"Совесть" - урок ОРКС в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На данном уроке уроке формируется представление учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, происходит знакомство с нравственным понятием «совесть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest.docx | 416.01 КБ |
Предварительный просмотр:
31 января Основы светской этики
Тема урока: СОВЕСТЬ
Цель урока: формирование представления учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, знакомство с нравственным понятием «совесть».
Задачи урока:
- Обучающие: формировать навыки работы с терминами; совершенствовать умение работать с источниками;
- Развивающие: продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков; обучать элементам творческой деятельности;
- Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки; акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Планируемые результаты
Предметные УУД : учащиеся имеют представление о таких понятиях как «совесть», «стыд»; умеют анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое; осознавать, для чего людям нужна совесть.
Метапредметные УУД:
Личностные – умеют осознавать ценности человеческой жизни.
Познавательные – умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения.
Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять.
Оборудование: мультимедиа, карточки "Собери пословицу", карточки с афоризмами, карточка "Найди пару", толковый словарь.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная; фронтальная; групповая.
Эпиграф урока: Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон
Ход урока.
І. Орг. момент. Мотивация.
Добрый день, ребята!
Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.
На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?
Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
ІІ. Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова "разум", "воля", "совесть".
Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел
(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
- Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность)
(Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть!
(прикрепляю карточку со словом «совесть»)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
- Сформулируйте тему урока. (Совесть)
- Соберите из слов высказывание древнеримского философа Цицерона. Это будет эпиграф нашего урока
Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1.Что такое совесть? | |||
2.Нужна ли человеку совесть? | |||
3.Что значит поступать по совести? | |||
4.Какая совесть бывает чиста? |
- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать
- Заполните таблицу. Чтобы нам найти ответы на все вопросы я предлагаю вам следующий план.
1. Организационный момент.
2. Определение целей и задач.
3. Знакомство с определением (в парах)
4. Работа с притчей.
5. Закрепление.
6. Итог.
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
- Работа с определениями ( в парах)
- Что такое совесть? Попробуем дать определение.
(Моделирование понятия “совесть”.)
- Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним и подчеркните.
1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез (французский философ)
2.«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И. (немецкий философ)
3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. (французский философ)
4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» Дени Дидро (французский писатель)
5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен (американский журналист)
Выполнив задание, на экране возникает следующая запись: Совесть-это…
2. Работа в группах
Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души)
1 группа самостоятельно даст определение слову ( «Мое «Я» всегда наблюдает за мной», крик души….)
2 группа Словарь Ожегова
СОВЕСТЬ , -и, жен. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чём-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся).
3 группа учебник с. 26
4 группа. Заглянем в историю слова «совесть». С. 29 учебник
Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.
Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный, ....)
Совестливый – поступающий по совести.
Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
- Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.
5 группа
Узнайте, кто из философов первый задумался, что такое совесть и с каким чувством он его сравнивает
- Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).
- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).
Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит (древнегреческий философ)
Демокрит говорил:
«Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...»
3. Фронтальная работа
Демокрит сравнивает совесть с ещё одним нравственным качеством человека – стыдом. Давайте посмотрим на оба определения и сравним.
Совесть | Стыд |
стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили | тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение |
Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.
- Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)
- Подберите однокоренные слова. (Стыдливый, постыдный, стыдливость)
- Чем отличается стыд от совести?
4. Работа с притчей.
- Кто главный герой?
- Кого встретил молодой человек? Что сделал человек, увидев слепого?
- Как складывалась его дальнейшая судьба?
- Почему его мучила совесть?
- Как он искупил свою ошибку?
- Какие осколки он носил в душе много лет?
- По совести ли поступил человек? Почему?
ВЫВОД: (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
заставляет говорить о себе правду.)
- Ребята, а были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы испытывали угрызения совести? Что происходило в тот момент с вами? Какое решение имела ваша проблема?
Ты размышляешь над тем, что совершил.
Эта мысль тебя преследует.
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
Ты исправляешь положение.
Наступает мир с самим собой
- В таких случаях как говорят? «Моя совесть чиста». Поэтому не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!
5. Работа в группах.
1 и 2 группа "Собери пословицу".
3 и 4 группа «Собери фразеологизмы»
кошки на сердце скребут, совесть чиста
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью, поступать по совести. Надо уметь ее слышать и следовать ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
V. Обобщение знаний. Рефлексия
- Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
- Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.
-Многим людям совесть представляется огоньком свечи, который дарит нашей душе тепло и свет. Совесть - это СВЕЧА ДОБРА.
И сегодня на уроке мы зажжём этот огонёк для каждого из нас. Зажигаем свечу. Пусть он всегда освещает наш путь по имени ЖИЗНЬ, ведь в жизни всегда нужно поступать по совести.
- Каким нужно быть человеком, чтобы поступать по совести?
Напишите на сердечках напишите каким нужно быть человеком, чтобы поступать по совести, сохраните его для себя и старайтесь идти по жизни именно следуя голосу совести, доброты и разума.
- Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!
Портрет совестливого человека
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
- Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
- Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VІ. Рефлексия.
- Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
- Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.
- Продолжите фразу.
Портрет совестливого человека
- Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
- Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
- Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
- Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
- Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
- Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
- Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
- Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
- Отвращает его от… (дурных поступков и действий).
VІІ. Итог занятия.
- Наш урок хочется закончить словами: "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести".
Совесть.
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева
- Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!
VІІІ. Домашнее задание.
- Подготовить рассказ на тему «Приходилось ли вам испытывать муки совести?»
1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать»
Паскаль Блез (французский философ)
2.«Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону»
Кант И. (немецкий философ)
3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. (французский философ)
4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»
Дени Дидро (французский писатель)
5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен (американский журналист)
Совесть это- | Совесть это- |
Совесть это- | Совесть это- |
Совесть
Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Собери пословицу
Без рук, без ног – калека, | а грызёт. |
Совесть без зубов, | живи по совести. |
Кто чистую совесть имеет, | без совести – полчеловека. |
Говори по делу, | в том и совесть. |
В ком есть стыд, | тот спокойно спать ложится. |
Собери пословицу
Без рук, без ног – калека, | а грызёт. |
Совесть без зубов, | живи по совести. |
Кто чистую совесть имеет, | без совести – полчеловека. |
Говори по делу, | в том и совесть. |
В ком есть стыд, | тот спокойно спать ложится. |
Собери пословицу
Без рук, без ног – калека, | а грызёт. |
Совесть без зубов, | живи по совести. |
Кто чистую совесть имеет, | без совести – полчеловека. |
Говори по делу, | в том и совесть. |
В ком есть стыд, | тот спокойно спать ложится. |
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Что такое совесть? | |||
2. Нужна ли человеку совесть? | |||
3. Что значит поступать по совести? | |||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Что такое совесть? | |||
2. Нужна ли человеку совесть? | |||
3. Что значит поступать по совести? | |||
4. Какая совесть бывает чиста? |
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Что такое совесть? | |||
2. Нужна ли человеку совесть? | |||
3. Что значит поступать по совести? | |||
4. Какая совесть бывает чиста? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие к урокам ОРКС. Тесты ко всем урокам для проверки знаний учащихся.
Тесты для проверки знаний учащихся по ОРКС....
Урок ОРКС " Россия- наша Родина" 4 класс.
Открытый урок по ОРКС " Школа России". Использовала слайды, музыку, песни и различную наглядность....
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"
В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....
Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"
Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....
Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»
Мастер-класс по проведению урока "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....
Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»
Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...
"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.
Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении. Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...