Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse_po_kursu_orkse_modul_svetskaya_etika.doc | 792 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОРКСЭ, модуль «Светская этика».
4 класс.
Тема. Любовь и уважение к Отечеству.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение (песни о Родине), слайды, карточки-термины, презентация «Моя малая родина», раздаточный материала «Составь пословицу», «Собери слово», цветные кружки, тексты для 5-минутного чтения,
Цель. Воспитание духовно- нравственной личности ребёнка.
Задачи:
1.Образовательные
- повторить понятия «Отечество», «Родина», «Россия», «Любовь».
- формировать уважение к Отечеству, через ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
2. Развивающие
-развивать познавательный интерес к своей малой родине,
-развивать навыки выразительного чтения, навык самостоятельной работы, активизировать творческое воображение детей.
3. Воспитательные
-воспитывать чувство любви и уважения к Родине, к своему краю, чувство гордости за традиции, обычаи, чувствовать красоту слова.
Личностные:
формирование представлений, что мы граждане одной страны - России
воспитание любви к своей малой родине и Родине в целом, уважения
народам своего края
Метапредметные:
развитие познавательного интереса к изучению своего края
Предметные:
понимать значение нравственности
Виды деятельности: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная работа, творческая работа
Основные термины и понятия:
Родина, Отечество, Россия, Любовь
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
Положительная эмоциональная направленность урока.
-Урок проведём под девизом:
Дорог нам наш край родной
И в ненастье, и в стужу, и в зной.
И о нём услышим мы сейчас
Много нежных, добрых слов
Звучит музыка о Родине (по выбору учителя)
а) Беседа после прослушивания
-Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (радость, веселье)
-О чём поётся в этой песни?
-В каком цвете вы увидели нашу Родину?
У вас на партах лежат кружки разного цвета, выберите те цвета, в котором вы увидели нашу Родину и составьте цветок.
(дети составляют яркий красивый цветок)
Один ученик составляет на доске. Рассказывает почему он взял такие цвета (например зелёный - лес, трава; синий - вода, небо; красный-заря, цветы, солнце…; жёлтый – песок; оранжевый – фиолетовый - цветы или весёлая радуга)
- Актуализация знаний
-Да, ребята, мы живём в такой удивительной, яркой стране, у которой такое красивое название.
Как называется такая страна?
( Россия) Слайд №1
А) 5 - минутное чтение (тексты о Родине - приложение к уроку №1)
- О чём вы прочитали?
-Обоснуйте свои ответы чтением отрывков из текста
(выборочное чтение вслух текстов)
Б) Групповая работа. Буквы рассыпались нужно собрать их и составить слово
1гр.- «Родина»;
2гр. – «Россия»;
3гр. – «Отечество».
4 гр. - «Любовь»
- А как вы понимаете эти слова?!
Ответы групп: Отечество – страна, где родился человек, земля отцов наших. Родина – родная страна. Россия – наше государство. Любовь – это важнейшее чувство для каждого человека.
- Определение темы и цели урока
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
(ответы детей)
Учитель обобщает ответы учащихся.
- Сегодня мы с вами будем говорить о стране огромной и прекрасной, о стране, где мы родились и живём, о нашем с вами отношении к ней, о людях, которые в ней живут
- Актуализация знаний по теме урока
-Посмотрите на эти два слова, что вы можете сказать (приложение к уроку №2)
(на доске слова Родина, родина, учащиеся рассказывают о значении этих слов)
Родина – это большая наша страна
родина – это любимый уголок, это родная улица, родной дом, родная деревня, родной город
Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником
Родина моя - Россия!
Очень я тобой горжусь.
Надо мною небо синее,
В лучи солнца окунусь.
Океан лесов безбрежен,
И зеленая трава.
Воздух Родины так нежен –
Этим всем горжусь и я!
Слайд№2
-Как вы уже знаете Россия – самая большая страна в мире! 30 морей и 2 океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. В стране проживает более142 миллионов человек, говорящих на 150 языках и каждый из них любит и дорожит нашей Родиной. О любви к Родине, о преданности к Родине, народами сложено много стихов, песен, пословиц. И сегодня на уроке предстоит вспомнить некоторые пословицы.
А) Работа в группах. Чья группа быстрее составит пословицы
Задание: составить из частей пословицы о Родине.
Слайд№3
Кто за Родину горой, | служить отчизне. |
Одна у человека мать, | тот истинный герой. |
Главное в жизни – | одна у него и Родина. |
Для Родины своей ни сил, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | ни жизни не жалей. |
Родина – | умей за неё постоять |
Родина – мать, | Родины нашей. |
Нет в мире краше | всем матерям мать. |
(самопроверка)
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Главное в жизни – служить отчизне.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Ученик: В такой большой стране у каждого человека есть свой родной маленький уголок - деревня, улица, дом, где ты родился. Из множества таких уголков и состоит наша родина –наша деревня Янтык
-С чего начинается ваша малая родина?
Показ презентации «Моя малая родина»
(Звучит стихотворение, заранее подготовленным учеником Ю.Антонова «Родные места»)
В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
Слайд№4
-Множество красивейших мест на нашей Земле. И главное богатство Земли - это народ.
- Можем ли сказать, что наша страна – многонациональная?
Слайд №5
-Какие народности живут в России? (ответы детей)
Слайд№6
-Вам тоже было предложено провести маленькое исследование на тему «Какие народности живут в нашей малой родине – деревне Янтык. Давайте проверим, что у вас получилось.
(один ученик знакомит с народностями нашей деревни: татары, русские, казахи, мари, чуваши, чеченцы…)
Ученик.
Один – рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия у нас у всех - одна.
-И всех их объединяет любовь и преданность к своей малой родине и большой стране России. Добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга. Сейчас прослушаете стихотворение, о нашем родном татарском языке, известного писателя Г.Тукая.
Слайд №7
(Чтение учеником стихотворения «И туган тел…(Родной язык…)»).
(Звучит тихая музыка на татарском языке)
5.Закрепление
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Ученик читает стихотворение.
Есть в сердце Родины большой,
Наш Янтык, уголок для нас родной.
Он сердцу дорог, мил, приятен,
Красив и необъятен.
8.Рефлексия.
- А теперь мы с вами немного поиграем. Игра «Что отдашь Земле родной?».
– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра?
Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России.
- Итог урока
– Итак, ребята, давайте подведём итог
–Что вам сегодня было интересно на уроке?
– А что творческого было на уроке? (представили нашу Родину в виде яркого цветка, слушали стихотворение, определяли его тему, собирали пословицы о Родине, пели песни, играли…)
– А что главное было на уроке?
Главным было то, что все мы разные, но живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Родине, Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!
Д/з - Подготовить снимки красивых уголков своей деревни, со своими друзьями поиграть в игру «Что отдашь Земле родной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")
Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...
технологическая карта урока по учебному предмету ОРКСЭ (Светская этика)
тема урока: Правила твоей жизни....
Урок ОРКСЭ в 4 классе, Модуль "Основы светской этики"
Урок формирования представления о "Золотом правиле нравственности"...
Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".
Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...
Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".
На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...
4 класс. КИМ ОРКСЭ "Светская этика"
Контрольно- измерительные материалы по ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Светская этика"...