания, истории в основной школе, но и способствует развитию и воспитанию личности, что имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без него невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

    Курс ОРКСЭ также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру, позволяет ученику решать определенный класс жизненно-практических задач. В настоящую программу положены педагогические и  дидактические  принципы вариативного развивающего  образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития;

     принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип  

    целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип

    смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний;

     принцип опоры на культуру    как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности;

     принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к

     деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-

     познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона

    ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип

    формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ:

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются - знакомство обучающихся с основами светской этики.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

—понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

—формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

—осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;

—строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

—понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё по­ ведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­ дачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно­ коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных то­ чек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

—ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используе­мых в разных религиях (в пределах изученного);

—использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

—применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

—признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Работа с информацией:

—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

—использовать  разные  средства  для  получения  информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

—находить дополнительную информацию к основному учебному  материалу   в   разных   информационных   источниках, в том числе в Интернете (в условиях  контролируемого входа);

—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность

Коммуникативные УУД:

—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

—создавать небольшие тексты­описания, тексты­рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно­этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

Регулятивные УУД:

—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

—выражать своё отношение к анализируемым событиям, по­ ступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, не­ честности, зла;

—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета

Совместная деятельность:

—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей ра­ боте, объективно их оценивать;

—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Модуль «Основы светской этики»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти  предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к при­ роде, забота о животных, охрана окружающей среды;

—рассказывать о праздниках как одной из  форм  исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках  (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

—распознавать российскую государственную символику, символику своего  региона,  объяснять  её  значение;  выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, со­ граждан;

—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

—рассказывать о российских культурных и природных па­ мятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия  народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (34 Ч)

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Россия — наша Родина (1 ч)

Россия - многонациональное государство Культурные традиции Культурное многообразие России Народы и религии в России

Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности

Рассказывать о роли культурных традиций в жизни народов России, о значении культурных традиций в жизни человека, семьи, народа, общества.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Приводить примеры единения народов России (на­ пример, праздники)

Этика и её значение в жизни человека.

Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы.

(8 ч)

Этика в   отношениях   людей в обществе Добро и зло как основные категории этики Культура и религия Нормы морали «Золотое правило этики» Нравственные ценности, идеалы, принципы в культуре народов России

Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи,

рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями

Составлять небольшой текст­рассуждение на темы добра и зла, моральных ценностей, идеалов

Высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества, государства

Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм в жизни человека, общества, раскрывать понимание «золотого правила этики».

Размышлять и рассуждать на морально­этические темы

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики (1 ч)

Нравственный долг и  ответственность человека в обществе Мораль в культуре на­ родов России Государство и мораль гражданина  Основной Закон (Конституция)  в России как источник  обще принятых норм гражданкой этики в российском обществе ­

Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника Выражать понимание нравственного  долга  и  ответственности человека в  российском  обществе, государстве Рассказывать о российской гражданской этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях человека Раскрывать основное содержание  норм  российской гражданской  этики  (справедливость,  ответственность, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о природе, историческом и культурном наследии и др ) Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Образцы нравственности в культуре Отечества,

народов России.

Природа и человек

(8 ч)

Образцы нравственности        в

Культуре Отечества, народов России Справедливость,

дружба, труд, помощь нуждающимся, служение своему

народу России. Народные

сказки, пословицы и поговорки о нравственности.

Отношение к природе, как

нравственная категория

Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в обществе

Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов поведения людей, исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории

России и современности

Рассуждать о возможности и необходимости бережного отношения к природе и личной ответственности за это каждого человека

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Составлять небольшое текст­рассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в культуре Отечества»

Использовать знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления примеров нравственного поведения

людей в истории и культуре Отечества

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Праздники как

одна из форм исторической памяти

(2 ч)

Народные государственные

праздники в России. Нравственное значение праздника, значение праздников для

укрепления единства народа,

сохранения исторической памяти

Объяснять значение праздников как одной из форм

исторической памяти народа, общества, их значение для укрепления единства народа, общества

Рассказывать о российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные),

День народного единства, День защитников Отечества и др, о праздниках в своём регионе, местности

проживания.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, участвовать в беседе Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Семейные ценности. Этика семейных отношений

(1 ч)

Семья, как ценность. Семейные ценности в России Этика

семейных отношений Традиционные семейные ценности народов России

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст

Раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе взаимной люб ви и уважения, любовь и забота родителей о детях;

любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших.

Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить примеры

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Трудовая мораль.

Нравственные

традиции предпринимательства (3 ч)

Труд - как ценность.  Уважение труда, трудящихся людей в культуре народов Рос­

сии Нравственные традиции предпринимательства в России, благотворительность

Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний

Рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, приводить примеры.

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст. Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии, честном труде, об уважении к труду, к трудящимся людям, результатам труда (своего и других людей)

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Что значит быть нравственным

в наше время. Методы нравственного самосовершенствования (6 ч)

Нравственность общества и нравственность личности, человека Нравственные требования в наше время Воспитание нравственной культуры в обществе и самовоспитание человека Нравственный вы­ бор Нравственное самосовершенствование

Выражать своими словами понятия урока

Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки свои и других людей

Соотносить нравственные нормы с анализом лично­ го опыта поведения

Составлять небольшой текст­рассуждение на тему

«Образцы нравственного поведения людей в современной жизни»

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Этикет (2 ч)

Понятие этикета Этика и этикет в отношениях к старшим, учителям, в коллективе, дома и в школе, в разных жизненных ситуациях Рече­ вой этикет

Размышлять и рассуждать на темы правил поведе ния в обществе

Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить примеры

Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность правил этикета

Рассказывать о правилах этикета в разных жизненных ситуациях, приводить примеры, использовать народные пословицы и поговорки

Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Тема

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального

и многоконфессионального народа России (2 ч)

Служение человека обществу, Родине, Отечеству в культуре народов России Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

Закреплять и систематизировать представления о российской светской этике, духовно­нравственной культуре многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, российского общества

Сопоставлять понятия «патриотизм», «Отечество»,

«многонациональный народ России», «служение», соотносить определения с понятиями, делать вы­ воды

Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

При разработке уроков в рабочую программу будут вставлены используемые электронных (цифровых) образовательные ресурсы, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемые для обучения и воспитания обучающихся, представленными   в   электронном   (цифровом)   виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса по ФГОС

Данная программа составлена с учетом последних требований к рабоче программе по ФГОС...

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС

Особенности составления рабочей программы курса ОРКСЭ по ФГОС    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких к...

Рабочая программа по орксэ 4 класс ФГОС

В программу входит пояснительная записка, тематическое планирование, НРК...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (программа "Школа России" для 4 класса (для детей с ОВЗ)

Данная рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Программа предназначена для детей с ЗПР (7.2)....