Итоговый практико-значимый проект «Технологические карты уроков»по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Епихина Елена Николаевна

Технологические карты уроков по темам:"Россия- наша родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего  образования  Московской области «Академия социального управления»

Кафедра человековедения и физической культуры

Итоговый практико-значимый проект

«Технологические карты уроков»

по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики» (72 ч.)

                                                        

                                                                      Слушатель:  

                                                                                  Епихина Елена Николаевна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        МОУ СОШ №3 Протвино

                                                        Серпуховский  район

                                                                      Московской области

                                                                      Научный рук. проекта:

                                                                      Онишина В.В., к.п.н.

                                                 

2015

Введение


Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы православной культуры для четвёртого класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. – М.: Просвещение, 2012 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплексу «Школа России».

Цель курса «ОРКСЭ. Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

Общая характеристика курса

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни. Освоение школьниками учебного содержания модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность) и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Ценностные ориентиры содержания курса

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Информационно-методическое обеспечение

Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012.

Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики»  М., Просвещение 2012.

Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012.

«Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012.

Технологическая карта урока № 1

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Россия - наша Родина

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Малая родина, традиции, патриот, президент, нравственные ценности.

П. Осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения и слушания текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений;

Р. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

К. Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности

Формирование образа родной страны, вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Цель урока

Формирование представления о России как многонациональном государстве, воспитание патриотизма.

Основные понятия

Усвоение понятий: Родина, Отечество, Отчизна, Малая родина, традиции, патриот, президент, нравственные ценности.

Средства ИКТ

Компьютер, телевизор, электронная презентация.

Ресурсы

К.Д.Ушинский «Наше Отечество»;  В.Степанов «Моя Родина – Россия»; Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России.

nsportal.ru        pedsovet.su

Запись песни, гимна, презентация «Россия - наша Родина» Песня «Край родной»

Запись песни «С чего начинается Родина»

Организационная структура урока

1 Этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Длительность этапа.

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Проверка готовности к уроку.

Присоединение к теме. Слушание песни, просмотр слайдов. Беседа.

- Ребята, вам понравилась песня? О чём она? Что вы чувствовали при прослушивании? О чём мы будем говорить на уроке?

Личностные компетенции: « Вижу, слышу, чувствую»

 2 Этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Длительность этапа.

Основные формы работы учителя и учащихся

Формирование УУД

15 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока.

- Сформулируйте тему урока.

_ Что вы можете рассказать о нашей стране?

Используются слайды с видами России. Беседа.

Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой государства?

- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории? Какие города вам известны?

- Назовите столицу России. Покажите её на карте. Какие символы государства вам известны?

Какой праздник отмечается в нашей стране 12 июня?

- Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас  Родина?   5 слайд

- Откуда произошло слово «Родина»?  Послушаем сообщение ученика.

Самостоятельное  индивидуальное выполнение действий учащимися.

Задание на карточках: продолжи пословицу о Родине.

Родина – мать….

На чужой сторонушке…

Человек без Родины, что…

Мы называем нашу страну Родиной. Что значит для вас  Родина?   5 слайд

- Откуда произошло слово «Родина»?  Послушаем сообщение ученика.

( Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень. Он был посвящен богу Роду.)

- Подберите однокоренные слова к слову Родина.

- Подберите синоним к слову Родина. (Отечество) Мы называем Отечеством нашу страну, потому что здесь жили наши отцы, деды, прадеды,  наши предки.

Запись в тетрадь: Родина- Отечество –Отчизна.

Почему Родину называют Отечеством. Мы узнаем об этом  из рассказа К. Д. Ушинского.

(Учащиеся самостоятельно читают рассказ Ушинского «Наше Отечество».) 

- Почему Родину называют  Отечеством?

Как её называет К. Ушинский? (матушка)

- Что  вы представляете себе, когда слышите слово Родина? ( Её просторы, леса, красивые родные места, моря, реки)

- Всё это вдохновляло поэтов, музыкантов, писателей создавать свои произведения с любовью о свое Родине.

Они создали то,  что называют миром культуры. Это были люди с богатым внутренним миром.

Регулятивные УУД:

Сбор информации.

Регулятивные УУД:

Обработка информации

Познавательные УУД.

Приём информации.

3 Этап. Практикум.

Длительность этапа

15 минут

10 минут

Основные формы работы учителя и учащихся.

1.Совместное обсуждение учащимися в парах темы

- Каким вам представляется  человек, который любит Родину? (Опишите его  внутренний мир) Вся красота  Родины вдохновляла художников, поэтов, писателей, композиторов на создание произведений о Родине. (просматривание картин художников, рассматривание выставки книг о Родине, слушание стихотворения, прослушивание музыки, озвучить фамилии художников, писателей, композиторов).

Что вам известно о защитниках нашей Родины?

- Можно ли этих людей назвать патриотами? Почему?

- Как вы понимаете значение этого слова?  Чтение значения слов.

Патриот – человек, который любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм – любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов.

 - Все ли из перечисленных людей русские?

Вывод: Россия – многонациональное государство. Неважно, какой национальности человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие, свободное, независимое существование страны, в которой живёт.

2.

Самостоятельное чтение стихотворения о Родине Е. Трутневой  «Что Родиной моей зовётся»

- Какое чувство вызвало это стихотворение? Как об этом говорит автор? Что мы называем «малой родиной»?

3

Индивидуальная работа. Разгадывание ребуса. 

 Р1А (Родина)

Формируемые УУД

Коммуникативные УУД

Работа в парах.

Познавательные УУД:

Просмотр слайдов. Визуализация

Познавательные УУД: приём информации.

Регулятивные УУД:

Чувство

4.Этап. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции.

Формируемые УУД

 

5 минут

Творческая работа. Написание мини- сочинения о Родине или о малой родине.

Регулятивные УУД:

Своё отношение к Родине

5. Этап. Подведение итогов, домашнее задание.

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым  образовательным результатам.

Формируемые УУД

 

5 минут

Прослушивание Гимна России с презентацией символов России.

- Что запомнили на уроке? О чём ещё хочется подумать? Продолжите предложения:

Мне было легко…

Мне помогло..

 Было трудно…

В будущем я бы хотела…

Спасибо вам за хорошую работу на уроке.

Познавательные УУД:

Приём информации.

Личностные  УУД:

Своё отношение

Домашнее задание

Написать стихотворение или сообщение о жителе нашего города, который внёс большой вклад .

Приложение к уроку №1  «Россия- наша Родина»

1. Наше Отечество

   Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды.

    Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное. А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

    Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

 

                                              К. Д. Ушинский

2. Продолжи пословицы.

Родина – мать….

На чужой сторонушке…

Человек без Родины, что…

3. Е. Трутнева

О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Культура и мораль"

Модуль: «Светская этика» Учебное пособие: А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4 – 5 класс» Тема урока: «Культура и мораль» Урок № 3. Цель: освоение нр...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ на тему "Православие в Советской России"

Методическая разработка урока составлена по ФГОС....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема "Христианская церковь"

Данный урок является 3 по счету  в разделе «Христианство» и дает знания о развитии христианства, о возникновении христианской церкви, о церковной организации. Урок  является культурологическ...

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...