Конспект урока по ОРКС модуль " Светская этика" тема: " Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока: « Этикет»

Количество часов: 1 час

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

- познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в  группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

- познакомить с некоторыми правилами этикета;

- развивать логическое   мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок по ОРКС  

                                         Модуль «Светская этика» 4 класс

Тема урока

                   Этикет

Цель урока

Осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека.

Задачи:

- познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

- познакомить с некоторыми правилами этикета;

- развивать логическое   мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

- воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Универсальные учебные действия

А) учебная (образовательная компетентность): производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев, выполнять задание на основе заданного алгоритма;

Б) компетентность взаимодействия (коммуникации): договариваться и приходить к общему мнению внутри малой группы, учитывать разные точки зрения, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога;

В) информационная компетентность: формулировать поисковый запрос и выбирать способы получения информации, проводить самостоятельные наблюдения; формулировать вопросы к взрослому и сверстникам;

Г) социальный опыт: организовывать рабочее место, планировать работу, руководствоваться выработанными правилами жизни в классе, управлять проявлениями своих эмоций.

3. Планируемые результаты.

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, ИКТ).

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения

Планируемый результат обучения

 Планируемые результаты.

Личностные: искать свою позицию в многообразии общественных позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Работая по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, ИКТ).

Познавательные: самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать других. Пытаться принимать другую точку зрения

Методы и технологии обучения:

деятельностный метод; диалог; исследовательская деятельность.

Формы организации познавательной деятельности

самостоятельный поиск информации; групповое решение проблемы;

Ресурсы

Технические средства, наглядность: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики», тетради, словари.

.

                                                         

   Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

 - Сегодня мы урок начнём с игры «Да - Нет»

- Я задаю вопросы, вы в тетрадках должны выбрать правильный ответ «да» или «нет». Правильный ответ подчеркнуть.

Верно ли утверждение: (слайд1)

1.Старший первым подаёт руку для рукопожатия (да нет)

2. Первым здоровается при входе в помещение мужчина (да нет)

3. Должен ли мужчина снять головной убор в магазине? (да нет)

4. Можно ли заходить с собакой в магазин (да нет)

5.Если вы опоздали, следует ли объяснить причину опоздания (да нет)

6. Старший всегда с младшим здоровается первым? (да нет)

7. Должны ли мужчины снимать перчатки перед рукопожатием (да нет)

- Возникли у вас трудности при ответах на эти вопросы?

- Давайте проверим, как вы справились

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы не допускать ошибок на такие вопросы?

Ответы учащихся

- а кто знает, как можно это назвать одним словом?  

- Назовите тему урока.

 - Этикет (слайд2)

  1. Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

-Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание.

Первое задание

1 группа – найти определение этикета в словаре и запишите в тетрадь

2 группа - сделать опрос у наших гостей, как они понимают, что такое этикет, обсудите в группе, как вы понимаете и запишите в тетрадь определение этикет.

3 группа – найти определение этикета в учебнике и записать в тетради

  1. Самостоятельная работа (5 мин)

  Проверка задания

Вывод учителя (слайд3)

Этикет – это……….

- У вас на столах лежит лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они?

 - Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это?

- Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. этикет.

3.  Историческая справка /з у групп 1 группа - Откуда появился слово этикет? ,

2,3 группа «Виды этикета»,) (слайд 4)

Рассказ групп

Вывод учителя

- Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет.  Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Существуют различные виды этикета:

  1. Работа в тетрадях

Дети зачитывают виды этикета

- Вы послушаете сейчас выступление специалиста и назовёте виды этикета, которые не записаны в тетради

5. (психологическое радио) – аудио запись

- О каких видах этикета, вы узнали? Ответы

6. Дописать в тетрадку (слайд 5)

служебный (деловой);

дипломатический;

военный;

педагогический;

врачебный;

этикет в общественных местах.

- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

- От кого вы узнали о правилах этикета?

 -  В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи и огромное значение предает ей этикет.

  1. Работа по учебнику стр. 56

Чтение текста и обсуждение группами учащимися

Какой же вывод можно сделать?

Речь- важнейший способ общения между людьми.

Но как много зависит от человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе след на весь день. Как много зависит от тех, с кем мы общаемся.

  1. Просмотр «Ералаша»

- Давайте посмотрим отрывок из хорошо знакомого журнала «Ералаш».  Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?» (слайд 6)

После просмотра группы обсуждают и отвечают на вопросы

1) Обсуждение просмотренного отрывка.

- Что в речи мальчика было необычного?

- Все ли вам было понятно в его речи?

- Почему вы смеялись?

- Что вам показалось смешным?

Обсуждение

- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. С этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка. Я скажу, что это то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах. Вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).

2.Повторение правила общение со взрослыми

Детский этикет в общении со взрослыми.

- первыми здороваются младшие, и в любом случае, следует сразу же приветствовать знакомого при встрече, не дожидаясь его реплики;

- к взрослым принято обращаться на “вы” и употреблять слова: “здравствуйте” и “до свидания” вместо “привет” и “пока”, уместных с ровесниками и родственниками;

- мужчинам мальчикам нужно подавать правую ладонь для рукопожатия, без перчатки;

- повторно встретив кого-то в течение дня, нужно снова поприветствовать его, употребив любое уместное из следующих словосочетаний: “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя/вас снова”, или просто кивнуть и улыбнуться.

  1. Работа в тетрадях

Ещё с давних времён люди учились красиво говорить, быть воспитанными людьми, а современные люди не всегда выполняют правила этикета.

- В 18 веке в России вышел первый сборник правил поведения

-Русский царь Пётр I сам принимал участие в составлении первого сборника правил поведения. Сборник назывался “ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.”

Слайд 7,8

- Вторая часть этого сборника — это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. Сочинение регламентировало практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека.  

- На некоторое время я вам предлагаю стать переводчиками со старорусского на современный язык. Прочитайте правило из этого сборника и дайте его современное толкование, можно инсценировать.

 Работа по тетрадям (работа в группах)

1 группа

… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

А) – дети внимательно могут слушать старших и не вступать в беседу до тех пор, пока не попросят их подключиться

- взрослые могут дать возможность высказать своё мнение ребёнку и не прерывать его.

2 группа

- Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей

- Воспитанного человека легко узнать по внешнему виду, осанке, умению держать себя. Он всегда опрятно одет, походка его ровная, осанка прямая, держится достойно. Он не будет громко разговаривать, кричать, на ходу.

- Походка должна быть ровной и плавной.

- При ходьбе голову нужно держать прямо, не смотреть без причины по сторонам, не засматриваться на прохожих.

А если нужно на что-нибудь обратить внимание спутника?

Не следует делать этого, показывая пальцем. Можно указать движением головы или руки.

3 группа Инсценирование

- … Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

- За столом постарайтесь вести себя так, чтобы не доставлять неудовольствие окружающим: пейте и ешьте бесшумно, и не открывайте широко рот, локти должны быть прижаты к телу и не сгибайтесь над столом.

-Если вы случайно обронили вилку или нож, то не пытайтесь поднять его сами, просто попросите другой прибор. И если вдруг это случилось с кем-то из окружающих, то постарайтесь не заметить этого.

-Когда вы садитесь за стол обратите внимание на осанку. Сидите свободно, можете слегка опираться на спинку стула. Стул должен стоять не слишком близко от стола, иначе вам захочется положить локти, далеко тоже не отставляйте его, во время еды вам будет неудобно обедать.

- … Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

-  Когда о каком деле  сумнёваешься, то не говори того за подлинную правду

Вывод:

- Подумайте, какой вывод вы сегодня сделаете после нашего урока.

 Прошли века, а правилами мы пользуемся и в наше время

Человек находится в постоянном общении со знакомыми, и незнакомыми людьми на работе, дома, на улице, в кино, библиотеке, магазине и т.д. Человек нашего столетия вступает в контакты иногда с десятками людей в день. Но как много зависит от человека

  1. Работа в тетрадях группами

- Соедините половинки пословиц

1.   Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2.  Береги платье снову, а честь смолоду.

3.    Мил тот гость, что недолго гостит.

4.    Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

5.    Не дорог подарок – дорога любовь.

6.     На незваного гостя не припасена и ложка.

Проверка задания (Слайд 9)

обсуждение по 1 пословицы

Зачитать в тетради (Слайд 10)

Правила надо выполнять всегда, когда тебя кто-то видит и когда ты один и тебя не видит никто.

 По тому, как ты себя ведёшь дома, в школе, на улице, люди судят о тебе, о твоей семье, о твоём классе, о твоей школе. Старайся не ронять чести своих родителей, своей школы, своих учителей. всегда думай об этом.

- Как вы это понимаете?

Нужно быть воспитанным человеком. Когда что-то делаешь, надо подумать, а как правильно делать, а нужно ли это делать?

Зачитать последний абзац в учебнике

  1. Домашнее задание. (Слайд 10)

Написать мини- сочинение «Считаю ли я себя воспитанным человеком»

Подведение итога

- Выбрать смайлик, который подходит сегодня уроку (Слайд 11)

Подведение итога

Литература:

В.И. Даль В. И. «Словарь пословиц», Ожегов «Толковый словарь»,

Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. М., 2004

Этикет в вопросах и ответах. М., 2001

100 советов по этикету. Минск, 2001

Панкеев И.А.  Энциклопедия этикета. М., 2003

Список образовательных цифровых и интернет ресурсов:

Www. nachalka.com

Www. prochkolu.ru

www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы

www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"

Тема: ХрамЦель урока: формирование  у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующихЗадачи:Воспитательные:воспитание уважительного отношения к религиозным си...

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Свобода и моральный выбор"

В конспекте урока "Свобода и моральный выбор" содержание учебника дополнено рассказом Ю. Яковлева "Полосатая палка", стихотворением С. Михалкова "Находка" и анализом прочитанного....

Урок в 4 классе по ОРКС модуль (Светская этика) "Культура и мораль"

Содержание учебника дополнено материалом о Российском Красном Кресте, притчей "Девочка и морская звезда" с анализом прочитанного. На этапе рефлексии предложен тест "Как я понимаю моральные нормы"....

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока по ОРКиСЭ Модуль Светская этика Тема "Совесть"

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль «Основы светской этики»Тема: «Совесть» 1.ФИО: Иванова Галина Викторовна2. Место работы: ГБОУ Гимназия ...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль Светская этика "Идти дорогою добра"

Проблема патриотического воспитания, толерантности и нравственного самосознания современной молодежи волнует весь мир и особенно общество нашей страны. Возраст детей в начальных классах является одним...