Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс "Милосердие и сострадание"
Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_urok_orkse_konkurs.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цель урока: сформировать осмысление понятия «милосердие и сострадание» как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятиями «сочувствие», «милосердие», «сострадание».
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, этические чувства, расширять кругозор учащихся, речь, логическое мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости, готовность к нравственному совершенствованию.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:
Подбор пословиц и поговорок на тему «Милосердие и сострадание», сочинение на тему «Ближний для меня – это…»
Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев, толковый словарь С.И.Ожегов, мультимедийный проектор, презентация слайдов, карточки с заданиями для работы в группах, песня-притча «Окно» Светланы Копыловой, диск «Основы православия», компьютер.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности 1 мин
- Актуализация опорных знаний 5 мин
- Постановка учебной задачи 4 мин
- Усвоение новых знаний 18 мин
- Самостоятельная работа 5 мин
- Закрепление полученных знаний 9 мин
- Домашнее задание 1 мин
- Рефлексия 1 мин
- Итог урока 1 мин
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Цель: осознанное вхождение учащихся в учебную деятельность. | Организационный момент. Создание условий для возникновения у детей потребности включения в учебную деятельность. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой к учебной деятельности. Самопроверка готовности к уроку (слайд 1). Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? (ответы детей) Учитель: Я вам желаю, чтобы солнышко сегодня вас согревало и освещало ваш путь к знаниям. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я хочу пожелать вам, чтобы это радостное настроение и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелайте себе и товарищу удачи, и начнем наш урок. Учащиеся: (приветствуют друг друга) | Регулятивные: волевая саморегуляция, организация рабочего места. Общеучебные: воспитание культуры учебного труда, дисциплины; организация внимания, быстрое включение в учебный ритм, положительный настрой на серьезную и вдумчивую работу в доброжелательной обстановке. Коммуникативные: развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, слушать и понимать речь других. Регулятивные: понимать цель выполняемых действий. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. |
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для усвоения нового. | Учитель: Давайте вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке. Учащиеся: (участвуют в диалоге, воспринимают вопросы и отвечают на них) Учитель: Бог дал Моисею заповеди, которые он вынес из огня. (слайд 2).Прочитайте христианские заповеди и дайте свой комментарий. Учащиеся: (читают заповеди и объясняют их смысл)
Учитель: (слайд 3) Народ сложил много пословиц, поговорок о добрых поступках и делах. Давайте вспомним эти пословицы. Учись доброму добро и делай Истинное добро добром и платит Сделаешь худо добра не жди Добро желаешь худо на ум не придет Добрый человек добру и учит Учащиеся: (работают в парах, собирают, т.е. соединяют конец пословицы с началом) Учитель: Хотелось бы вам, чтобы люди на земле соблюдали законы нравственности, христианские заповеди? Какие бы люди жили тогда на земле? Учащиеся: (участвуют в диалоге, дают ответы на вопросы): (добрые, отзывчивые, почитающие старших, любящие всех людей, милосердные) | Коммуникативные: умение слушать и высказываться, коррекция ответов. Познавательные: Логические (анализ): Регулятивные: Формирование умения высказывать свое мнение на основе работы с материалом; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; Личностные: воспитание нравственного чувства, этического сознания. Предметные: умения называть изученные понятия. Предметные: (общеучебные) умение структурировать логические знания: анализ, умение ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, управление поведением, владение монологической и диалогической речью. Познавательные: (общеучебные): умение адекватно и осознанно строить свой ответ |
III. Постановка учебной задачи. | Учитель: О чем мы с вами беседовали сейчас? Учащиеся: (О заповедях, данных Богом Пророку Моисею на горе Синай). Эмоциональный настрой на занятие. Прослушивание песни-притчи «Окно» Светланы Копыловой (слайд 4). Учитель: Кто из больных, по вашему мнению, нарушил заповеди? Какие? К чему это привело? Как можно назвать поступок больного, который не видел? Как вы думаете, сегодня человек несет другому больше добра или зла? Почему? Учащиеся: (участвуют в беседе, отвечают на вопросы, подводят итог) Учитель: Наверное, потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное. «Пока живешь – твори добро, лишь путь добра – спасение души» - гласит народная мудрость. Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. (слайд 5) Эпиграфом нашего урока будут слова Св. Иоанна Кронштадского «Милосердие и сострадание – это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь человек может сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты, справедливости» Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем вести разговор на уроке? Учитель: Кто попытается сформулировать тему урока? (слайд 6) Какую цель вы поставили для себя, какие задачи будете решать при изучении данной темы? Учащиеся: (формулируют тему урока «Милосердие и сострадание») | Личностные: возникновение внутренней потребности включения в дальнейшую учебную деятельность. Коммуникативные: Умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: целеполагание, умение определять и формулировать цель и задачи урока. |
IV. Усвоение новых знаний. Цель: открытие детьми нового знания, обдумывание учащимися в коммуникативной форме учебных действий для достижения цели. | Работа по теме урока. Учитель: Что вы представляете, когда слышите слова «милосердие, милость, сострадание»? Учащиеся: (участвуют в диалоге) Словарная работа: знакомство с лексическим значением слова «милосердие» Учитель: Посмотрите на слайд. Попробуйте разобраться, как образовалось это слово (слайд 7) Подбор однокоренных слов с корнем «мил». Учащиеся: (объясняют, как они понимают это слово, что в слове два корня, подбирают однокоренные слова, отвечают на вопросы) Учитель: Теперь подберите однокоренные слова с корнем «сердц» Объясните смысл выражения «Сердце болит». А как вы считаете, есть ли у этой фразы еще значение? Учащиеся: (душа болит). Учитель: Когда мы так говорим? Учащиеся: (когда нас обидели). Учитель: Сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом «Если я тебя обидел, прости меня, пожалуйста». Посмотрите друг на друга с любовью и улыбнитесь. Учитель: Найдите и прочитайте толкование данных слов в словаре С.И.Ожегова. и В.И.Даля Учащиеся: (работают в группах, находят значение слов в словаре, записывают определение в тетрадь) Знакомство с текстом учебника стр.42 и беседа по прочитанному. Учитель: Какой бывает любовь? Назовите синонимы к слову «милость» Учащиеся: (участвуют в диалоге) Учитель: Милость – это любовь, жалость, когда мы любим человека, мы его жалеем. Слышали ли вы обращение «Сделай милость». Когда так говорят? А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами «сделай милость»? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? | Коммуникативные: умение выражать свои мысли логические: формулирование проблемы и выход из затруднения. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли; управлять поведением партнера Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Физминутка. Цель: Снятие усталости, напряжения. | Сделайте милость, встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь! Сделайте милость, повернитесь вправо, влево! Сделайте милость, присядьте! Сделайте милость, попрыгайте! Сделайте милость, садитесь! Учащиеся: (выполняют упражнения) Учитель: Милосердие – одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое жалеет, милует, любит. Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии. Однажды его спросили, а какая самая главная среди множества заповедей? Как вы думаете, что ответил Христос? Учащиеся: (ответы на вопрос) Учитель: А Христос ответил на это притчей. | |
Продолжение работы по теме | Знакомство с притчей « О добром самарянине» (слайд 8) Работа с понятием «притча». Учитель: Какое произведение называют притчей? Что вы знаете об этом жанре? Учащиеся: (работают с толковыми словарями, записывают в тетрадь, выполняют взаимопроверку) Самостоятельное чтение по учебнику стр.42-43 Учащиеся: (выполняют задания во время чтения (слайд 9) для 1 и 2 групп) Учитель: Кто такой добрый самарянин? А кто такой ближний? (слайд 10)Что же обозначает притча Христа? Учащиеся: (выборочно читают текст на с.43 учебника) Учитель: И он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». И конечно сам Христос всегда служил примером во всем. Чему учит притча? Какова ее главная мысль? Учащиеся: (записывают в тетрадь, участвуют в беседе) Учитель: Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным? | Регулятивные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Учащиеся распределяют работу в группе, намечают пути решения поставленных задач. Общеучебные: Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Регулятивные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Логические: построение логической цепи рассуждения, доказательства. |
V. Самостоятельная работа Цель: этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания; эмоциональная направленность состоит в организации для каждого учащегося ситуации успеха. | Учитель: О чем наша следующая история? Послушайте два стихотворения и скажите, к какому понятию вы бы их отнесли? (слайд 12) Я.Полонский «Нищий» М.Ю Лермонтов Нищий» Знакомство с лексическим значением слова «милостыня» Учащиеся: (работают с толковыми словарями) Учитель: Наша следующая история – о милостыне. (слайд) Организация самостоятельного чтения. Учащиеся: (самостоятельно работают с текстом учебника на с.44-45) Учитель: Какие чувства вы испытали во время чтения? Какая основная мысль объединяет понятия: милосердие, сострадание милость, милостыня. Учащиеся: (участвуют в диалоге) | Коммуникативные: слушать и понимать речь других Познавательные (общеучебные): поиск и выделение небходимой информации; умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: следование в поведении моральным и этическим требованиям. Познавательные: Построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Физминутка (слайд 13) Цель: Снятие усталости, напряжения | Учитель: Представьте, что вы на лесной полянке, а милосердие, доброта, любовь, это цветы. Какие цветы вы выбрали? Какого они цвета? Почему именно эти цвета вы выбрали? Учащиеся: (выражают свое мнение) | Личностные: выражают свое мнение. |
VI. Закрепление Цель: выявление границы применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для дальнейшего обучения | Организация групповой деятельности (слайд 14) Учащиеся: (делятся на группы и в сотрудничестве с товарищами работают над заданием. Каждая группа получает свое задание. Обсуждают результаты своей работы, обобщают сказанное и делают вывод) 1 группа. Работа с символическими сердечками: заполнить на сердечках качества милосердного человека 2 группа Составить синквейн по теме «Милосердие». 3 группа Закончи предложения: Одно из дел милосердия - … В конце 16 века в Муроме жила - … Она помогала всей округе тем - … Ульяна стала просить себе - … На самом деле святая тайком - … Хлеб святая стала печь из - … Учащиеся: (сверяют с образцом) (слайд15, 16, 17) Компьютерное контрольное задание (Контрольный тест - диск «Основы православия») Задания 1,2,3 Учащиеся: (читают и выполняют задания, делают выводы) | Личностные: проявление инициативы в процессе групповой работы, настойчивость в преодолении трудностей, самоконтроль при выполнении задания. Коммуникативные: умение слушать собеседника, контролировать, корректировать ответы. Логические: построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные: сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Контроль и оценка достигнутых результатов. |
VII. Домашнее задание. (дифференцированное ) | Учитель: дает инструктаж по домашнему заданию. (слайд 18) Задание1 Нарисовать рисунки на тему: Милосердие и сострадание». Задание2 Ответить на вопросы учебника стр.45 Задание3 Записать о своих добрых намерениях на символических бумажных сердечках Учащиеся: (выбирают задание по желанию и записывают в дневник) | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценивание учащимися собственной деятельности, достигнутых результатов, фиксация затруднений. | Учитель: организует рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. Учитель: Какую новую информацию получили? Чему научились? Соотнесите задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен ответ, остались ли неразрешенные моменты. Оцените свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью, атмосферу нашей работы. Я была бы рада, если бы вы продолжили эти предложения (слайд 19) Сегодня на уроке я узнал (а)….. На уроке я почувствовал…. Сегодня я достиг … Больше всего мне понравилось … Главным для меня на уроке было… Учащиеся: ( отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что понравилось, что узнали нового; оценивают свое участие в уроке, делают вывод о достижении цели урока; показывают психологическую удовлетворенность от работы при помощи смайликов, аргументируют свой ответ) | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные (общеучебные) умение структурировать знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено. оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельностью |
IX. Итог урока | Учитель: Так в чем же смысл жизни? Как бы вы ответили на этот вопрос? Учащиеся: (смысл жизни человека в служении ближнему) Учитель: « Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним. Которую мы можем принести». Александра Федоровна Романова. (слайд 20). У нас состоялся очень серьезный разговор. наверняка, он затронул ваши души. Мне хочется, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, но помощь эта должна быть незаметной, бескорыстной, благородной. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени, радуйте других, когда отдаешь. То становишься богаче духовно. Учитель: Спасибо за активную и плодотворную работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"
Методическая разработка урока составлена по ФГОС....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
Данный урок является 3 по счету в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок является культурологическ...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ УМК А.В.Кураева...