Главные вкладки

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическим и направлен на развитие у четвероклассников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу христианских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные понятия урока –«Церковь и ее составные» , «Церковная организация»,  возникновение христианской Церкви - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу христианской веры.

    Данный урок призван актуализировать вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Урок должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, т.к тема урока является стартом изучения основных заповедей христианства.

    Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_orkse_v_4_klasse.docx38.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»

    Аксубаевского муниципального района РТ

    Курс ОРКСЭ

    Модуль «Основы религиозных культур народов России»

    Технологическая карта урока №3

    Тема «Христианская церковь»

                                                                                                         

                 Учитель начальных классов:

    Бульбова Татьяна Ивановна

    (8 919 648 1538)

    Аксубаево

    2015

    Пояснительная записка

    Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическим и направлен на развитие у четвероклассников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу христианских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные понятия урока –«Церковь и ее составные» , «Церковная организация»,  возникновение христианской Церкви - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу христианской веры.

    Данный урок призван актуализировать вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Урок должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, т.к тема урока является стартом изучения основных заповедей христианства.

    Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

    Задачи: создать условия для эффективного изучения темы;

    научить добывать новые знания, понимать информацию в разных формах;

    На уроке используются следующие методы:

    1. Групповая работа, работа в парах в процессе которых учащиеся учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной форме перед своими товарищами
    2. Целеполагание-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
    3. В работе с учебником дети учатся самостоятельно добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    4. Моделирование (составление таблицы)
    5. Самооценка, рефлексия. В начале урока дети пишут на листочках свои предположительные ответы на основные вопросы урока. После полученных знаний, в конце урока,  сверяют свои предположения со знаниями, полученными на уроке.

    Урок: Христианская церковь

     Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

    Планируемые результаты изучения темы: Регулятивные универсальные учебные действия:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    проговаривать последовательность действий на уроке;

    - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные универсальные учебные действия:

    - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

    - понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

    - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    - Моделирование(составление таблицы).

    Коммуникативные универсальные учебные действия:

    - Оформлять свои мысли в устной форме;

    - Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

    - Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

    Личностные универсальные учебные действия:

    - положительное отношение к учению;

    - интерес к изучаемому предмету;

    - стремление к соблюдению морально этических норм.

    Оборудование: учебники, презентация, тетради – словарики.

    -дополнительные: электронные физкультминутки: «Дискотека для зверят»

    Структура урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности
    2. Актуализация  знаний
    3. Работа по теме урока.
    4. Физминутка
    5. Продолжение работы по теме.
    6. Подведение итогов урока
    7. Д/з.

    Виды деятельности: рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, работа в паре, коллективное обсуждение.

    Основные термины и понятия: катакомбы, мученики, священник, Церковь,  общины и епископ, монастыри и монахи, митрополия и митрополит, патриархаты и патриарх., римский папа, кардинал

    Тип урока: изучение нового материала.

    Технологическая карта изучения темы «Христианская церковь»

    Технология проведения

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    Организует проговаривание девиза урока.

    Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

    Проговаривают девиз урока.

    .

    1. Проговаривание стихотворения:

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    - Для чего нам нужно выполнять эти правила?

    - Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое)

    - Сможете ли вы открыть новые знания опираясь на прошедший опыт?

    3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытие нового знания на основе старого)

    Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    Иметь положительное отношение к учению;

    - интерес к изучаемому предмету;

    - стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры. (Личностное УУД)

    II. Актуализация  знаний

    Цели:

    -организовать актуализацию знаний о сути христианского учения, о священных книгах;

    - организовать постановку цели урока;

    .

    Организует актуализацию знаний по теме «Возникновение христианства».  

    1.С помощью «сингапурского» метода «Микс-фриз-груп»делит детей на группы по 4 человек. Вопрос для деления : «Согласно Библии Бог создал Землю, ее обитателей за шесть дней. В который по счету день Бог сотворил небесные светила?». Предлагает  вспомнить основные моменты, которые пригодятся  на уроке.

    2.Делит детей на пары с помощью вопроса : По мнению Иисуса сколько  в жизни главных заповедей

    .

    Делятся на группы по 4 человек. Рассказывают о сути христианского учения, о священных книгах.

    Делятся на пары и садятся за парты.

    Итак, расскажите, пожалуйста, нам:

    1. в чем суть христианского учения,
    2. в каких священных книгах она изложена.

    Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

    Осуществлять анализ (Познавательные

    УУД).

    III. Работа по теме урока.

    Цели: Освоение содержания учебной темы. Привлечение  внимания к новым сведениям, развитие умения  решать учебно-познавательную задачу

    1. Включает детей в проблемную ситуацию.

    - В те времена самой могущественной страной была Римская империя. В ней была распространена вера во многих Богов.

    Предлагает послушать небольшой рассказ ребят о некоторых римских Богах.

    Дети рассказывают о Юпитере, Венере,  Марсе, Меркурии,

    Сатурне.

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

    -После вознесения Иисуса апостолы стали проповедовать христианские истины среди людей, проживающих на территории Римской империи.

    Ответы-мнения детей

    -А как вы думаете, враждебно ли восприняли эти истины правители (императоры)? (Скорее всего - да, так как они верили в своих богов).

    -Если ваш ответ да, то значит апостолы должны были тайно встречаться? Как вы думаете где? Напишите ответы на своих листочках и переверните его. В конце урока проверим свои предположения.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

    (Коммуникативные УУД)

    2.Подводит к постановке темы и цели урока.

    С помощью учителя определяют тему и цели урока

    - Значит о чем мы с вами сегодня узнаем на уроке? ( о местах встречи апостолов ( о возникновении христианской Церкви, а также о ее организации), о распространении христианской веры в Римской империи.

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

    3.Рассказывает новую тему: многобожие, христианство и преследования, катакомбы, мученики, священники, церковь.

    IV.  Физминутка

    («Микс-фриз-груп»)

    Цели: снять усталость на основе повторения нового материала; поддерживать дружбу в классе

    1.Включает музыку

    2.вопросы: сколько апостолов Иисуса умерли мученической смертью? (10);  сколько изображений помещались в местах для молитв? (3-Иисуса Христа, Девы Марии и креста); сколько занятий включала в себя  служба Богу? (2-молитвы и проповедь)

    1.Дети двигаются под музыку. Останавливаются, по ответу на вопрос собираются в группы и продолжают двигаться в этих группах.

    Созданными парами садятся за парты.

    V.  Продолжение работы по теме.

    Организует работу с текстом учебника.

    Дети читают легенду на 29 странице и отвечают на вопрос.

    - Прочитайте легенду и ответьте, пожалуйста, на вопрос: Когда и почему положение христиан изменилось к лучшему?

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

    (Коммуник. УУД).

    Моделирование

    (составление таблицы)

    (Познавательные УУД)

    Организует работу в парах

    -Предлагаю вам поработать в паре. Вам нужно найти  основные различия  между Западной и Восточной христианскими Церквями и заполнить таблицу  на листочках (или в тетрадях-словариках)

    Проводит обобщающую беседу.

    Выступление нескольких пар по вопросам, коллективное обсуждение.

    Проводит словарную работу.

    -Откройте словарики и запишите основные определения, которые нам сегодня встретились на уроке. Катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх.

    VI. Подведение итогов урока

    - Давайте вспомним основные  вопросы урока. Какие  основные  места встречи апостолов? Как  распространялась христианская вера в Римской империи? Переверните ваши листочки и проверьте ваши предположения в начале урока.

    - Что  я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?

    - Что было самым трудным на уроке?

    -Спасибо вам за урок, за вашу активную работу на уроке.

    Регулятивные УУД

    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

    VII.   Д/з.

    1. Учебник с.27-32 читать, с. 34 ответить на вопросы № 1-3

    2. Подготовить сообщение или нарисовать схему развития Христианства (по желанию).

    Понимать  и переводить словесную форму информации в разные формы (схемы). (Познавательные

    УУД).

    Список литературы:

    1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.-144с.

    Приложение 1

    Юпитер - высший бог римского пантеона, названный "светящийся отец". Он - бог света и неба, и защитник государства и его законов. Этот титул обращается не только к его правлению всей вселенной, но также и к его функциям, как бога государства, который распределяет законы, управляет царством.

    Венера была римской богиней любви и красоты.

    Марс - римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него (войны часто начинались или возобновлялись весной).

    Меркурий - бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников.

    Сатурн был богом сельского хозяйства и урожая.

    Приложение 2

    Таблица «Различия между Восточной и Западной христианскими церквями»

    Восточная церковь

    Западная церковь


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

    Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

    Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

    Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

    Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

    Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

    Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ

    Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"...