Главные вкладки

    Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чтобы быть коллективом"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чтобы быть коллективом"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_orkse_chtoby_byt_kollektivom.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Основы религиозной культуры и светской этики.

    Модуль «Основы светской этики»

    Тема: «Чтобы быть коллективом»

    Цели урока

    создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам

    Образовательные:

    развитие и систематизация этических знаний ребенка;

    Развивающие:

    развитие интереса к этике и ее определяющим жизнь смыслам;

    Воспитывающие:

    формирование нравственно ориентированных взаимоотношений  школьников, в основе которых лежит уважение и доброжелательность к каждому;

    Планируемые результаты

    предметные: знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в коллективе, становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

    метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; использование различных способов поиска (в справочных источниках);

    личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ль в порядке
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь!

    Дети проверяют принадлежности к уроку.

    Актуализация знаний

    - Ребята, давайте разгадаем кроссворд, слова – отгадки из тех тем, которые мы прошли на предыдущих уроках. Если мы правильно отгадаем, то у нас выйдет ключевое слово.

    Дети разгадывают кроссворд, определяют ключевое слово

    1. Это умение проявляется в стремлении соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным, психологическим или физическим состоянием другого человека, в умении вовремя увидеть или, наоборот, не заметить, сказать или промолчать.

    *Синонимы этого слова – чуткость, деликатность.

    Такт

    2. Тепло, внимание и забота, которые проявляются по отношению к другим людям и всему живому.

    *Объединяет людей и помогает им в сложных жизненных ситуациях.

    Доброта

    3. Антоним к слову «добро»

    Зло

    4. Как зовут древнегреческого мыслителя, основателя науки этики?

    Аристотель

    5. Это слово образовано от слова «веже», что означает «знаток правил поведения»  

    Вежливость

    6. Назовите синоним слов деликатность, такт.

    Чуткость

    7.  Наука о нравственной жизни человека.

    Этика

    8. Внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

    * Проявляется в манерах, жестах, речи, поведении и даже в одежде.

    Этикет

    9. Назовите синоним слов добрый, отзывчивый.

    Душевный

    - Какое слово у нас получилось?

    Коллектив

    Изучение нового материала

    - А что такое коллектив?

    Ответы детей

    - Давайте найдем определение слова в толковом словаре

    Учащиеся работают в парах, находят и читают определение слова в толковом словаре С.И. Ожегова

    - Можно ли наш класс назвать коллективом?

    - Почему?

    Ответы детей

    - Да, правильно. Наш класс – это тоже коллектив, потому что вы вместе учитесь, живете общими интересами, участвуете в школьных делах.

    - Какие бывают коллективы?

    - А как вы думаете, ребята, что самое главное в коллективе?

    - Да, самое главное, это взаимопонимание в коллективе.

    Трудовые, спортивные, учебные, семейные

    Ответы детей

    - Прочитайте выделенное предложение на с. 65.

    - Вот это главное условие для жизни в коллективе. Вы согласны?

    Дети читают выделенное предложение в учебнике

    Рассуждения детей


    - Что необходимо сделать, чтобы это главное коснулось каждого в нашем классе?

    Захотеть.

    - «Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть» - Л. Шестов

    - Как вы понимаете эти слова? Что нужно самое главное?

    - Захотеть – ключевое слово и начало понимания других. А понимание – начало согласия. Как вы понимаете эти слова?

    -  Отсюда простая истина: «Если вы не поняли человека, вы не имеете права осуждать его, а если поняли, то, вполне возможно, не пожелаете этого делать». Как вы понимаете эти слова?

    - Прочитайте слова Максима Горького, как вы их понимаете?

    «Чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего»

    - Да, ребята, если вы понимаете своих одноклассников, то важно это понимание сохранить.

    - Понимание – начало доверия, а доверия – первое условие дружбы.

    Ответы детей

    - Какое важнейшее условие есть для построения отношений в коллективе?

    Дружба

    - Да, дружба помогает в коллективе идти навстречу друг другу. И для этого надо приложить усилия. Каких усилий, как вы думаете?

    - Прочитайте в учебнике на с.65

    Дети читают в учебнике на с.65

    - О дружбе сложено множество пословиц. Я буду их начинать, а вы – продолжать.

    - Нет друга – ищи, ….

    - Не имей сто рублей,…

    - Один за всех…

    - Человек без друзей, ….

    (а нашел – береги).

    (а имей сто друзей).

    (и все за одного).

    (что дерево без корней).

    Физминутка

    Видеофизминутка

    Практическая деятельность

    1. Работа в парах – определение отрицательных и положительных качеств для жизни в коллективе

    - Ребята, можно ли наш класс назвать сплоченным?

    - Что такое сплоченный? (Дружный, единодушный, организованный)

    - Какие качества помогают быть сплоченными? А какие мешают? На этот вопрос вы ответите, работая в парах. Первая пара определяют те качества, которые помогают быть сплоченным. Вторая пара подумают и выберут те качества, которые мешают быть классу сплоченным.

    - Какие качества вы выбрали?

    - Ребята, в чем по вашему проявляется равнодушие?

    - Как вы думаете, отзывчивый человек приходит на помощь только тогда, когда его об этом попросят?

    - Очень рада, что качеств помогающих вам быть сплоченными больше, чем тех, которые мешают вам в этом.

    - А как вы думаете, ребята, чтобы наш коллектив был дружным, что еще мы должны сделать?

    - Да, у нас должны быть определенные правила, которые мы с вами попробуем составить

    2. Работа в парах – правила поведения в коллективе

    - А вот какие правила получились у меня:

    • Делай добро
    • Люби и прощай людей
    • Помогай товарищу
    • Говори только правду
    • Радуйся успехам других
    • Умей признавать свои ошибки
    • Уважай чужое мнение
    • Умей уступать другим

    - Прочитайте правила в учебнике  на с. 66

    Ответы детей

    Дети работают в парах, определяют качества, мешающие и помогающие сплочению коллектива.

    Придумывают  правила, зачитывают их

    Дети читают, выяснят смысл

    Итоги урока. Рефлексия

    - Продолжите предложения

    - Урок заставил меня задуматься…

    - Урок навел меня на размышления…

    Ответы детей

    Домашнее задание

    Прочитать на с.64-67, практическое задание 2,3

    т

    а

    к

    т

    д

    о

    б

    р

    о

    т

    а

    з

    л

    о

    А

    р

    и

    с

    т

    о

    т

    е

    л

    ь

    в

    е

    ж

    л

    и

    в

    о

    с

    т

    ь

    ч

    у

    т

    к

    о

    с

    т

    ь

    э

    т

    и

    к

    а

    э

    т

    и

    к

    е

    т

    д

    у

    ш

    е

    в

    н

    ы

    й


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

    Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

    Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

    Урок по ОРКСЭ 4 класс

    Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования....

    Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

    Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

    Презентация к уроку окружающий мир 1 класс. Тема: "Учимся быть самостоятельными"

    Данная презентация создана к уроку окружающий мир в 1 классе УМК "Школа 2100". Тема урока: "Учимся быть самостоятельными". Презентация содержит необходимый дидактический и иллюстративный материал к ур...

    Урок по ОРКСЭ 4 класс.Тема: От добрых мыслей до добрых дел.

    На уроке закрепляется качества характера доброго человека и прослеживается отношение к этим качествам со стороны религии. ...

    Урок окружающего мира. 2 класс. "Если хочешь быть здоров"

    Урок окружающего мира. 2 класс. "Если хочешь быть здоров" (путешествие по "Школе радости и здоровья")...