Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока по орксэ | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»
Кафедра человековедения и физической культуры
Итоговый практико-значимый проект
«Технологические карты уроков»
по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)
Слушатель:
Епихина Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 Протвино
Серпуховский район
Московской области
Научный рук. проекта:
Онишина В.В., к.п.н.
2015
Введение
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы православной культуры для четвёртого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2012 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России».
Цель курса «ОРКСЭ. Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Общая характеристика курса
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
• общая историческая судьба народов России;
• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Ценностные ориентиры содержания курса
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Информационно-методическое обеспечение
Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012.
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012.
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012.
«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012.
Технологическая карта урока № 1
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока
Россия - наша Родина
Планируемые образовательные результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Усвоение понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Малая родина, традиции, патриот, президент, нравственные ценности. | П. Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения и слушания текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; Р. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; К. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности | Формирование образа родной страны, вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране. |
Цель урока | Формирование представления о России как многонациональном государстве, воспитание патриотизма. | |
Основные понятия | Усвоение понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Малая родина, традиции, патриот, президент, нравственные ценности. | |
Средства ИКТ | Компьютер, телевизор, электронная презентация. | |
Ресурсы | К.Д.Ушинский «Наше Отечество»; В.Степанов «Моя Родина – Россия»; Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. nsportal.ru pedsovet.su Запись песни, гимна, презентация «Россия - наша Родина» Песня «Край родной» Запись песни «С чего начинается Родина» |
Организационная структура урока
1 Этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Длительность этапа. | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
5 минут | Проверка готовности к уроку. Присоединение к теме. Слушание песни, просмотр слайдов. Беседа. - Ребята, вам понравилась песня? О чём она? Что вы чувствовали при прослушивании? О чём мы будем говорить на уроке? | Личностные компетенции: « Вижу, слышу, чувствую» |
2 Этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.
Длительность этапа. | Основные формы работы учителя и учащихся | Формирование УУД |
15 минут | Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. - Сформулируйте тему урока. _ Что вы можете рассказать о нашей стране? Используются слайды с видами России. Беседа. Как называется страна, в которой мы живём? - Кто является главой государства? - Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны? - Назовите столицу России. Покажите её на карте. Какие символы государства вам известны? Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня? - Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? 5 слайд - Откуда произошло слово «Родина»? Послушаем сообщение ученика. Самостоятельное индивидуальное выполнение действий учащимися. Задание на карточках: продолжи пословицу о Родине. Родина – мать…. На чужой сторонушке… Человек без Родины, что… Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас Родина? 5 слайд - Откуда произошло слово «Родина»? Послушаем сообщение ученика. ( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.) - Подберите однокоренные слова к слову Родина. - Подберите синоним к слову Родина. (Отечество) Мы называем Отечеством нашу страну, потому что здесь жили наши отцы, деды, прадеды, наши предки. Запись в тетрадь: Родина- Отечество –Отчизна. Почему Родину называют Отечеством. Мы узнаем об этом из рассказа К. Д. Ушинского. (Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) - Почему Родину называют Отечеством? Как её называет К. Ушинский? (матушка) - Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? ( Её просторы, леса, красивые родные места, моря, реки) - Всё это вдохновляло поэтов, музыкантов, писателей создавать свои произведения с любовью о свое Родине. Они создали то, что называют миром культуры. Это были люди с богатым внутренним миром. | Регулятивные УУД: Сбор информации. Регулятивные УУД: Обработка информации Познавательные УУД. Приём информации. |
3 Этап. Практикум.
Длительность этапа 15 минут 10 минут | Основные формы работы учителя и учащихся. 1.Совместное обсуждение учащимися в парах темы - Каким вам представляется человек, который любит Родину? (Опишите его внутренний мир) Вся красота Родины вдохновляла художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине. (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки, озвучить фамилии художников, писателей, композиторов). Что вам известно о защитниках нашей Родины? - Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему? - Как вы понимаете значение этого слова? Чтение значения слов. Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов. - Все ли из перечисленных людей русские? Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт. 2. Самостоятельное чтение стихотворения о Родине Е. Трутневой «Что Родиной моей зовётся» - Какое чувство вызвало это стихотворение? Как об этом говорит автор? Что мы называем «малой родиной»? 3 Индивидуальная работа. Разгадывание ребуса. Р1А (Родина) | Формируемые УУД Коммуникативные УУД Работа в парах. Познавательные УУД: Просмотр слайдов. Визуализация Познавательные УУД: приём информации. Регулятивные УУД: Чувство |
4.Этап. Проверка полученных результатов. Коррекция.
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции. | Формируемые УУД
|
5 минут | Творческая работа. Написание мини- сочинения о Родине или о малой родине. | Регулятивные УУД: Своё отношение к Родине |
5. Этап. Подведение итогов, домашнее задание. | ||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. | Формируемые УУД
|
5 минут | Прослушивание Гимна России с презентацией символов России. - Что запомнили на уроке? О чём ещё хочется подумать? Продолжите предложения: Мне было легко… Мне помогло.. Было трудно… В будущем я бы хотела… Спасибо вам за хорошую работу на уроке. | Познавательные УУД: Приём информации. Личностные УУД: Своё отношение |
Домашнее задание | Написать стихотворение или сообщение о жителе нашего города, который внёс большой вклад . | |
Приложение к уроку №1 «Россия- наша Родина» |
1. Наше Отечество
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
К. Д. Ушинский
2. Продолжи пословицы.
Родина – мать….
На чужой сторонушке…
Человек без Родины, что…
3. Е. Трутнева
О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"
Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"
Методическая разработка урока составлена по ФГОС....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"
Данный урок является 3 по счету в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок является культурологическ...
Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).
Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...