Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"
план-конспект урока (4 класс) на тему

В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.                        

Цели по содержанию:

Образовательная цель:

- способствовать формированию понятий свобода и моральный выбор;

Развивающая цель:

- способствовать развитию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и свободе;

- способствовать развитию умений не создавать конфликтов и выходить выходы из спорных ситуаций;

Воспитательная цель: 

   - воспитывать осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

 Оборудование к уроку:

Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):

1.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

2. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений,2-е издание  – Москва, « Просвещение», 2012

3. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений.  – Москва, «Просвещение», 2011

4.Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики»

5.Презентация к уроку №9 «Свобода и моральный выбор человека»

6.Рассказ Юрия Яковлева «Полосатая палка» для каждого ученика.

7. Сергей Михалков «Находка»

 

                                                   Ход урока

 1. Организационный момент. (Слайды №1-2. Звучит песня «Дорогою добра».)

 2.Целеполагание и актуализация знаний и умений.

Проверка домашнего задания по вопросам и заданиям урока 8, страница 21

Задание №1. Что в перечисленных ниже качествах является добродетелью, а что- пороками (избытком или недостатком)? Расположите их так, как было показано в тексте учебника. Объясните свой выбор.

Бесстыдство – скромность - застенчивость.

Бесстыдство - отсутствие стыда, стыдливости, пренебрежение к правилам приличия; что-то непристойное. «Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим ». (Цицерон Марк Туллий- древнеримский политик и философ, блестящий оратор ).

Скромность- черта человека, выражающаяся в следующем:

  • умеренность во всех требованиях;
  • соблюдение рамок приличия;
  • степенность в общении с другими людьми;
  • не стремление к богатству и роскоши;
  • не стремление первенствовать, показывать себя.

    Скромность, в отличие от стеснительности, ценилась во все времена во всем мире.

Застенчивость- состояние психики человека и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряженность, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе.

Задание №2. Расскажите о своих поступках или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные. Выскажите свое мнение.

Каждый день человек совершает самые разные поступки. Хорошие поступки или  плохие для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? (Ответы учащихся).

Как понять, хорошие поступки мы  совершаем или нет, приносят ли наши  поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Отправляемся с вами в трудную дорогу познания истины.

Послушайте восточную притчу «Все в твоих руках» (Слайд № 3).

Мастер- учитель.

Чтение притчи учителем.


Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Кто решал судьбу бабочки?

Был ли ученик свободен в своем выборе?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О свободе).

А что ответил Мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: «Все в твоих руках»  

Ребята, как вы поняли слова Мастера? (Ответы учащихся).

Какие пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится.

Человек всегда может сделать выбор.

Выбор, направленный во благо другого человека, это и есть моральный выбор.

О чем еще мы будем говорить сегодня на уроке? (О моральном выборе)

Сформулируйте тему урока. (Слайд №4)

 -Определим цели нашего урока. (Слайд № 5)

      Узнать что такое свобода и моральный выбор.

      Запомнить новые понятия.

      Учиться находить выходы из конфликтных ситуаций.

3.Первичное усвоение знаний.

Что вы представляете, когда слышите слово свобода? (Ответы учащихся.)

1.Работа по учебнику с.22-23

Какое определение этому понятию дает наш учебник?

Чтение 1 абзаца.

Что такое свобода?

Что значит быть свободным? (Отвечать за свое поведение, за соблюдение норм и правил, принятых в обществе.) Свобода- это не вседозволенность. Вседозволенность- это безответственность за свои действия в усладу себе, бездумно или предумышленно допускающая причинение обид или ущерба окружающим. Поведение того, кто в своих поступках чувствует себя свободным от всяких общественно установленных норм и правил.

Чтение 2 абзаца.

Почему животные не обладают свободой? (Ими руководит инстинкт, то, что заложено природой и система связей в сообществе.) (Слайд №6)

Например, волки - стайные животные, и стая для серого хищника является жизнью и спасением. Стая представляет собой семью, в которой находятся до 20 особей. Волки в стае ведут себя очень дружелюбно. В ней каждому отведено свое место и в отношениях царит строгий порядок. Не писаный закон охватывает все стороны жизни стаи. Основанный на системе доминирования (превосходства) он устанавливает очередность в доступе к пище, право обзаводиться потомством или обязанность подчиняться, дарует привилегию вести себя свободно. Иерархия в стае довольно тонкое дело. Все волки беспрекословно подчиняются альфа - паре, которые стоят на самой вершине иерархической лестницы. Далее следуют бета - пары, которые более близко расположены к паре лидеров. Следом за ними идут гамма - волки, которые являются основным составом стаи. И самый низший слой иерархии омега – волки, к которым относятся пожилые волки и волчата. Отношения в стае зависят от вожака стаи и его подруги, но любое неподчинение, или какое – либо другое поведение моментально карается одним из лидеров.

А человек?

 Тоже многое зависит от природы. Не может выбирать дышать или не дышать, но может выбрать, как ему поступить по отношению к другим людям. Слайд №7 «Мириться или не мириться?»

Какие пути выбора есть у детей? (Выбор между различными способами поведения, это и есть моральный выбор.)

Чтение 3 абзаца про себя.

Найдите ответ на вопрос: что такое моральный выбор?

Иллюстрация с.22.

О какой ситуации морального выбора идет речь? Как поступили бы вы, оказавшись в подобной ситуации?

Чтение 4-5 абзацев.

От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? (От стойкости следования добродетелям, которые составляют характер человека.) (Слайд №8) Берлин. Трептов - парк. «Мы видим памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом».  Фигура советского солдата, в одной руке которого – меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой спасенная из развалин в Берлине маленькая немецкая девочка. 26 апреля 1945 года сержант Николай Масалов сделал свой нравственный выбор: рискуя своей жизнью, он спас ребенка.

Чтение 6 – 7 абзацев.

Как должен поступать добродетельный человек? ( Должен следовать интересам других.)

Какой пример приведен в нашем учебнике?

Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Находка». (Слайд №9).    

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке.

 И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой

И грустно смотрит под ноги.

Как будто по пути

 Ей нужно что-то важное

На улице найти. Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Но тут беда случается,

И я стою дрожа:

Не нахожу в кармане я

Любимого ножа.

Четыре острых лезвия

Работы непростой,

Да маленькие ножницы,

Да штопор завитой.

И вдруг я вижу, девочка

Идет по мостовой,

Мой ножик держит девочка

И спрашивает: «Твой?»

Я нож беру уверенно,

Кладу в карман его.

Проходит мимо девочка,

Не знает ничего.

И грустно смотрит под ноги,

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке.

Как поступит мальчик?

Я бросился за девочкой,

И я догнал ее,

И я спросил у девочки:

Твое? Скажи, твое?

Мое, - сказала девочка, -
         Я шла, разинув рот.

Отдай! Я так и думала,

Что кто-нибудь найдет.

Оцените поступок мальчика.

 Мальчик поборол желание оставить кошелек себе. А девочка поступила добродетельно - отдала мальчику кошелек. Люди должны помогать друг другу.

Чтение 8-9 абзацев текста.

Задание.  Катя Маковеева расскажет вам  историю из жизни. Слушайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы: (Слайд №10)

1.Перед каким выбором оказался Вадим?

2.Какой выбор есть у Кости?

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.        

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

Как могла закончиться эта история?

Какой выбор сделали бы вы?

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

4.Осознание и осмысление учебного материала. (Слайды № 11-12)

Работа со слайдами презентации.

Что такое свобода?

Что такое моральный выбор?

  1. Первичное закрепление нового учебного материала.

(Слайд №13)

Чтение отрывка из рассказа Юрия Яковлева «Полосатая палка».

Мишка тут же заинтересовался небом. Он задрал голову и стал шарить глазами по облакам. Но, не обнаружив ничего интересного, опустил голову и увидел в руке человека необычную полосатую палку.

Мишка сразу забыл о небе. Палка манила его, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами. Он нетерпеливо повёл плечами, а рука его сама по себе стала тянуться к чёрным и белым полоскам. Вот она коснулась палки. Вцепилась в неё. Зазевавшийся прохожий не успел сообразить, что произошло, а Мишка уже мчался по улице, прижимая к себе полосатую палку.

Незнакомец не закричал, не кинулся вдогонку. Напротив, когда Мишка на бегу оглянулся, он увидел, что тот по-прежнему смотрит в небо, словно не заметил пропажи…

Человек был слепым! Об этом Мишка догадался только после слов старухи, а тогда он сам себе говорил: «Ничего страшного. Купит себе другую палку. Не будет в другой раз глазеть в небо и мешать людям, переходить улицу!»

- Как вы думаете, правильно ли поступил мальчик, отобрав палку у слепого человека?

Ответ детей.

_ Что побудило мальчика совершить этот поступок? В чем сущность морального выбора и свободы в этом рассказе?

Ответ детей.

Учитель: Мишка совершил поступок,  не  задумываясь. Он сделал свой моральный выбор. Между добром и злом, хорошим и плохим. В последствие задумался ли он о совершенном поступке?

Найдите в тексте строчки, которые раскрывают душевные переживания Мишки.

Женщина, переходившая рядом с Мишкой дорогу, торопливо делилась со своей спутницей новостями:

— Здесь, на перекрёстке, только что человека задавили.

— Насмерть?

— Кто его знает.

Мишка похолодел. Он почувствовал, что у него слабеют руки и ноги. Это наверняка был слепой. Если бы он шёл с палкой, водители знали бы, что он слепой, и не рассчитывали на то, что человек видит. Он продолжал идти за женщинами. Ему хотелось спросить, был ли человек, попавший под машину, слепым. Но у него не хватало мужества подойти к ним.

Один раз ему попался слепой человек, но это был не его слепой.

У этого никто не вырывал палку, и она, как маятник, ритмично постукивала по тротуару: шагай смелей. Увидев слепого, Мишка покраснел. Словно слепой всё знал о нём и осуждающе смотрел сквозь тёмные очки. Мишка спрятал похищенную палку за спину и, прижимаясь к стене, проскользнул мимо. Но тут, же подумал, что какой-нибудь пацан вроде него может вырвать палку и у этого слепого, и он решил его охранять.

Мишка проводил слепого до дому и снова остался один на один с тяжёлой полосатой палкой. Эта палка мешала ему жить. Если бы можно было разбежаться и перебросить её через крыши домов, чтобы она улетела в другой город или, лучше, в другую страну. Но палка словно приросла к его руке.

Нет, полосатые палки выдают не слепым, а преступникам, чтобы весь город знал, что это идёт преступник, а не просто разболтанный двоечник. Безжалостный буравчик сверлил его сознание, заставлял думать о человеке, для которого на Земле всегда ночь и не помогают ни фонари, ни звёзды. А Мишка видит всё. И дома, которые, как в реке, отражаются в мокром асфальте. И бабочку, которая по ошибке залетела в город. И листья, и облака. И солнце бьёт ему в глаза. Но какая от этого радость, если из-за тебя погиб человек?

Раз его нигде нет, значит, это он попал под машину. А может быть, он бредёт по какому-нибудь далёкому кривому переулку, заблудился и ждёт, когда Мишка вернёт ему полосатую палку?

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

Учитель:

Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

Как научиться управлять своей жизнью?

Ответы учащихся.

6.Домашнее  задание. (Слайд 14)

Представьте, что вы автор рассказа «Полосатая палка». Как бы вы закончили рассказ? Придумайте развязку.

7.Рефлексия. (Слайд № 15 )

В каких ситуациях вам могут пригодиться новые знания?

О чем бы вы поговорили со своими близкими, продолжая тему нашего урока?

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

- Укажи, какую высоту ты сегодня достиг на уроке. Напиши на ней

 свое имя.

Напутствие (Слайд 16)

Ребята, как вы поняли напутствие?

Спасибо за урок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"

Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Мастер-класс по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"

Мастер - класс по теме"Образцы славянской культуры. Изготовление оберега"...

« Основы светской этики» Свобода и моральный выбор человека

Тема урокаСвобода и моральный выбор человекаТип урокаКомбинированныйЦель, задачиЦель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека Задачи: -формировать понимание з...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"

Тема урока: « Этикет»Количество часов: 1 часЦели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человекаЗадачи:- познакомить с поняти...