Хранители предания в религиях мира
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ковалёва Татьяна Анатольевна

Основы мировых религиозных культур 4 класс

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omrk.docx23.07 КБ
Файл prez.pptx2.85 МБ
Файл voprosy_k_igre.docx11.84 КБ

Предварительный просмотр:

Основы мировых религиозных культур 4 класс

Этапы урока

Ход урока

Примечания

Организационный

- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.

Сегодня я проведу у вас урок основы мировых религиозных культур.

Сообщение темы урока

Работа над темой урока

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление

Самостоятельная работа

Итог урока

- Наша тема сегодняшнего урока «Хранители предания в религиях мира». Ребята, а что же такое предание? (Переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, прошлом)

- От какого слова образованно слово «хранитель»? (Хранить)

- Что оно обозначает? (Беречь, сохранять, не уничтожать)

- Как вы думаете, а кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? ( Тот кто хранит прошлые традиции, рассказы, ритуалы, предания)

- У каждого народа в каждой религии есть свои хранители. Такие хранители появились еще в древних религиях и обычно назывались жрецами, т.е. служителями. Давайте прочитаем определение на слайде.

- Ещё существовали особые жрецы – друиды. Давайте прочитаем о них в рубрике «Это интересно» на странице 22.

- Сегодня мы узнаем, как называются хранители религиозных традиций в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Но сначала вспомним то, что мы уже знаем об этих религиях.  

- Кто знает игру «Домино»?  Как называются и выглядят предметы, которыми играют в эту игру? (Костяшки, кости; кость разделена на две половины в которых изображены цифры. Нужно собрать цепь чтобы сторона одной костяшки совпала с другой)

- Играть мы будем в необычное «Домино». На наших костяшках вместо цифр будут вопросы и ответы. На правой стороне вопрос, на левой стороне ответ. Нам нужно собрать цепь, подобрав ответы на вопросы. У каждого из вас будут костяшки. Если вы видите, что ответ на вопрос у вас, то вы поднимаете руку и называете ответ. Затем выходите к доске, прикрепляете костяшку на доску и зачитываете следующий вопрос. И так, пока костяшки не кончатся.

- Откроем учебники на странице 22. Прочитаем раздел «Мудрецы иудеев».

- Отлично, вот мы с вами и вспомнили, что мы знаем о религиях. Назовите мне религии о которых сейчас шла речь. (Иудаизм, буддизм, христианство, ислам)

- Молодцы. Теперь познакомимся с хранителями этих религий. Прочитаем раздел «Мудрецы иудеев» на странице 22.

- Кто является хранителем предания в иудаизме? (Раввины)

- Кто такой раввин? (Т.е. учитель. Так называли людей, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания закона)

- Прочитаем определение со слайда.

- Давайте посмотрим на иллюстрацию в учебнике, на которой изображен раввин.  Что мы можем сказать о том, что он делает? (Молится, читает молитву)

- Что нам на это указывает? ( В руке он держит книгу с молитвами)

- Давайте посмотрим на его голову. Что мы видим помимо того, что она покрыта тканью? (К голове что-то прикреплено)

- Знаете ли вы, что это? (Предположения детей)

- Это тфилин - элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи  животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы.

При помощи чёрных кожаных ремешков, продетых через основания коробочек, одну из тфилин укрепляют на бицепсе обнажённой левой руки («против сердца» — немного повернув к телу), а вторую — на линии волос, между глаз.

- Как называют хранителей предания в иудаизме? (Раввины)

- Ребята, как вы думаете, а как называют хранителей предания в христианстве? (Предположения детей)

- Прочитаем следующий раздел «Христианские священнослужители», который начинается на странице 22.

- Кто является хранителем предания в христианстве? (Епископы, священники, диаконы)

- Какой чин из тех, что вы перечислили выше? (Епископ)

- Первоначально, в апостольское время, термин «епископ» обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы надзирали за христианами конкретного города или конкретной провинции, в отличие от апостолов (преимущественно странствующих проповедников). Впоследствии термин обретает более специфическое значение высшей степени священства.

- Посмотрите на изображение епископа на странице 23. Что это за изображение? (Икона)

- Правильно. Епископов изображали на иконах.

- А для чего появились священники и диаконы? (Для помощи епископам)

- В Христианской церкви епископы, священники и диаконы образуют иерархию. Иерархия – это порядок подчинения

низших  звеньев к высшим. Прочитаем об этом на странице 23, текст в рамке.

- Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве? (Нижняя – диакон, средняя – священник, верхняя - епископ).

- Может ли диакон сразу стать епископом? (Нет, подниматься по ступеням иерархии можно только последовательно)

- С исламе тоже есть свои хранители преданий. Узнаем о них, прочитав раздел на странице 23 «Мусульманская община».

- На что особенное вы обратили внимание, прочитав об мусульманской общине? (В исламе нет церковной организации)

- Верно, в исламе все мусульмане являются большой единой общиной. Как она называется? (Умма)

- Кто такой Имам? (Люди, которым доверено возглавлять чтение молитв)

- Посмотрите на изображение имама в учебнике. Что он делает? (Молится)

- Отличается ли его одежда от других молящихся? (Нет, потому что в исламе единая община)

- Но почему он сидит впереди всех? (Так как он возглавляет чтение молитв)

- Кто такой Хазиф? ( Имам, который помнит Коран наизусть)

- С хранителями какой религии мы еще не познакомились? (Буддизм)

- Прочитаем раздел на странице 23 «Буддийская община»

- Кого в буддизме называют «сангхой»? (Общину буддийских монахов, т.е. людей, которые отказались от семьи, имущества, носят особые оранжевые одежды и живут на пожертвования )

- Кто пользуется особым почетом среди буддийских монахов? (Лама)

- Почему они так почетны? (Потому что это авторитетные учителя)

- Давайте прочитаем цитату о ламе.

-Вот мы и познакомились с хранителями преданий в религиях мира.

Попробуйте определить по этим фотографиям из какой религии каждый хранитель предания и как они называются.

- Заполните таблицу

Православная

культура

Исламская

культура

Буддийская

культура

Иудейская

культура

Епископ

Имам

Лама

Раввин

- Кто такие жрецы и друиды? (Хранители предания в древних религиях)

- Как вы думаете, почему у иудеев раввины пользуются особым почётом?

- Какова роль епископа в христианской общине?

- Кто является хранителем религиозных традиций в исламе?

- Каковы особенности буддийской сангхи?

Слайд 1

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Игра «Домино»

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Слайд11

Слайд12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хранители предания в религиях мира

Слайд 2

Хранитель – тот, кто хранит, оберегает кого-нибудь, бережёт что-нибудь. Предания – переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, прошлом.

Слайд 3

Жрец — служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов.

Слайд 4

Друи́ды — жрецы и поэты у кельтских народов, организованные в виде замкнутой касты и тесно блокировавшиеся с королевской властью. Друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм, которые они передавали молодёжи изустно.

Слайд 5

Игра «Домино»

Слайд 6

Равви́н (от арам. букв. «великий», «значительный», «учитель») — в иудаизме учёное звание , которое присваивается по получении иудейского религиозного образования.

Слайд 7

Тфили́н — элемент молитвенного облачения иудея: две маленькие коробочки из выкрашенной чёрной краской кожи животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы.

Слайд 8

Епископ

Слайд 9

Священник Епископ Иерархия – порядок подчинения низших звеньев к высшим Диакон

Слайд 10

УММА — в исламе — религиозная община; является носителем и хранителем исламской религии. Хафиз (араб.) — имам, знающий Коран наизусть. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: "стоящего впереди") на молитве.

Слайд 11

Са́нгха — название буддийской общины. Лама — религиозный учитель. «Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим»

Слайд 12

Имам Лама Раввин Епископ



Предварительный просмотр:

Вопросы к игре  «Домино»

  1. Буддийское Священное писание (Типитака)
  2.  Священное писание иудеев, которое позднее стали называть Библией (Танах)
  3. Слово, которое в переводе означает «Благая весть» (Евангелия)
  4. Приверженцы ислама (Мусульмане)
  5. Преемники, правившие после Мухаммада (Халифы)
  6. Царевич, который стал Буддой ( Сиддхартха Гаутама)
  7. Земля, обещанная Богом (Земля Обетованная)
  8. Каменные таблички, на которых записаны заповеди Бога еврейскому народу (Скрижали)
  9. Город, в котором родился Иисус Христос (Вифлеем)
  10. Одна из истин, постигшая Будду. Освобождение от страданий. (Нирвана)
  11. Город, который является священным для мусульман (Мекка)
  12. Ближайшие ученики Иисуса Христа (Апостолы)
  13. Священная книга ислама (Коран)
  14. Вызволил из рабства еврейский народ (Моисей)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по теме "Хранители предания в религиях мира".

Основные термины и понятия урока -  жрец, раввин, апостол, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, хафиз, имам, сангха, лама. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, ус...

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»Модуль «Основы мировых религиозных культур»Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл.,...

Урок ОРКСЭ по модулю ОМРК на тему "Хранители преданий в религиях мира"

Урок на тему "Хранители преданий в религиях мира" разработан с использованием интернет-сервиса, который позволит учащимся на этапе рефлексии создать облако тегов....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

Хранители предания в религиях мира.

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс на тему:" Хранители предания в религиях мира"....