Технологическая карта урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему "Чтобы быть коллективом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в рамках коллектива происходит формирование человека как личности, ведь человек - существо социальное. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Но учащемуся начальной школы, в силу того, что он ещё недостаточно социализирован, сложно осознать важность данного процесса.

Данный урок открывает воз­можности накопления опыта коллективного поведения. Этот урок способствует формированию сплоченного коллетива, развитию нравственных качеств учащихся и умения ценить личность, видеть её достоинства и недостатки, корректировать поведение учащихся.

В настоящее время крайне актуальным вопросом является развития личности в рамках творческой деятельности. Поэтому на данном уроке целесообразно  использование игровых технологий, в частности - инсценирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chtoby_byt_kollektivom.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ОРКСЭ «Чтобы быть коллективом»

Модуль «Основы светской этики»

19.12.2018 г

Автор работы: Макарова Альвина Олеговна, учитель начальных классов, заместитель директора по УР

Тема

Чтобы быть коллективом

Тип

Изучение нового материала

Цели

 Помочь учащимся в осознании роли коллектива в жизни.

Задачи

Образовательные:  познакомить с классификацией коллективов, закрепить знания учащихся о нормах поведения в коллективе;

Способствовать развитию: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;

Воспитывать: воспитание взаимоуважения в коллективе; развитие интереса ко всем членам коллектива, традициям.

Планируемые результаты

Предметные:

 расширение представлений о коллективе, развитие интереса к традициям коллектива, формирование позитивного опыта при создании классного коллектива.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивание своей деятельности,  умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

  1. Познавательные УУД:

формирование позитивного опыт коллективных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать ситуации с позиции нравственности

  1. Коммуникативные УУД:

умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, умение быть зрителем, анализировать увиденное, умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Личностные:

 развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к членам коллектива.

Ресурсы урока

1.Информационный материал: Учебное пособие

2.Информационный ресурс: Презентации «PowerPoint», «Prezi»

3.Раздаточный  материал: отрывки сочинений детей

4.Ресурс образовательных технологий: элементы технологии критического мышления, работа в группах, работа в парах, игровые технологии (в частности - инсценировка)

5. Ресурс образовательной среды: встреча с гостями (работниками школьной столовой)

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности учащихся:

Мотивация к деятельности

В презентации «PowerPoint» размещены фотографии  на тему «Коллектив». Учитель предлагает назвать тему фотографий, одним словом.

Выдвигают различные гипотезы.

Синтез  объектов, обобщение.

Определение темы урока. - П

Найти название нового раздела и тему урока.

Ученики самостоятельно ориентируются в содержании учебника-Р

Учитель предлагает поставить цель урока. Что хотелось узнать, в чем разобраться?

Самостоятельно формулируют познавательной цели-Р

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово « коллектив»?

Составляют кластер -моделирование-П

Игровая ситуация. Представьте, что вы журналисты и мы проводим брифинг с гостями.

(Встреча с гостями. Приглашение на урок работников школьной столовой: Любовь Николаевна и Надежда Викторовна)

  Гости рассказывают о своем коллективе. Учитель предлагает задать вопросы членам трудового коллектива.

Учащиеся выясняют, что такое брифинг.

Учащиеся в роли журналистов. Самостоятельно формулируют вопросы  по теме урока-Р.

Актуализация необходимых знаний

Работа с различными источниками информации:

Задание пожеланию на выбор:

  1. Найти в словаре С.И. Ожегова определение слова – коллектив.
  2. Найти определение в учебнике.
  3. Найти определение в интернете.

Учащиеся переходят в группы.

Ученика находят определение слова в учебнике и словаре, интернете.

Поиск и выделение необходимой  информации-П

(Межпредметные связи)

В презентации «Prezi» учитель предлагает посмотреть, на какие группы делятся коллективы.

Привести примеры коллективов.

Учитель ставит проблемный вопрос:

Как называется коллективы учащихся школы?

Вывод: Можно ли каждый класс нашей школы назвать коллективом?

От чего зависит, дружный коллектив или нет?

Учащиеся приводят примеры коллективов. Классификация объектов-П

Учащиеся произвольно строят свои высказывания - П

Высказывают различные предположения-П

Учащиеся делают вывод о том, что такое «Дружный коллектив»-П

Владение диалогической речью-К

Физминутка «У кого…»

- Те, у кого есть друзья в классе, хлопните в ладоши.

- Кто помогает своим одноклассникам, помашите над головой рукой.

- Кто участвует в совместных праздниках, поднимите руки вверх.

- Кто делиться чем-нибудь в классе? Присядьте.
- Кто дружит с одноклассниками вне школы! Подпрыгните высоко.

Песня «Вместе весело шагать»

Учащиеся выполняют действия

Учащиеся повторяют движения за учеником-Л

Организация познавательной деятельности

Чтобы закончить предложения, необходимо самостоятельно  поработать с учебником. ( Работа в парах)

Учитель предлагает найти высказывания различных великих деятелей. Объяснить друг другу смысл высказываний.

 

Учащиеся находят высказывания, выражают свои мысли в соответствии с задачами-К

Учебное сотрудничество-К

Прием «Незаконченные предложения».

  1. Чтобы понять одноклассников, нужно… .
  2. Чтобы не осуждать друзей, нужно … .
  3. Понимание это- начало …, начало … .
  4. Доверие-это первое условие … .
  5. Отношения в коллективе должны быть… .

Учащиеся заканчивают предложения, используя высказывания.

Сценка «Дружные ребята»

(показ сценки, подготовленной на внеурочной деятельности).

Правила просмотра выступлений.

Нравственно-этическая ориентация-Л

Ответы на вопросы:

Можно ли назвать ребят дружными?

Хотелось бы вам иметь таких одноклассников?

Что нужно сделать ребятам, чтобы их отношения изменились?

Отвечают на вопросы, высказывают разные мнения.

Ответы на вопросы являются  правилами поведения в коллективе.

Повторение правил этикета. (Связь с предыдущим уроком)-Л,П

Проблемный вопрос? Что поможет сплотить коллектив?

Учащиеся выдвигают свои предположения-Р

Повторение правил работы в группе.

-Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Но, будучи очень разными, каждый из вас привносит в наш коллектив что – то свое и из этого складывается общая атмосфера в нем.

-  Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами, и т. п. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.

-Когда людям легче договориться друг с другом?

- Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил.

1 группа

- Придумайте по три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими.

2 группа

Прочитайте пословицы, выберите 5, которые подойдут к теме урока. Объясните смысл.

3 группа

Прочитайте выдержки из сочинений ребят. Определите, как можно сплотить коллектив.

Учащиеся планируют работу-Р

Мотивация к действиям-Л

Планирование сотрудничества-К

Умение работать в группе

Обсуждения правил.

Группа на листе ватмана записывает правила.- Р, К

 

Выбирают пословицы. Обсуждают смысл, выбранных пословиц. - Р

Учащиеся делают выводы.-Р

Выбор оснований и критериев для сравнения-П

Взаимооценивание работы каждой группы-Р

Учитель предлагает проверить работу групп

Учашиеся по очереди представляют свою работу.

Задают друг другу вопросы - инициативное сотрудничество-К

Рефлексия деятельности

Диагностика результатов урока (итог урока)

Ответ на вопрос: «Если бы не было этого урока, то я….»

Выслушиваются различные высказывания.-Р

На столах у учащихся цветочки разного цвета:

Прикрепляют на доску:

Красный цветочек -работал на уроке, все получалось

Синий- работал на уроке, но что-то не получалось

Желтый- не работал на уроке

Самооценивание, рефлексия деятельности.

Домашнее задание

На выбор:

  1. Написать мини - сочинение «Мой класс»
  2. Нарисуй рисунок на тему «Дружный коллектив»
  3. Ответить на вопросы: Что такое уступчивость? Почему лучше уступать своим друзьям?

Список литературы:

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе.- Воронеж: Учитель, 2001.,-163 с.
  2. Кульневич С.В. Педагогика личности.- Воронеж: Учитель, 2000.,-157 с.
  3. Семья и школа. Журнал для родителей. №5-6,2015
  4. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей.- М.: Дететская литература, 1987.-367 с.
  5. Шемшурина А.И. Основы светской этики: учебник для общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 2014.- 159 с.

Приложение 3

Тот не хорош, другой не пригож, погляди-ка на себя: сама-то какова?

У коллектива — большая сила.

В народе — что в туче: в грозу все наружу выйдет.

По капле море, по былинке стог, по зернышку ворох.

Ручьи сольются — реки, люди соединятся — сила.

Берись дружно — не будет грузно.

Без коллектива и жизнь несчастлива.

В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет.

Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь.

Веник не переломишь, а по пруту весь веник переломаешь.

В кулаке все пальцы равны.

Вместе тесно, а розно тошно.

В мире жить — мирское и творить.

В одном пере и птица не родится.

В одну петельку всех пуговок не устегаешь.

Все за бечеву — скорее переедешь.

Все за одного — один за всех.

В согласном стаде волк не страшен.

В тесноте, да не в обиде.

В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.

Где два, там не один.

Где тесно, там нам и место.

Где тесно, там честно; где розно, там слезно.

Горьким быть — расплюют, сладким — проглотят.

Два и в поле воюют, а один и на печи горюет.

Двое — не один, в обиду не дадим.

Двое одного не ждут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

технологическая карта урока по ОРКСЭ для 4 класса

технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классе...

Конспект урока ОРКСЭ (4 класс). Тема: Чтобы быть коллективом. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам .Плани...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих о...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Свобода и ответственность"

Технологическая карта и презентация к уроку по ОРКСЭ по теме "Свобода и ответственность".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: ознакомление учащихся с новыми ...