Методическая разработка
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Бояркина Мария Семёновна

Зачем творить добро?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта

 урока ОРКСЭ в 4 классе

по теме

                                    Учитель начальных классов:

                                       Бояркина Мария Семёновна

2016 год

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль  «Основы православной культуры».                                                                                                                           Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2014 г.

Тема урока:

Зачем творить добро?

Цель урока:

 - помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции в процессе обретения духовной радости; подвести к пониманию того, что творить добро – духовная радость.

Задачи урока:

- донести до учащихся понимание важности добрых поступков; на примере жизнеописания православных христиан  разъяснить понятия добра, добрых поступков и дел; освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

 - помочь осознать добро как подражание христианской жертве; обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем;

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: познакомятся с нравственными ценностями, пониманием значения нравственности  в жизни человека и общества.

Метапредметные:  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

Методы и формы обучения

Объяснительно - иллюстрированный, частично-поисковый, фронтальная, парная,  составление интеллект-карты.

 Техническое оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор. Карточки с заданиями, текст стихотворения, слайды презентации, музыка

Перечень  используемых на уроке ЭОР

       1.Музыкальный файл (песня «Доброта»).

       2. Видеоролик «Дорогою добра».

Организационная структура урока

Этапы  урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения (УУД)

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая  и мотивационная подготовка к уроку.

Коллективный цветопись настроения.

Тихо ходит в нашем классе доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час. 

 Настал новый урок православной культуры.

Давайте улыбнёмся друг другу и поделимся своим настроением.

Попробуем с вами в цвете представить наше настроение. Каждый выберет кружок в тот цвет, который подходит его настроению. (Голубой или синий – радостное, веселое;

зеленый – спокойное, хорошее;

желтый, оранжевый – тревожное;

коричневый – плохое).

- Я рада, что у всех хорошее настроение.

- На что похож наш цветной круг?

- А если бы он был похож на Земной шар.

 У людей на Земле тоже разное настроение. А что нужно делать, чтобы наш Земной шар почаще был зелено-голубого цвета?

  Пусть этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом и новые открытия.

Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, выполняют задание.

(Дети выбирают кружки, а затем прикрепляют их на доске в виде круга)

(Нам нужно делать все  только доброе и хорошее, чтобы наш земной мир был Царством добра и радости).

Личностные:  имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

II.

Подготовка к усвоению изучаемого материала

Сообщение темы урока

-Предлагаю вашему вниманию видеоролик, постарайтесь быть внимательными, а после просмотра ответьте на вопрос

 «Какие главные слова песни прозвучали?»

Просмотр ролика «Иди дорогою добра»

— Вы узнали, конечно же замечательную песню из кинофильма «Маленький Мук».

— Какие же главные, на ваш взгляд, слова прозвучали  в песне?

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

(«Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра»)

Личностные: понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

-Как вы думаете, о  чём  мы будем сегодня говорить?

 (О добре)

-А что такое, в вашем понимании, ДОБРО?

(ответы детей)

— Верно, ребята. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, берет в руки словарь, зачитывает: «ДОБРО – всё  положительное, хорошее, полезное. Противоположное слову «зло».

— Как вы считаете: Нужно ли нам с вами идти дорогою добра?

(ДА)

III.  Актуализация знаний и пробного учебного действия

  IV.   Постановка и формулировка проблемы.

Работа с учебником (стр.99)

Коллективная беседа  по теме урока.

Работа в парах. Составление интеллект - карты.  

Вспоминают правило нравственности.

- Откроем учебник и хором прочитаем тему нашего урока

 (стр. 99).

- Откроем тетради, запишем тему.

Тема сформулирована в виде вопроса. Кто задаёт этот вопрос, кому он адресован?

- Поможет нам ответить на этот вопрос учебник.

Мы с вами узнаем

- Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

- Но сначала составим  интеллект -карту « Добро».

 Для вас добро- это…

Молодцы, ребята!

Прочитаем 1 – ый  абзац текста. 

 

Это золотое правило этики. Оно было введено нам на 13 уроке.

 

Давайте вернёмся. как по- другому оно звучит?

-Как вы понимаете суть золотого правила?

 

Появление золотого правила этики можно назвать вселенским событием, что все люди, живущие по этому правилу, добрые, о том, что не все среди них христиане. Зададимся вопросом: чем христиане отличаются от просто добрых людей? И найдём ответ: «Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем».

- Тема урока «Зачем творить добро?»

Работают в парах.

(Зачитывают ответы)

(Предполагаемые ответы: счастье, любовь, мама, семья, милосердие, совесть, радость, здоровье).

Чтение и проговаривание вслух.

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе».

Саша

Суть золотого правила для меня состоит … в любви и уважении близких, в том, что надо ответственно относиться к делам, поручениям, уважать мнение своих одноклассников.                                                                                Юля

… Зло – плохое качество души. Если человек сделал тебе плохо, это не значит, что ты должен ответить ему тем же. В православии есть правило – «Люби грешника и ненавидь грех», т.е. помоги своему товарищу избавиться от дурных поступков. Не осуждай человека, а суди его поступок.                                                                            Ника  

… нужно помогать делать добро, и не совершать зла. Нужно научиться быть милосердным, сострадательным, научиться дружить и не лгать.

Юля

… Каждый человек, кто совершает зло, - не будет счастлив. Православный человек не должен драться, не лгать, не спорить со старшими.  

Ника

Не доверяйте сплетням. Важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живёт в нём. Осуждение других людей плохо ещё и потому, что оно упрощает мир и человека.

        Саша                                                                              

… Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Христос сказал: «Не суди, да не судим будешь».

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга,  строить речевые высказывания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга,  строить речевые высказывания.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

V.Физминутка

«Топаем - хлопаем».

А теперь отдохнём, поиграем в игру «Топаем – хлопаем». Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем. Приготовились.

  • Помочь пожилому человеку при переходе проезжей части.
  • Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
  • Старшие ученики обижают младших.
  • Ученики дарят цветы учительнице.
  • Ребёнок помогает маме в работе по дому.
  • Отнять у младшего деньги.  
  • Ударить ногой собаку.
  • Помочь однокласснику в учебе.
  • Помирить поссорившихся друзей.
  • Придумать для одноклассника оскорбительное прозвище.
  • Отвести домой заболевшего друга.

Отвечают на поставленный вопрос учителя.

Регулятивные: осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои действия до всех участников учебного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету…

VI.Открытие новых знаний

VII. Применение знаний и умений.

Работа с учебником на стр.99.

Словарная работа.

Знакомство с древней легендой на стр.99

Анализ притчи

- Прочтите следующую фразу

 «У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

- Кто такие эгоисты?

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая причина – благодарность за подвиг Христа. То есть дарить благо.  

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Давайте поговорим с вами о слове «благодарить».

 Слово «благодарить» состоит из двух частей. Благо 

Найдите и прочитайте происхождение этого слова в этимологическом словаре.

Творить - благодарить.

   -Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (ответы детей)

-Какой вывод вы сделали для себя?

Работа с текстом.

(Давайте прочтём эту легенду)

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

Давайте проанализируем прочитанную легенду.

— Ответьте на вопрос: Почему Петр «содрогнулся» после встречи с Учителем? Какие чувства он испытал?

(по ситуации – найдите в тексте)

— Как поступил Петр после встречи с Иисусом?

— Для чего вернулся апостол Петр?

— С точки зрения православных христиан Петр поступил очень правильно. Ведь христианину сосем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью.  Петр понимает, что его ученики должны умереть, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно.

И, конечно, он подражает Христу и тем самым благодарит его.

-Почему христиане благодарны Христу?

-Благодарность Богу неотделима от благодарности людям. Очень часто доброе мы получаем через людей, которых Господь делает участниками своих благодеяний. И человек, творя добрые дела ближним, так благодарит Бога…

— К чему мы пришли в результате исследования? Какова же первая причина у христиан не быть эгоистами?

 (записанная  на листе причина  прикрепляется на доску)

I. Благодарить Христа за подвиг.

Слушают учителя, работают с учебником.

Это человек, который любит только самого себя, а до других ему нужды нет.

Записывают слово

 « благодарить» в тетради.

Работают со словарём.

Благо –(добро, добрые деяния, служащие  счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения; богатство, имение)

   Вторая часть -Дар – приношение, почет.

 

  - Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие  же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. Человек, делающий

добро, испытывает чувство радости.

- Надо делать добро просто так, бескорыстно.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

(Однажды он уже отрекся от своего Учителя. Теперь он бросал еще и своих учеников);

(вернулся в город);

(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства)

(Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей.)

-

(благодарность за подвиг Христа.)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету..

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; формулируют познавательную цель; строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету..

Работа со словарём в парах. Один ученик зачитывает вслух.

Вторая притча – самоотверженность.

То есть люди мало думают о себе, даже подвергая себя опасности. Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

-Можно ли поступок Петра назвать самоотверженным?

-В разделе «Это интересно» мы узнаем, как закончилась жизнь апостола Петра(стр. 100  первый абзац, чтение учащимися)

У апостола Петра был брат Андрей. Он проповедовал на севере Римской империи. За свои проповеди, за пламенные слова о Христе он тоже был распят.

Слушают учителя, работают с учебником.

Записывают слово

 «самоотверженность» в тетради.

Работают со словарём.

«самоотверженность» -самостоятельность, самолюбие, самоограничение, самонадеянность, самообразование, самомнение 

Да, он вернулся в город, где казнили христиан, он больше не думал о себе)

Читают первый абзац.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для решения поставленной задачи; строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать; высказывает своё мнение…

Личностные:имеют желание учиться;

-Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жизнь и деяния святых.

— Снова вопрос к вам — Кто такие святые?

(ответы детей)

-Точное объяснение найдите в учебнике.

(-Эти люди делали добро бескорыстно, во благо людей и ради Бога, испытывая потребность творить добро, переживая при этом особую духовную радость.

— Вот мы и пришли к тому, чтобы сформулировать вторую причину: почему христиане стремятся творить добро? Назовите две причины, по которым христиане творят добро.

II. Переживать духовную радость.

— Правильно, молодцы! Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает, он благодарит Христа и испытывает духовную радость.

Такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.)

(Чтобы  благодарить Христа за подвиг, чтобы испытывать духовную радость)

Познавательные: умеют строить осознанное  и произвольное высказывание в устной форме, анализировать информацию.

Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, слушать собеседника и вести диалог

VIII. Рефлексия

Подведение итогов в форме письменной рефлексии по пунктам:

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

1. Сегодня я узнал (а).

 2. Я понял (а)… 3.

 Я почувствовал (а)…

 4. Я научился (ась)…

 5. Я смог (смогла)…

6. Было интересно…

 7. Меня удивило…

 8. Мне захотелось…

9. Урок дал моей жизни…

IХ.Итог урока

Обобщение полученных знаний на уроке

- Ребята, что вы узнали нового?

- Что взяли из этого урока для себя, для жизни?

-Оцените свою работу.

 Мы завершим урок словами апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Мы понимаем, что полезнее всего в жизни идти дорогою добра. Много хороших дел ждет вас впереди, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми, дружными. Этому нужно учиться с детства.

Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь  и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.

Заканчивая нашу встречу, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше. Вы станете более бережно относиться к близким, ко всему живому. Этими словами мне бы хотелось закончить наш урок «Зачем творить добро?». Об этом поется и в известной вам песне «Дорогою добра».

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов на основе заданных критериев.

Регулятивные: умеют воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Х. Домашнее задание.

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на

 стр. 102.

(звучит песня «Дорогою добра)

Слушают учителя

Поют песню « Дорогою добра».

VIII.

Физминутка.

-Друзья! Мы много говорили о духовном, позаботимся о нашем физическом здоровье.

— Встаньте, пожалуйста! …

— Давайте возьмемся за руки и встанем в круг.

 Включить музыку, присоединиться к детям.— Закройте глаза… Представьте себя на большой цветущей поляне… Перед вами растет самый красивый цветок на планете – цветок добра… Почувствуйте, как от него исходит тепло доброты… Мысленно перенесите это добро в свое сердце… Вы ощущаете прилив здоровья, счастья, радости, любви… Как хорошо и радостно становится вашей душе… У вас поднялось настроение… Откройте глаза… Поделитесь своим настроением с окружающими, улыбнувшись друг другу…

— Садитесь, пожалуйста, на место.

                

                     

Контроль

  1. Христос пришел в мир, чтобы:
  • Самому послужить людям, Своими страданиями искупив их грехи
  • Его боялись все ученики
  • Ему служили люди, потому что Он – Сын Божий
  1. Когда человек может испытать «духовную радость»?
  • Когда человек гордится своими поступками
  • Когда человек живет для других, т.е. умеет жертвовать собой ради ближних
  • Когда у человека появляются земные блага
  1. Продолжи фразу: «Добрые дела помогают человеку….»
  • Стать ближе к Богу
  • Начать неуважительно относиться к тем, кто добрых дел не делает
  • Возгордиться

Тренажер

  1. Закончи предложение.  Добрым человека можно назвать, если….
  • Он делает добро, чтобы получить взамен  награду
  • Он делает добро по велению сердца
  • Он делает добро, чтобы стать популярным
  1. Закончи предложение.  Добрым человека делает ________(стремление к славе, умение притворяться, умение любить).
  2. Закончи предложение.  Добрым православный человек должен быть….
  • С теми, кто добр
  • С теми, кто будет благодарен за доброту
  • Со всеми людьми
  1. Закончи предложение.  Добрым православный человек должен быть, чтобы…
  • Его хвалили соседи
  • Его не осуждали другие православные
  • Быть счастливым

Вы не останетесь  равнодушными к чужой беде, а будете жить и поступать так, как учит нас с вами Иоанн Златоуст.

Н а ш у р о к м ы з а к о н ч и м с л о в а м и - п о ж е л а н и я м и : Н е с т о й в с т о р о н е р а в н о д у ш н о , К о г д а у к о г о - т о б е д а . Р в а н у т ь с я н а в ы р у ч к у н у ж н о В л ю б у ю м и н у т у , в с е г д а . И е с л и к о м у - т о п о м о ж е т Т в о я д о б р о т а , у л ы б к а т в о я , Т ы с ч а с т л и в , ч т о д е н ь н е н а п р а с н о б ы л п р о ж и т , Д е т и д о п о л н я ю т п р е д л о ж е н и е , и с п о л ь з у я п р и о б р е т ё н н ы е з н а н и я . 1 . С о п о с т а в л я ю т р е з у л ь т а т ы и з у ч е н и я т е м ы с з а д а ч а м и , д е л а ю т в ы в о д о О р г а н и з а ц и я р е ф л е к с и и , с а м о с т о я т е л ь н а я п о с т а н о в а у ч а щ и м с я д а л ь н е й ш и х ц е л е й о б у ч е н и я .Что годы живёшь ты не зря. -Молодцы ребята! Вы хорошо поработали: были дружными активными, проявили творчество. И все вы заслуживаете благодарности. - Какое открытие сделали вы для себя, что положим в сундучок знаний. Закончите предложения, начало которых вы видите на экране. Теперь я знаю, … что такое совесть и раскаяние Теперь я умею … управлять злом, побеждать его Теперь я (буду) не буду … трудиться над своей душой Домашнее задание по выбору одно задание 1. Подготовить ответ на тему: Как я понимаю выражение «мир в душе». 2. Провести интервью с членами семьи по вопросам: Совесть и раскаяние. 3. Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

21 урок основы православной культуры

Зачем творить добро

Литература

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений /А.В.Кураев. – М. : Просвещение,  2014. – 95 с. : ил. – ISBN 978-5-09-024063-5.
  2. Словарь русского языка /С.И.Ожегов – М.: ОНИКС Мир и Образование, 2005. – 1198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...