Главные вкладки

    Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse_po_kursu_orkse_modul_svetskaya_etika.doc792 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по ОРКСЭ, модуль «Светская этика».

    4 класс.

    Тема. Любовь и уважение к Отечеству.

         

    Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение (песни о Родине),  слайды, карточки-термины, презентация «Моя малая родина», раздаточный материала «Составь  пословицу», «Собери слово», цветные кружки, тексты для 5-минутного чтения,

    Цель. Воспитание духовно- нравственной личности ребёнка.

    Задачи:

    1.Образовательные

         - повторить понятия «Отечество», «Родина», «Россия»,  «Любовь».

        - формировать  уважение  к Отечеству,  через ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

    2. Развивающие

      -развивать познавательный интерес к своей малой родине,

      -развивать  навыки выразительного чтения, навык самостоятельной работы, активизировать творческое воображение детей.

       

    3. Воспитательные

    -воспитывать  чувство любви и уважения к Родине, к своему краю, чувство гордости за традиции, обычаи, чувствовать красоту слова.

     Личностные: 

               формирование представлений, что мы граждане одной страны - России

               воспитание любви к своей малой родине и Родине в целом, уважения  

               народам своего края

      Метапредметные: 

              развитие познавательного интереса к изучению своего края

      Предметные:

             понимать значение нравственности

    Виды деятельности: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная работа, творческая работа

    Основные термины и понятия: 

    Родина, Отечество, Россия, Любовь

    Ход урока:

    1. Организация деятельности учащихся.

    Положительная эмоциональная направленность урока. 

    -Урок   проведём под девизом:

    Дорог нам наш край родной

    И в ненастье, и в стужу, и в зной.

    И о нём услышим мы сейчас

    Много нежных, добрых слов

                                   

    Звучит музыка о Родине (по выбору учителя)

    а) Беседа  после прослушивания

    -Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (радость, веселье)

    -О чём поётся в этой песни?

    -В каком цвете вы увидели нашу Родину?

    У вас на партах  лежат кружки разного цвета, выберите те цвета, в котором вы увидели нашу Родину и составьте цветок.

    (дети составляют яркий красивый цветок)

    Один ученик составляет на доске. Рассказывает почему он взял такие цвета (например зелёный - лес, трава;  синий - вода, небо; красный-заря, цветы, солнце…; жёлтый – песок; оранжевый – фиолетовый - цветы или весёлая радуга)

    1. Актуализация знаний

    -Да, ребята, мы живём в такой удивительной, яркой стране, у которой такое красивое название.

    Как называется такая страна?

    ( Россия)               Слайд №1

                                                                       

    А) 5 - минутное чтение  (тексты о Родине - приложение к уроку №1)  

    - О чём вы прочитали?

    -Обоснуйте свои ответы чтением отрывков из текста

    (выборочное чтение вслух текстов)

    Б) Групповая работа. Буквы рассыпались нужно собрать их и составить слово

    1гр.-  «Родина»;

              2гр. – «Россия»;

                   3гр. – «Отечество».

    4 гр. - «Любовь»

    - А как вы понимаете эти слова?!

              Ответы групп: Отечество – страна, где родился человек, земля отцов наших.       Родина – родная страна. Россия – наше государство. Любовь – это важнейшее чувство для каждого человека.

     

    1. Определение темы  и цели урока 

     - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

    (ответы детей)

    Учитель обобщает ответы учащихся.

    - Сегодня мы с вами будем говорить о стране огромной и прекрасной, о стране, где мы родились и живём, о нашем с вами отношении к ней, о людях, которые в ней живут

    1. Актуализация знаний по теме урока 

    -Посмотрите на эти два слова, что вы можете сказать (приложение к уроку №2)

    (на доске слова Родина, родина, учащиеся рассказывают о значении этих слов)

    Родина – это большая наша страна

    родина – это любимый уголок, это родная улица, родной дом, родная деревня, родной город
                  Чтение стихотворения подготовленным  заранее учеником

    Родина моя - Россия!

    Очень я тобой горжусь.

    Надо мною небо синее,

    В лучи солнца окунусь.

    Океан лесов безбрежен,

    И зеленая трава.

    Воздух Родины так нежен –

    Этим всем горжусь и я!

    Слайд№2

    -Как вы уже знаете Россия – самая большая страна в мире! 30 морей и 2 океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. В стране проживает более142 миллионов человек, говорящих на 150 языках и каждый из них любит и дорожит нашей Родиной. О любви к Родине, о преданности к Родине,  народами сложено много стихов, песен, пословиц. И сегодня на уроке предстоит вспомнить некоторые пословицы.

    А) Работа в группах. Чья группа быстрее составит пословицы

    Задание: составить из частей  пословицы о Родине.

    Слайд№3

    Кто за Родину горой,

    служить отчизне.

    Одна у человека мать,

    тот истинный герой.

    Главное в жизни –

    одна у него и Родина.

    Для Родины своей ни сил,

    будет Родина крепка.

    Если дружба велика,

    ни жизни не жалей.

    Родина –

    умей за неё постоять

    Родина – мать,

         Родины нашей.

    Нет в мире краше

    всем матерям мать.

    (самопроверка)

     Кто за Родину горой, тот истинный герой.

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Главное в жизни – служить отчизне.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Родина – всем матерям мать.

    Родина – мать, умей за неё постоять.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Ученик: В такой большой стране у каждого человека есть свой родной маленький уголок - деревня, улица, дом, где ты родился. Из множества таких уголков и состоит наша родина –наша деревня Янтык

    -С чего начинается ваша малая родина?

    Показ презентации «Моя малая родина»

    (Звучит стихотворение, заранее подготовленным учеником Ю.Антонова «Родные места»)

    В родных местах ромашкой пахнет ветер,
    И до травинки вся земля своя.
    В родных местах и солнце ярче светит,
    И серебристей голос у ручья.
    Пусть мне твердят, что есть края иные,
    Что в мире есть иная красота,
    А я люблю свои места родные -
    Свои родные милые места!

    Слайд№4

    -Множество красивейших мест на нашей Земле. И главное богатство  Земли - это народ.  

    - Можем ли сказать, что наша страна – многонациональная?

    Слайд №5

    -Какие народности живут в России? (ответы детей)

    Слайд№6

                          

    -Вам  тоже было предложено провести маленькое исследование на тему «Какие народности живут в нашей малой родине – деревне Янтык. Давайте проверим, что у вас получилось.

    (один ученик знакомит с народностями нашей деревни: татары, русские, казахи, мари, чуваши, чеченцы…)

    Ученик.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой - оленевод.

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мёд.

    Одним – милее осень,

    Другим – милей весна.

    А Родина Россия у нас у всех - одна.

    -И всех их объединяет любовь и преданность к своей малой родине и большой стране России. Добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга.  Сейчас прослушаете стихотворение,  о нашем родном татарском  языке, известного писателя Г.Тукая.

    Слайд №7

    (Чтение  учеником стихотворения «И туган тел…(Родной язык…)»).

    (Звучит тихая музыка на татарском языке)

     5.Закрепление

    Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    Ученик читает стихотворение.

    Есть в сердце Родины большой,
    Наш  
    Янтык,  уголок для нас родной.
    Он сердцу дорог, мил, приятен,
    Красив и необъятен.

    8.Рефлексия.

    -  А теперь мы с вами немного поиграем. Игра  «Что отдашь Земле родной?».

    – Спасибо, ребята! Понравилась вам игра?

    Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России.

    1. Итог урока

    – Итак, ребята, давайте подведём итог

    –Что вам сегодня было интересно на уроке?

    – А что творческого было на уроке? (представили нашу Родину в виде яркого цветка, слушали стихотворение, определяли его тему, собирали пословицы о Родине, пели песни, играли…)

    – А что главное было на уроке?

     Главным было то, что все мы разные, но  живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Родине, Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!

     Д/з - Подготовить снимки красивых уголков своей деревни, со своими друзьями поиграть в игру «Что отдашь Земле родной».

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

    Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

    Урок ОРКСЭ в 4 классе, Модуль "Основы светской этики"

    Урок формирования представления о "Золотом правиле нравственности"...

    Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".

    Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...

    Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

    На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

    4 класс. КИМ ОРКСЭ "Светская этика"

    Контрольно- измерительные материалы по ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Светская этика"...