Урок в 4 классе по ОРКСЭ, модуль "Светская этика"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок проведён в рамках районного семинара по теме "Диалог культур в этнокультурном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_4_klasse_po_kursu_orkse_modul_svetskaya_etika.doc792 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ, модуль «Светская этика».

4 класс.

Тема. Любовь и уважение к Отечеству.

     

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение (песни о Родине),  слайды, карточки-термины, презентация «Моя малая родина», раздаточный материала «Составь  пословицу», «Собери слово», цветные кружки, тексты для 5-минутного чтения,

Цель. Воспитание духовно- нравственной личности ребёнка.

Задачи:

1.Образовательные

     - повторить понятия «Отечество», «Родина», «Россия»,  «Любовь».

    - формировать  уважение  к Отечеству,  через ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

2. Развивающие

  -развивать познавательный интерес к своей малой родине,

  -развивать  навыки выразительного чтения, навык самостоятельной работы, активизировать творческое воображение детей.

   

3. Воспитательные

-воспитывать  чувство любви и уважения к Родине, к своему краю, чувство гордости за традиции, обычаи, чувствовать красоту слова.

 Личностные: 

           формирование представлений, что мы граждане одной страны - России

           воспитание любви к своей малой родине и Родине в целом, уважения  

           народам своего края

  Метапредметные: 

          развитие познавательного интереса к изучению своего края

  Предметные:

         понимать значение нравственности

Виды деятельности: беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная работа, творческая работа

Основные термины и понятия: 

Родина, Отечество, Россия, Любовь

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

Положительная эмоциональная направленность урока. 

-Урок   проведём под девизом:

Дорог нам наш край родной

И в ненастье, и в стужу, и в зной.

И о нём услышим мы сейчас

Много нежных, добрых слов

                               

Звучит музыка о Родине (по выбору учителя)

а) Беседа  после прослушивания

-Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (радость, веселье)

-О чём поётся в этой песни?

-В каком цвете вы увидели нашу Родину?

У вас на партах  лежат кружки разного цвета, выберите те цвета, в котором вы увидели нашу Родину и составьте цветок.

(дети составляют яркий красивый цветок)

Один ученик составляет на доске. Рассказывает почему он взял такие цвета (например зелёный - лес, трава;  синий - вода, небо; красный-заря, цветы, солнце…; жёлтый – песок; оранжевый – фиолетовый - цветы или весёлая радуга)

  1. Актуализация знаний

-Да, ребята, мы живём в такой удивительной, яркой стране, у которой такое красивое название.

Как называется такая страна?

( Россия)               Слайд №1

                                                                   

А) 5 - минутное чтение  (тексты о Родине - приложение к уроку №1)  

- О чём вы прочитали?

-Обоснуйте свои ответы чтением отрывков из текста

(выборочное чтение вслух текстов)

Б) Групповая работа. Буквы рассыпались нужно собрать их и составить слово

1гр.-  «Родина»;

          2гр. – «Россия»;

               3гр. – «Отечество».

4 гр. - «Любовь»

- А как вы понимаете эти слова?!

          Ответы групп: Отечество – страна, где родился человек, земля отцов наших.       Родина – родная страна. Россия – наше государство. Любовь – это важнейшее чувство для каждого человека.

 

  1. Определение темы  и цели урока 

 - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

(ответы детей)

Учитель обобщает ответы учащихся.

- Сегодня мы с вами будем говорить о стране огромной и прекрасной, о стране, где мы родились и живём, о нашем с вами отношении к ней, о людях, которые в ней живут

  1. Актуализация знаний по теме урока 

-Посмотрите на эти два слова, что вы можете сказать (приложение к уроку №2)

(на доске слова Родина, родина, учащиеся рассказывают о значении этих слов)

Родина – это большая наша страна

родина – это любимый уголок, это родная улица, родной дом, родная деревня, родной город
              Чтение стихотворения подготовленным  заранее учеником

Родина моя - Россия!

Очень я тобой горжусь.

Надо мною небо синее,

В лучи солнца окунусь.

Океан лесов безбрежен,

И зеленая трава.

Воздух Родины так нежен –

Этим всем горжусь и я!

Слайд№2

-Как вы уже знаете Россия – самая большая страна в мире! 30 морей и 2 океана омывают Россию. В России 120 тысяч рек. В стране проживает более142 миллионов человек, говорящих на 150 языках и каждый из них любит и дорожит нашей Родиной. О любви к Родине, о преданности к Родине,  народами сложено много стихов, песен, пословиц. И сегодня на уроке предстоит вспомнить некоторые пословицы.

А) Работа в группах. Чья группа быстрее составит пословицы

Задание: составить из частей  пословицы о Родине.

Слайд№3

Кто за Родину горой,

служить отчизне.

Одна у человека мать,

тот истинный герой.

Главное в жизни –

одна у него и Родина.

Для Родины своей ни сил,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

ни жизни не жалей.

Родина –

умей за неё постоять

Родина – мать,

     Родины нашей.

Нет в мире краше

всем матерям мать.

(самопроверка)

 Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Главное в жизни – служить отчизне.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет в мире краше Родины нашей.

Ученик: В такой большой стране у каждого человека есть свой родной маленький уголок - деревня, улица, дом, где ты родился. Из множества таких уголков и состоит наша родина –наша деревня Янтык

-С чего начинается ваша малая родина?

Показ презентации «Моя малая родина»

(Звучит стихотворение, заранее подготовленным учеником Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

Слайд№4

-Множество красивейших мест на нашей Земле. И главное богатство  Земли - это народ.  

- Можем ли сказать, что наша страна – многонациональная?

Слайд №5

-Какие народности живут в России? (ответы детей)

Слайд№6

                      

-Вам  тоже было предложено провести маленькое исследование на тему «Какие народности живут в нашей малой родине – деревне Янтык. Давайте проверим, что у вас получилось.

(один ученик знакомит с народностями нашей деревни: татары, русские, казахи, мари, чуваши, чеченцы…)

Ученик.

Один – рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия у нас у всех - одна.

-И всех их объединяет любовь и преданность к своей малой родине и большой стране России. Добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга.  Сейчас прослушаете стихотворение,  о нашем родном татарском  языке, известного писателя Г.Тукая.

Слайд №7

(Чтение  учеником стихотворения «И туган тел…(Родной язык…)»).

(Звучит тихая музыка на татарском языке)

 5.Закрепление

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Ученик читает стихотворение.

Есть в сердце Родины большой,
Наш  
Янтык,  уголок для нас родной.
Он сердцу дорог, мил, приятен,
Красив и необъятен.

8.Рефлексия.

-  А теперь мы с вами немного поиграем. Игра  «Что отдашь Земле родной?».

– Спасибо, ребята! Понравилась вам игра?

Ребята, вот от таких малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народам России.

  1. Итог урока

– Итак, ребята, давайте подведём итог

–Что вам сегодня было интересно на уроке?

– А что творческого было на уроке? (представили нашу Родину в виде яркого цветка, слушали стихотворение, определяли его тему, собирали пословицы о Родине, пели песни, играли…)

– А что главное было на уроке?

 Главным было то, что все мы разные, но  живем в одной стране. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Родине, Отечеству. Мы должны любить, уважать, заботиться о своём Отечестве!

 Д/з - Подготовить снимки красивых уголков своей деревни, со своими друзьями поиграть в игру «Что отдашь Земле родной».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

Урок ОРКСЭ в 4 классе, Модуль "Основы светской этики"

Урок формирования представления о "Золотом правиле нравственности"...

Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".

Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...

Урок в 4 классах по ОРКСЭ модуль "Светская этика". Тема "Фестиваль проектов. История развития этики".

На уроке использовалась проектная деятельность, технология интегрированного обучения.В разработку урока входят;- план урока- приложение (карточки группам)- технологическая карта урока- презентация к у...

4 класс. КИМ ОРКСЭ "Светская этика"

Контрольно- измерительные материалы по ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Светская этика"...