Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"

Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_urok_orkse_konkurs.docx35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие  и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся  с понятиями «сочувствие», «милосердие», «сострадание».

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, этические чувства, расширять кругозор учащихся, речь, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости, готовность к нравственному совершенствованию.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

Подбор пословиц и поговорок на тему «Милосердие и сострадание», сочинение на тему «Ближний для меня – это…»

Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев, толковый словарь С.И.Ожегов, мультимедийный проектор, презентация слайдов, карточки с заданиями для работы в группах, песня-притча «Окно» Светланы Копыловой, диск «Основы православия», компьютер.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности 1 мин
  2. Актуализация опорных знаний 5 мин
  3. Постановка учебной задачи 4 мин
  4. Усвоение новых знаний 18 мин
  5. Самостоятельная работа 5 мин
  6. Закрепление полученных знаний  9 мин
  7. Домашнее задание 1 мин
  8. Рефлексия 1 мин
  9. Итог урока 1 мин

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность.

Организационный момент. Создание условий для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой к учебной деятельности. Самопроверка готовности к уроку (слайд 1).

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? (ответы детей)

Учитель: Я вам желаю, чтобы солнышко сегодня вас согревало и освещало ваш путь к знаниям.   Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я хочу пожелать вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте себе и товарищу удачи, и начнем наш урок.

Учащиеся: (приветствуют друг друга)

Регулятивные: волевая саморегуляция, организация рабочего места.

Общеучебные:

воспитание культуры учебного труда, дисциплины; организация внимания, быстрое включение в учебный ритм, положительный настрой на серьезную и вдумчивую работу в доброжелательной обстановке.

Коммуникативные:

развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

 понимать цель выполняемых действий.

Личностные:

 выражать положительное отношение к процессу познания.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового.

Учитель: Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

Учащиеся: (участвуют в диалоге, воспринимают вопросы и отвечают на них)

Учитель: Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня.

(слайд 2).Прочитайте христианские заповеди и дайте свой комментарий.

Учащиеся: (читают заповеди и объясняют их смысл)

  • Почитай отца твоего и матерь твою». (Мы обязаны уважать родителей.)
  • «Не убий». (Жизнь человеческая неприкосновенна, эта заповедь оберегает жизнь любого человека).
  • «Не укради». (Никто не имеет права брать то, что принадлежит другому).
  • «Не произноси ложного свидетельства на своего друга» (Люди должны всегда говорить правду).

Учитель: (слайд 3) Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах.  Давайте вспомним эти пословицы.

Учись доброму              добро и делай

Истинное добро             добром и платит

Сделаешь худо            добра не жди

Добро желаешь                 худо на ум не придет

Добрый человек               добру и учит

Учащиеся: (работают в парах, собирают, т.е. соединяют конец пословицы с началом) 

Учитель: Хотелось бы вам, чтобы люди на земле соблюдали законы нравственности, христианские заповеди? Какие бы люди жили тогда на земле?

Учащиеся: (участвуют в диалоге, дают ответы на вопросы): (добрые, отзывчивые, почитающие старших, любящие всех людей, милосердные)

Коммуникативные:

умение слушать и высказываться, коррекция ответов.

Познавательные:

Логические (анализ):

 Регулятивные:

Формирование умения высказывать свое мнение на основе работы с материалом; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

Личностные:

 воспитание нравственного чувства, этического сознания.

Предметные:

умения называть изученные понятия.

Предметные: (общеучебные) умение структурировать логические знания: анализ, умение ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, управление поведением, владение монологической и диалогической речью.

Познавательные: (общеучебные): умение адекватно и осознанно строить свой ответ

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: О чем мы с вами беседовали сейчас?  

Учащиеся: (О заповедях, данных Богом Пророку Моисею на горе Синай).

Эмоциональный настрой на занятие.

Прослушивание песни-притчи  «Окно» Светланы Копыловой (слайд 4).

Учитель: Кто из больных, по вашему мнению, нарушил заповеди?

Какие? К чему это привело? Как можно  назвать поступок больного, который не видел? Как вы думаете, сегодня человек несет другому больше добра или зла? Почему?

Учащиеся: (участвуют в беседе, отвечают на вопросы, подводят итог)

Учитель: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное.

«Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души» - гласит народная мудрость.

Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих.

(слайд 5) Эпиграфом нашего урока будут слова Св. Иоанна Кронштадского «Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь человек может сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты, справедливости»

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем вести разговор на уроке?

Учитель: Кто попытается сформулировать тему урока? (слайд 6)

Какую цель вы поставили для себя, какие задачи будете решать при изучении данной темы?

Учащиеся: (формулируют тему урока «Милосердие и сострадание»)

Личностные:

возникновение внутренней потребности включения в дальнейшую учебную деятельность.

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

целеполагание, умение определять и формулировать цель и задачи урока.

IV. Усвоение новых знаний.

Цель: открытие детьми нового знания, обдумывание учащимися в коммуникативной форме учебных действий для достижения цели.

Работа по теме урока.

Учитель: Что вы представляете, когда слышите слова «милосердие, милость, сострадание»?

Учащиеся: (участвуют в диалоге)

Словарная работа: знакомство с лексическим значением слова  «милосердие»

Учитель: Посмотрите на слайд. Попробуйте разобраться, как образовалось это слово (слайд 7)

Подбор однокоренных слов с корнем «мил».

Учащиеся: (объясняют, как они понимают это слово, что в слове два корня, подбирают однокоренные слова, отвечают на вопросы)

Учитель: Теперь подберите однокоренные  слова с корнем «сердц» Объясните смысл выражения «Сердце болит».

А как вы считаете, есть ли у этой фразы еще значение?

Учащиеся: (душа болит).

Учитель: Когда мы так говорим?

Учащиеся: (когда нас обидели).

Учитель: Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста». Посмотрите друг на друга с любовью и улыбнитесь.

Учитель: Найдите и прочитайте толкование данных слов в словаре С.И.Ожегова. и В.И.Даля

Учащиеся: (работают в группах, находят значение слов в словаре, записывают определение в тетрадь)

Знакомство с текстом учебника стр.42 и беседа по прочитанному.

Учитель: Какой бывает любовь? Назовите синонимы к слову «милость»

Учащиеся: (участвуют в диалоге)

Учитель: Милость – это любовь, жалость,  когда мы любим человека, мы его жалеем. Слышали ли вы  обращение «Сделай милость».

Когда так говорят?

А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами «сделай милость»? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем?

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

логические:

формулирование проблемы и выход из затруднения.

Коммуникативные:

 Умение выражать свои мысли; управлять поведением партнера

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Физминутка.

Цель: Снятие усталости, напряжения.

Сделайте милость, встаньте!

Сделайте милость, улыбнитесь!

Сделайте милость, повернитесь вправо, влево!

Сделайте милость, присядьте!

Сделайте милость, попрыгайте!

Сделайте милость, садитесь!

Учащиеся: (выполняют упражнения)

Учитель: Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое жалеет, милует, любит. Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии. Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей? Как вы думаете, что ответил Христос?

Учащиеся: (ответы  на вопрос)

Учитель: А Христос  ответил на это притчей.

Продолжение работы по теме

Знакомство с притчей « О добром самарянине» (слайд 8)

Работа с понятием  «притча».

Учитель: Какое произведение называют притчей?

Что вы знаете об этом жанре?

Учащиеся: (работают с толковыми словарями, записывают  в тетрадь, выполняют взаимопроверку)

Самостоятельное чтение по учебнику стр.42-43

Учащиеся: (выполняют задания во время чтения (слайд 9) для 1 и 2 групп)

Учитель: Кто такой добрый самарянин? А кто такой ближний? (слайд 10)Что же обозначает притча Христа?

Учащиеся: (выборочно читают  текст на с.43 учебника)

Учитель: И он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». И конечно сам Христос всегда служил примером во всем. Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

Учащиеся: (записывают в тетрадь, участвуют в беседе)

Учитель: Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным?

Регулятивные:

 уметь оформлять свои мысли в письменной форме, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Учащиеся распределяют работу в группе, намечают пути решения поставленных задач.

Общеучебные:

Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение.

Регулятивные: умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Логические:

построение логической цепи рассуждения, доказательства.

V. Самостоятельная работа

Цель: этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания; эмоциональная направленность состоит в организации для каждого учащегося ситуации успеха.

Учитель: О чем наша следующая история? Послушайте два стихотворения и скажите, к какому понятию вы бы их отнесли? (слайд 12)

Я.Полонский «Нищий»

М.Ю Лермонтов Нищий»

Знакомство с лексическим значением слова «милостыня»

Учащиеся: (работают с толковыми словарями)

Учитель: Наша следующая история – о милостыне. (слайд)

Организация самостоятельного чтения.

Учащиеся: (самостоятельно работают с текстом учебника на с.44-45)

Учитель: Какие чувства вы испытали во время чтения?

Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание милость, милостыня.

Учащиеся: (участвуют в диалоге)

Коммуникативные:

 слушать и понимать речь других

Познавательные (общеучебные):

поиск и выделение небходимой информации; умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Физминутка (слайд 13)

Цель: Снятие усталости, напряжения

Учитель: Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь, это цветы. Какие цветы вы выбрали? Какого они цвета? Почему именно эти цвета вы выбрали?

Учащиеся: (выражают свое мнение)

Личностные:

выражают свое мнение.

VI. Закрепление

Цель: выявление границы применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для дальнейшего обучения

Организация групповой деятельности (слайд 14)

Учащиеся: (делятся на группы и в сотрудничестве с товарищами работают над заданием. Каждая группа получает свое задание.

Обсуждают результаты своей работы, обобщают сказанное и делают вывод)

1 группа.

Работа с символическими сердечками: заполнить на сердечках качества милосердного человека

2 группа

Составить синквейн по теме «Милосердие».

3 группа

Закончи предложения:

Одно из дел милосердия - …

В конце 16 века в Муроме жила - …

Она помогала всей округе тем - …

Ульяна стала просить себе - …

На самом деле святая тайком - …

Хлеб святая стала печь из - …

Учащиеся: (сверяют с образцом) (слайд15, 16, 17)

Компьютерное контрольное задание (Контрольный тест - диск «Основы православия») Задания 1,2,3

Учащиеся: (читают и  выполняют задания, делают выводы)

Личностные:

проявление инициативы в процессе групповой работы, настойчивость в преодолении трудностей, самоконтроль при выполнении задания.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника, контролировать, корректировать ответы.

Логические:

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные:

сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Контроль и оценка достигнутых результатов.

VII. Домашнее задание.

(дифференцированное )

Учитель: дает  инструктаж по домашнему заданию. (слайд 18)        

Задание1

Нарисовать рисунки на тему: Милосердие и сострадание».

Задание2

Ответить на вопросы учебника стр.45

Задание3

Записать о своих добрых намерениях на символических бумажных сердечках

Учащиеся: (выбирают задание по желанию и записывают в дневник)

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценивание учащимися собственной деятельности, достигнутых результатов, фиксация затруднений.

Учитель: организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Учитель: Какую новую информацию получили? Чему научились?

Соотнесите задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ, остались ли неразрешенные моменты.

Оцените свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью, атмосферу нашей работы.

Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения (слайд 19)

Сегодня на уроке я узнал (а)…..

На уроке я почувствовал….

Сегодня я достиг …

Больше всего мне понравилось …

Главным для меня на уроке было…

Учащиеся: ( отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что понравилось, что узнали нового; оценивают свое участие в уроке, делают вывод о достижении цели урока; показывают психологическую удовлетворенность от работы при помощи смайликов, аргументируют свой ответ)

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные (общеучебные)

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что усвоено.

оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельностью

IX. Итог урока

Учитель: Так в чем же смысл жизни? Как бы вы ответили на этот вопрос?

Учащиеся: (смысл жизни человека в служении ближнему)

Учитель: « Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним. Которую мы можем принести».

Александра Федоровна Романова. (слайд 20). У нас состоялся очень серьезный разговор. наверняка, он затронул ваши души. Мне хочется, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени, радуйте других, когда отдаешь. То становишься богаче духовно.

Учитель: Спасибо за активную и плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическ...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ УМК А.В.Кураева...