Урок ОРКСЭ в 4 классе "Добро и зло в православной традиции"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Визгалова Светлана Васильевна

Технологическая карта урока православной культуры в 4 классе "добро и зло в православной традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока594.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок ОРКСЭ. Добро и зло в православной традиции.

Модуль: Основы православной культуры.

Визгалова Светлана Васильевна,

первая квалификационная категории,

учитель ОРКСЭ

 

 

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

           Данный урок разработан на основе рабочей  программы по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики (Основы православной культуры)» для обучающихся 4 класса, которая является приложением к Адаптированной основной  общеобразовательной программе ФГОС  начального общего образования  (АООП ФГОС НОО).

            Программа составлена на основе авторской рабочей программы по Основам православной культуры А. А. Кураева (Просвещение, 2010).

            Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект (УМК, автор-составитель Т.А. Берсенева), который состоит из методического пособия и DVD-диска для учителя, а также рабочей тетради на печатной основе (две части) для обучающихся.

             Разработанный УМК одобрен кафедрой социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии.

Класс: 4, урок 9.

        Технологическая карта урока

Тема урока: Добро и зло в православной традиции.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Сформировать представления о добре и зле

Подвести обучающихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  «добро» и «зло».

Задачи:

1. Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло».

2. Формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

3. Воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Планируемые результаты

Предметные:

Уточнение понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Метапредметные:

Умение определять тему, цель урока, ориентироваться в учебнике, работать со словарем, делать выводы, работать в  группах. Принимать и сохранять учебную задачу.   Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов, обсуждения, наблюдения.

Ресурсы урока: презентация, учебник Т. А. Костюкова, О. В. Воскресенский, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошникова Основы православной культуры, аудиозапись песни Ю. Энтина, М. Минкова  «Дорога добра», раздаточный материал, словари.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Организация начала урока.

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества, закрепим имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.

Определяют  готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

- Сегодня урок я хочу начать с песни. Послушайте ее и скажите, о чем эта песня (Ю. Энтина, М. Минкова  «Дорога добра)

(Прослушивание песни, 1 слайд.)

-О чем эта песня?

-Антоним к слову добро.

1. Определение темы урока.

- Назовите тему урока.

- Как называется наши уроки.

- Значит, тема нашего урока звучит «Добро и зло в православной традиции».

- Что такое традиция?

2. Целеполагание.

-Что бы вы хотели узнать на уроке?

- На уроке мы узнаем.

- Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

- Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

- Эта песня о добре, о том, что всегда надо выбирать путь добра.

- Зло.

- Добро и зло.

- Уроки Православной культуры.

Обсуждают тему урока, отвечают н на вопросы учителя.

- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Высказывают свои предположения.

Организация познавательной деятельности

Давайте попробуем дать определение «добру».

- Какого человека мы называем  добрым человеком?

-Где мы можем найти определение этому слову?

Работа со словарем.

  1. Нечто положительное, хорошее,
    полезное, противоположное злу.
  2. Имущество, вещи.

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее стремление
к бескорыстной помощи ближнему,
а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

В православии ангел - символ добра.

- Что такое зло, как вы думаете?

- Какого человека мы называем злым человеком?

- Найдём определение этому слову.

Работа со словарем.

  1. Нечто дурное, вредное.
  2. Беда, несчастье, неприятность.
  3. Досада, злость.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

- Давайте с вами подумаем, доброе дело – это какое дело?

Вы правильно все сказали.

Значит, что приносит доброе дело человеку?

- Какие дела мы можем назвать злыми?

- Так что же приносит злое дело человеку?

В православии зло называют грехом.

Творческая работа.

Приложение 1.

- Перед вами два дерева. Что олицетворяет одно дерево и другое?

Приложение 2.

-  На деревья надо правильно прикрепить плоды, помня о том, что это дерево добра и дерево зла.

Проверка задания.

- Были ли деревья одинаковыми первоначально?

 - Что случилось со вторым деревом и почему?    

- Какие плоды могут расти на дереве «Добра»?

-  А на дереве «Зла»?

На пустых карточках напишите свое слово,  относящее к добру.

-Какие слова написали и приклеили вы.

- Так, ребята, и с человеком: от добрых

дел душа его расцветает, от злых  дел черствеет, засыхает.

 Вы пока ещё все деревца зеленые, молодые, дружные. Возьмите друг друга за руки улыбнитесь доброй улыбкой.

 Я думаю, что мы никогда не засохнем от злых дел.

Физкультминутка.

«Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги – это корни, их поставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали.

Из глубин подземных воду доставали.

Наше тело – ствол могучий,

Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки – ветки, крону образуют.

Вместе им не страшно, если ветры дуют.

Работа с учебником.

С. 140- 142

- Как творят добрые дела люди верующие, православные. Прочитаем об этом в учебнике.

- Каким даром  наделил Господь Серафима Саровского?

-За что Господь наделил даром Серафима Саровского?

- Как совершал добрые поступки Серафим Саровский?

- Что значит бескорыстно?

- Что произошло с разбойниками

после того, как их простил Серафим Саровский?

- А что значит раскаялись?

- Если человек совершил злой поступок, ошибку  и об этом жалеет, что мы можем предложить человеку?

Как же можно исправить ошибки, грехи?

Найдите дело, противоположное совершённому греху.

Украл - …

Солгал - …

Пожадничал - …

Сказал злое слово - …

- К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло.

Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

- Все ласковое доброе; поступок приносящий пользу; всё положительное, хорошее; хорошее доброе дело.

- Сострадательный человек; сердечный; расположенный к людям; помогающий людям.

- В толковом словаре русского языка.

Читают  определение в толковом словаре  С. И. Ожегова.

- Злое чувство, гнев, досада; все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность.

- Недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью, приносящий  несчастье.

Читают  определение в толковом словаре  С. И. Ожегова.

Высказывание ребят.

- Приносит пользу, от него человеку радостно.

Высказывание ребят.

-Злое дело приносит человеку страдания, беды, несчастья.

- Да были.

- Оно засохло.

Выполняют задание в группах.

Слова приклеивают на деревья.

Ребята вывешивают на доске свои деревья и читают слова на них.

Дети становятся в круг, берутся за руки.

Выполняют вместе с учителем.

Ноги на ширине плеч.

Ставят один кулак на другой.

Наклоняются, складывают ладони чашечкой.

Проводят ладонями вдоль тела вниз.

Покачиваются из стороны в сторону.

Складывают ладони шалашиком.

Поднимают соединённые руки над головой.

Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.

Качают головой. Качают поднятыми руками.

Читают самостоятельно.

- Звери и птицы слушались Серафима Саровского.

- За то, что он был добр к людям, простил разбойников, молился за других людей, совершал только добрые поступки,

- Бескорыстно, прославляя Христа.

- Ничего не просить взамен.

- Они раскаялись?

- Признали свою вину и сожалели о том, что сделали.

- Мы можем предложить ему повиниться, покаяться, признать свою вину.

Анализируют, высказывают свои предположения.

Отвечают на вопросы.

- Верни.

– Наберись сил сказать правду.

– Подари.

– Попроси прощения.

Рефлексия деятельности

- Вспомните, как называлась песня, с которой мы начали урок?

- Давайте и мы с вами сделаем дорожки добра из пословиц.

Приложение 3.

- Для этого из слов надо составить пословицы.

- Молодцы, вы все справились с заданием!

- Давайте, посмотрим, на какие вопросы урока мы сегодня отвечали?

- Что такое добро и что входит в это понятие?  

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Домашнее задание.

- Написать мини-сочинение  «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?»

С вашего сочинений мы и начнем следующий урок.

- Спасибо ребята за урок. В подарок вам жизненный совет «О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его. Нужно мало говорить, но много делать».

(Совет распечатан на карточках всем ребятам)

- С песни «Дорога добра»

Выполняют задания в группах, составляют пословицы.

Читают то, что получилось.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Кто любит Бога, добра получит много.

С Богом пойдёшь – добрый путь найдёшь.

Добро творить - себя веселить.

Анализируют, отвечают на вопросы.

Список литературы

1. Амбарцумов  Ф. Н. Основы православия. Пособие Детской миссии

для подготовки занятий  с детьми  СПб.: 2014. – 399 с.

2. Костюкова Т. А.,  Воскресенский О. В.,  Савченко К. В.,  Шапошникова Т. Д. Основы православной культуры. Учебник для 4 класса. М.: «Дрофа» 2016. – 192 с.

3.Кураев А. В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.: «Просвещение» 2012. – 95с.

4. Священник Алексей Мороз, Берсенева Т. А. Добрые уроки наставления. СПб. : «Сатисъ» 2010.- 239 с.

5. Священник Тимофей, Берсенева Т. А. Уроки о здоровье и добродетели.

М.: «Паломник» 1999. – 111 с.


Приложение 1

http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/47407354.74f/0_f1335_120cb108_orig.pnghttp://www.vernisage-parquet.ru/pictures/rus-parquet-extrim/suhoe-derevo-2.jpg


Приложение 2

тепло

война

смерть

веселье

мама

слёзы

семья

ласка

разруха

отзывчивость

горе

помощь

любовь

ложь

радость

жестокость

тепло

война

смерть

веселье

мама

слёзы

семья

ласка

разруха

отзывчивость

горе

помощь

любовь

ложь

радость

жестокость

тепло

война

смерть

веселье

мама

слёзы

семья

ласка

разруха

отзывчивость

горе

помощь

любовь

ложь

радость

жестокость

тепло

война

смерть

веселье

мама

слёзы

семья

ласка

разруха

отзывчивость

горе

помощь

любовь

ложь

радость

жестокость

Приложение 3

Кто добро творит, того Бог благословит.

Кто любит Бога, добра получит много.

С Богом пойдёшь – добрый путь найдёшь.

Добро творить - себя веселить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

Урок ОРКСЭ в 4 классе (модуль «Основы православной культуры») БЕСЕДА О ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ

Цель: на основе Священного Писания, святоотеческого наследия, жития святых воспитывать у детей любовь к ближнему, формировать у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению,...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Ошибки первых людей" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о первых людях и понятие «ошибка».Задачи урока:Дидактические:1. познакомить учащихся с первыми людьми на Земле, объяснить чем чело...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...

Конспект урока ОРКСЭ: «Причастие», 4 класс, УМК: «Основы православной культуры»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представления о причастии.Задачи урокаДидактические:1) дать представление о причастии, о Таинстве причастия...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Причастие" 4 класс, УМК - "Основы православной культуры"

Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с понятиями: &l...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Церковнославянский язык», 4 класс «Основы православной культуры»

Тема урока: «Церковнославянский язык» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.  Задачи урок...