Урок по ОРКС модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Амосенко Елена Владимировна

Тема: Храм

Цель урока: формирование  у обучающихся первичных представлений о православном храме и его роли в жизни верующих

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к религиозным символам
  • воспитание культуры поведения в храме

Образовательные:

  • познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,

« благословление»

  • формирование представлений о православном храме
  • совершенствование навыков работы с источниками информации

Развивающие:

  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль « Основы православной культуры»

Урок по теме «Храм»

Цель урока: формирование у обучающихся первичных представлений о православном  храме и его роли в жизни верующих.

Задачи урока:

Воспитательные задачи:

  • воспитание уважительного отношения к религиозным символам
  • воспитание культуры поведения в храме

Образовательные задачи:

  • познакомить с понятиями «храм», «собор», «иконостас», «алтарь», «икона», «канун», «кадило»,

« благословление»

  • формирование представлений о православном храме
  • совершенствование навыков работы с источниками информации

Развивающие задачи:

  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • обогащение лексического запаса и формирование эрудиции путём словарной работы

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры», компьютерная презентация « ХРАМ», интерактивная доска

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование,

источники

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Постановка и формулирование проблемы

Создание проблемной ситуации

Организация деятельности обучающихся;

Постановка вопросов для обсуждения.

Решают проблему известным способом: фронтальная работа.

Строят высказывания.

Формулируют цель и задачи урока.

презентация

Процесс планирования деятельности

Поиск решения учебной задачи

Планирование алгоритма решения проблемы.

Использование модели для решения учебной задачи

Формулирование собственного мнения.

Планирование  алгоритма решения проблемы

Презентация с иллюстративным материалом

Процесс решения проблемы

Формирование у обучающихся представлений о храме

Постановка вопросов,

Организация деятельности обучающихся, комментированное чтение текста учебника, диалог с автором;

Сообщение дополнительной информации.

Проводят коллективное исследование

Ответы на вопросы,

Выборочное комментированное

чтение, пересказ.

Формулируют своё мнение и позицию.

Самоконтроль

Учебник,

Презентация

Применение знаний и умений

Первичный контроль по овладению новым материалом

Организация групповой и индивидуальной работы.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; обобщают полученные знания.

Контролируют действия партнёра; договариваются и приходят к общему решению проблемы; рассуждают и используют речь для  регуляции своего действия

Самоконтроль

Интерактивная доска; презентация

Раздаточный материал

Контроль по окончании темы

Контроль

тест

Строят высказывания в письменной форме.

Ответы на вопросы

Построение

монологического высказывания.

Пошаговый контроль.

Листы бумаги

Рефлексия

Оценивание работы обучающихся

Организация способа оценивания обучающихся

Строят высказывания в устной форме.

Построение предложений, формирование своего мнения, позиции.

Самоконтроль

Слайд из презентации

Домашнее задание

Развитие интереса к предмету

Инструктирование, советы.

Ориентирование на разнообразие  способов решения задачи

Формулирование собственного мнения.

самоконтроль

Учебник

Ход урока:

I –II  Постановка и формулирование проблемы, планирование деятельности

Учитель на доске выводит слайд из презентации « ХРАМ» с изображением храмов и читает стихотворение

 Т .Шороховой « Храм»:

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

- Как вы думаете, ребята, о чём идёт речь в стихотворении? Как вы догадались?

- Какие вопросы у вас возникли по ходу слушания?

- Сформулируйте тему урока?

- На какие вопросы мы будем искать ответы на уроке?

- Как мы это будем делать?

На доске появляется слайд  с вопросами на  которые обучающиеся должны найти ответ во время урока.

Вопросы:

  1. Что такое храм?
  2. Что люди делают в храме?
  3. Что можно увидеть в храме?
  4. Кто служит в храме?
  5. Для чего нужен храм?

III – IV Решение проблемы, применение знаний и умений

  1. Чтение текста учебника с остановками, комментариями учителя, постановкой вопросов . ( стр.48-51, урок 14)

Вопросы по ходу чтения:

  • Кого мы встречаем, входя в православный храм? (священника) ( показ слайда « Священник в храме»)
  • Какое слово заинтересовало Лену? (служба)
  • Как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
  • Прочитаем ответ священника.  (выборочное чтение текста)
  • С чем священник сравнивает себя? ( со свечой) Почему?
  • Предположите, что держал дымящееся в руках священник? ( ответы детей)
  • Прочитаем ответ священника (выборочное чтение)
  • Какое новое для себя слово услышали? (канун) Объясните, что оно обозначает , как поняли(ответы детей)( показ слайда « Служба в храме»)
  • Кому молятся в храме православные христиане? (Христу, ангелам, святым)
  • Как выглядит икона? ( показ слайда « Служба в храме»). Рассматривание, обсуждение увиденного.
  • О ком молятся ? (о людях, животных, друзьях и врагах)
  • Что вас поразило в ответе священника? ( молитва о врагах) Объясните, почему надо молиться о врагах?
  • Как бы вы ответили на вопрос героев беседы? ( Зачем люди перед иконами машут руками?) (ответы детей)
  • Найдите и прочитайте ответ в тексте.

Вернёмся к нашим вопросам.

- На какие вопросы мы уже нашли ответ? Расскажите, что вам запомнилось.

Продолжим чтение и обсуждение. ( стр.50-51)

  • Как поняли значение слова – благословление?( ответы детей)

Показ слайда « Иконостас»

  • Предположите, что это такое? Найдите ответ в учебнике. ( выборочное чтение)
  • О каких иконах мы прочитали?( иконах Богоматери) Что нового для себя открыли ?
  • Как называется секретная комната за иконостасом?(алтарь)
  • Для чего он нужен?( выборочное чтение)

            -  Вернёмся к вопросам урока.

             - Ответьте на поставленные нами вопросы.

  1. Групповая работа

         Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает  1 задание: написать на листе бумаги ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о храме.  После 3 минутного обсуждения представитель группы зачитывает вслух слова. Учитель выводит их на интерактивную доску слайд «Ключевые слова»

Затем, обучающиеся получают 2 задание: у каждой группы на столе лежит конверт с изображением одного из предметов, о котором шла речь на уроке: икона, иконостас, алтарь, кадило, канун. Надо составить связный рассказ о предмете, его применении в храме. Дети в группах записывают ключевые слова к своему рассказу. После 5 минутного обсуждения, рассказы представляются.

V   Контроль по окончании темы

Каждый получает лист с тестом. Записать рядом ответы. Обучающиеся работают индивидуально.

Тест-опрос.

1.Для чего люди ходят в храм?

2. Кто встречает нас в храме?

3.Что такое благословление?

По окончанию работы  по желанию зачитывают свои ответы  вслух.

VI    Рефлексия

На доске слайд «Рефлексия». Продолжите предложения:

  • На уроке мне было …..
  • Я узнал (а) ……
  • Меня удивило …….
  • Мне захотелось …..  

VII   Домашнее задание

Задание  по выбору обучающегося:

  • Нарисовать храм
  • Написать мини-сочинение « Моё посещение храма»
  • Пересказать текст учебника

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храм

Слайд 2

Что такое храм? Что люди делают в храме? Что можно увидеть в храме? Кто служит в храме? Для чего нужен храм?

Слайд 3

Священник в храме

Слайд 4

Служба в храме

Слайд 5

Иконостас алтарь

Слайд 6

Ключевые слова урока Священник Служба Иконостас Алтарь Канун Свеча Икона Благословление

Слайд 7

Рефлексия На уроке мне было …… Я узнал(а) …… Меня удивило ….. Мне захотелось …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

"Подвиг". Урок ОРКС. Модуль православная культура. 4 класс.

Урок составлен на основе принципов системно - деятельностного подхода в обучении.  Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся ус...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...