"Совесть" - урок ОРКС в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Витчинова Елена Владимировна

На данном уроке  уроке формируется  представление учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, происходит знакомство с  нравственным  понятием «совесть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.docx416.01 КБ

Предварительный просмотр:

31 января                    Основы светской этики

Тема урока: СОВЕСТЬ

Цель урока: формирование представления учащихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, знакомство с  нравственным  понятием «совесть».

Задачи урока:

  1. Обучающие: формировать навыки работы с терминами; совершенствовать умение работать с источниками;
  2. Развивающие: продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных  умений и навыков; обучать элементам творческой деятельности;
  3. Воспитывающие: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство  взаимопомощи, поддержки;  акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Планируемые результаты

Предметные УУД : учащиеся имеют  представление о таких понятиях как «совесть», «стыд»; умеют анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое; осознавать, для чего людям нужна совесть.

Метапредметные УУД:

Личностные – умеют осознавать ценности человеческой жизни. 

Познавательные – умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи, строить свои рассуждения. 

Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 

Регулятивные – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществлять. 

Оборудование: мультимедиа, карточки "Собери пословицу", карточки с афоризмами, карточка "Найди пару", толковый словарь.

Формы организации познавательной деятельности:  коллективная; фронтальная; групповая.

Эпиграф урока: Самое главное украшение – чистая совесть. Цицерон

        Ход урока.

І. Орг. момент. Мотивация.        

Добрый день, ребята!

Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов.

На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я?

Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение. По ходу чтения появляются слова "разум", "воля", "совесть".        

Однажды предрассветною порой                                            

ТРИ  мудреца склонились надо мной,                              

 И я спросила их, поднявши веки:                                                

- Что главное, скажите в человеке?                                             

 - Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел  

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

 - Благодарю, что просветил меня.                                      

Я поклонилась, голову склоня.

 Второй ответил:  - Воля на пути,     

 Который нужно с гордостью пройти,                                      

Чтобы достойно подойти к концу.

(прикрепляю карточку со словом «воля» на дерево)

          

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий                                                       

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                           

 - Как вы думаете, что считал главным в  человеке третий мудрец?

(добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность)

 (Высказывания учащихся – выбираем одно самое главное качество)

 Ответ  сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!        

(прикрепляю карточку со словом «совесть»)

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Сформулируйте тему урока. (Совесть)

- Соберите из слов высказывание древнеримского философа Цицерона. Это будет эпиграф нашего урока

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон        

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Что такое совесть?

2.Нужна ли человеку совесть?

3.Что значит поступать по совести?

4.Какая совесть бывает чиста?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать

- Заполните таблицу. Чтобы нам найти ответы на все вопросы я предлагаю вам следующий план.

1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Знакомство с определением  (в парах)

4. Работа с притчей.

5. Закрепление.

6. Итог.

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями ( в парах)

- Что такое совесть? Попробуем  дать определение.

(Моделирование понятия “совесть”.)

-  Перед вами высказывания (на листочках) известных людей, посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним и подчеркните.

1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» Паскаль Блез (французский философ)

2.«Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» Кант И. (немецкий философ)

3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. (французский философ)

4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   Дени Дидро (французский писатель)

5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен (американский журналист)

Выполнив задание, на экране возникает следующая запись:    Совесть-это…

2.  Работа в группах

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души)

1 группа самостоятельно даст определение слову ( «Мое «Я» всегда наблюдает за мной», крик души….)

2 группа Словарь Ожегова

СОВЕСТЬ , -и, жен. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Этот поступок лежит (остается) на его совести (он несёт за это моральную ответственность). Надо и с. знать (о чём-н. предосудительном: нельзя так делать, пора прекратить; разг.). И как только у него совести хватило! (как он не постыдился, не постеснялся).

3 группа учебник с. 26

4 группа. Заглянем в историю слова «совесть».  С. 29 учебник

Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.

Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

-  Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный, ....)

Совестливый – поступающий по совести.

Добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.

- Итак, совесть это чувство, свойственное только человеку, чувство ответственности за свои поступки перед самим собой и перед другими людьми.

5 группа

Узнайте, кто из философов первый задумался, что такое совесть и с каким чувством он его сравнивает

- Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

- Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

- С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит (древнегреческий философ)

Демокрит говорил:

«Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...»

3. Фронтальная работа

Демокрит сравнивает совесть с ещё одним нравственным качеством человека – стыдом. Давайте посмотрим на оба определения и сравним.

Совесть

Стыд

стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили

тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

- Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

- Подберите однокоренные слова. (Стыдливый, постыдный, стыдливость)        

- Чем отличается стыд от совести?

4. Работа с притчей.

- Кто главный герой?

- Кого встретил молодой человек?  Что сделал человек, увидев слепого?

- Как складывалась его дальнейшая судьба?

- Почему его мучила совесть?

- Как он искупил свою ошибку?

- Какие осколки он носил в душе много лет?

- По совести ли поступил человек? Почему?

ВЫВОД: (Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,

заставляет говорить о себе правду.)

- Ребята, а были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы испытывали  угрызения совести?  Что происходило в тот момент с вами? Какое решение имела ваша проблема?

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой

- В таких случаях как говорят? «Моя совесть чиста».  Поэтому  не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

5. Работа в группах.

1 и 2  группа "Собери пословицу".

3 и 4 группа «Собери фразеологизмы»

кошки на сердце скребут, совесть чиста

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью, поступать по совести. Надо уметь ее слышать и следовать ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

V. Обобщение знаний. Рефлексия

  1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
  2.  Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.

-Многим людям совесть представляется огоньком свечи, который дарит нашей душе тепло и свет. Совесть - это СВЕЧА ДОБРА.

И сегодня на уроке мы зажжём этот огонёк для каждого из нас. Зажигаем свечу. Пусть он всегда освещает наш путь по имени ЖИЗНЬ, ведь в жизни всегда нужно поступать по совести.

- Каким нужно быть человеком, чтобы поступать по совести?

Напишите на сердечках напишите каким нужно быть человеком, чтобы поступать по совести, сохраните его для себя и старайтесь идти по жизни именно следуя голосу совести, доброты и разума.

- Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!

Портрет совестливого человека

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

VІ. Рефлексия.

  1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».
  2. Что вы узнали сегодня на уроке, отметьте в таблице.
  3. Продолжите фразу.

Портрет совестливого человека

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

      VІІ. Итог занятия.

- Наш урок хочется закончить словами: "Всегда, во всём, как светильником, пользуйтесь руководством совести".

Совесть.
Словно ненаписанная повесть.                                                                      

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

                                                     Яна Кузовлева

- Спасибо ребята за урок. Все работали хорошо, активно отвечали на вопросы. Молодцы!

VІІІ. Домашнее задание.

 - Подготовить рассказ на тему «Приходилось ли вам испытывать муки совести?»

1.« Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать»

Паскаль Блез (французский философ)

2.«Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону»

Кант И. (немецкий философ)

3.«Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» Гольбах П. (французский философ)

4.«Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»  

Дени Дидро (французский писатель)

5.«Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен (американский журналист)

Совесть это-

Совесть это-

Совесть это-

Совесть это-

Совесть

        Нина не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
       Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
      Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
    А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
 — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
  — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
     Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
     А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
    Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
    Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,    

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,    

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Собери пословицу

Без рук, без ног – калека,    

а грызёт.

Совесть без зубов,

живи по совести.

Кто чистую совесть имеет,

без совести – полчеловека.

Говори по делу,

в том и совесть.

В ком есть стыд,

тот спокойно спать ложится.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?


        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКС " Россия- наша Родина" 4 класс.

Открытый урок по ОРКС " Школа России". Использовала слайды, музыку, песни и различную наглядность....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"

В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКС в начальной школе»

Мастер-класс по проведению урока  "Основы православной культуры" по теме "Храмы"....

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»

Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...

"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...