Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическим и направлен на развитие у четвероклассников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу христианских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные понятия урока –«Церковь и ее составные» , «Церковная организация»,  возникновение христианской Церкви - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу христианской веры.

Данный урок призван актуализировать вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Урок должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, т.к тема урока является стартом изучения основных заповедей христианства.

Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse_v_4_klasse.docx38.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района РТ

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы религиозных культур народов России»

Технологическая карта урока №3

Тема «Христианская церковь»

                                                                                                     

             Учитель начальных классов:

Бульбова Татьяна Ивановна

(8 919 648 1538)

Аксубаево

2015

Пояснительная записка

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическим и направлен на развитие у четвероклассников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу христианских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные понятия урока –«Церковь и ее составные» , «Церковная организация»,  возникновение христианской Церкви - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу христианской веры.

Данный урок призван актуализировать вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Урок должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, т.к тема урока является стартом изучения основных заповедей христианства.

Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

Задачи: создать условия для эффективного изучения темы;

научить добывать новые знания, понимать информацию в разных формах;

На уроке используются следующие методы:

  1. Групповая работа, работа в парах в процессе которых учащиеся учатся работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; оформлять свои мысли в устной форме перед своими товарищами
  2. Целеполагание-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  3. В работе с учебником дети учатся самостоятельно добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  4. Моделирование (составление таблицы)
  5. Самооценка, рефлексия. В начале урока дети пишут на листочках свои предположительные ответы на основные вопросы урока. После полученных знаний, в конце урока,  сверяют свои предположения со знаниями, полученными на уроке.

Урок: Христианская церковь

 Цель:  познакомить детей с понятиями «Церковь» , «Церковная организация», с возникновением христианской Церкви.

Планируемые результаты изучения темы: Регулятивные универсальные учебные действия:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Моделирование(составление таблицы).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Оформлять свои мысли в устной форме;

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

- Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению морально этических норм.

Оборудование: учебники, презентация, тетради – словарики.

-дополнительные: электронные физкультминутки: «Дискотека для зверят»

Структура урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация  знаний
  3. Работа по теме урока.
  4. Физминутка
  5. Продолжение работы по теме.
  6. Подведение итогов урока
  7. Д/з.

Виды деятельности: рассказ учителя, беседа, комментированное чтение, работа в паре, коллективное обсуждение.

Основные термины и понятия: катакомбы, мученики, священник, Церковь,  общины и епископ, монастыри и монахи, митрополия и митрополит, патриархаты и патриарх., римский папа, кардинал

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Христианская церковь»

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует проговаривание девиза урока.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока.

.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Для чего нам нужно выполнять эти правила?

- Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое)

- Сможете ли вы открыть новые знания опираясь на прошедший опыт?

3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытие нового знания на основе старого)

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Иметь положительное отношение к учению;

- интерес к изучаемому предмету;

- стремление к соблюдению морально этических норм, к пониманию других людей, другой веры. (Личностное УУД)

II. Актуализация  знаний

Цели:

-организовать актуализацию знаний о сути христианского учения, о священных книгах;

- организовать постановку цели урока;

.

Организует актуализацию знаний по теме «Возникновение христианства».  

1.С помощью «сингапурского» метода «Микс-фриз-груп»делит детей на группы по 4 человек. Вопрос для деления : «Согласно Библии Бог создал Землю, ее обитателей за шесть дней. В который по счету день Бог сотворил небесные светила?». Предлагает  вспомнить основные моменты, которые пригодятся  на уроке.

2.Делит детей на пары с помощью вопроса : По мнению Иисуса сколько  в жизни главных заповедей

.

Делятся на группы по 4 человек. Рассказывают о сути христианского учения, о священных книгах.

Делятся на пары и садятся за парты.

Итак, расскажите, пожалуйста, нам:

  1. в чем суть христианского учения,
  2. в каких священных книгах она изложена.

Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять анализ (Познавательные

УУД).

III. Работа по теме урока.

Цели: Освоение содержания учебной темы. Привлечение  внимания к новым сведениям, развитие умения  решать учебно-познавательную задачу

1. Включает детей в проблемную ситуацию.

- В те времена самой могущественной страной была Римская империя. В ней была распространена вера во многих Богов.

Предлагает послушать небольшой рассказ ребят о некоторых римских Богах.

Дети рассказывают о Юпитере, Венере,  Марсе, Меркурии,

Сатурне.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

-После вознесения Иисуса апостолы стали проповедовать христианские истины среди людей, проживающих на территории Римской империи.

Ответы-мнения детей

-А как вы думаете, враждебно ли восприняли эти истины правители (императоры)? (Скорее всего - да, так как они верили в своих богов).

-Если ваш ответ да, то значит апостолы должны были тайно встречаться? Как вы думаете где? Напишите ответы на своих листочках и переверните его. В конце урока проверим свои предположения.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

(Коммуникативные УУД)

2.Подводит к постановке темы и цели урока.

С помощью учителя определяют тему и цели урока

- Значит о чем мы с вами сегодня узнаем на уроке? ( о местах встречи апостолов ( о возникновении христианской Церкви, а также о ее организации), о распространении христианской веры в Римской империи.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

3.Рассказывает новую тему: многобожие, христианство и преследования, катакомбы, мученики, священники, церковь.

IV.  Физминутка

(«Микс-фриз-груп»)

Цели: снять усталость на основе повторения нового материала; поддерживать дружбу в классе

1.Включает музыку

2.вопросы: сколько апостолов Иисуса умерли мученической смертью? (10);  сколько изображений помещались в местах для молитв? (3-Иисуса Христа, Девы Марии и креста); сколько занятий включала в себя  служба Богу? (2-молитвы и проповедь)

1.Дети двигаются под музыку. Останавливаются, по ответу на вопрос собираются в группы и продолжают двигаться в этих группах.

Созданными парами садятся за парты.

V.  Продолжение работы по теме.

Организует работу с текстом учебника.

Дети читают легенду на 29 странице и отвечают на вопрос.

- Прочитайте легенду и ответьте, пожалуйста, на вопрос: Когда и почему положение христиан изменилось к лучшему?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию;

(Коммуник. УУД).

Моделирование

(составление таблицы)

(Познавательные УУД)

Организует работу в парах

-Предлагаю вам поработать в паре. Вам нужно найти  основные различия  между Западной и Восточной христианскими Церквями и заполнить таблицу  на листочках (или в тетрадях-словариках)

Проводит обобщающую беседу.

Выступление нескольких пар по вопросам, коллективное обсуждение.

Проводит словарную работу.

-Откройте словарики и запишите основные определения, которые нам сегодня встретились на уроке. Катакомбы, Церковь, священник, епископ, митрополит, патриарх.

VI. Подведение итогов урока

- Давайте вспомним основные  вопросы урока. Какие  основные  места встречи апостолов? Как  распространялась христианская вера в Римской империи? Переверните ваши листочки и проверьте ваши предположения в начале урока.

- Что  я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?

- Что было самым трудным на уроке?

-Спасибо вам за урок, за вашу активную работу на уроке.

Регулятивные УУД

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

VII.   Д/з.

1. Учебник с.27-32 читать, с. 34 ответить на вопросы № 1-3

2. Подготовить сообщение или нарисовать схему развития Христианства (по желанию).

Понимать  и переводить словесную форму информации в разные формы (схемы). (Познавательные

УУД).

Список литературы:

  1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.-144с.

Приложение 1

Юпитер - высший бог римского пантеона, названный "светящийся отец". Он - бог света и неба, и защитник государства и его законов. Этот титул обращается не только к его правлению всей вселенной, но также и к его функциям, как бога государства, который распределяет законы, управляет царством.

Венера была римской богиней любви и красоты.

Марс - римский Бог войны, и один из самых видных богов, которым когда-либо поклонялись. Март месяц называют в честь него (войны часто начинались или возобновлялись весной).

Меркурий - бог торговли и прибыли, торговцев и путешественников.

Сатурн был богом сельского хозяйства и урожая.

Приложение 2

Таблица «Различия между Восточной и Западной христианскими церквями»

Восточная церковь

Западная церковь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...

Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ

Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"...