Рабочая программа предмета «Основы православной культуры» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

 Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».

В учебно-методический комплект входят:

  • ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/   А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы православной культуры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Статус документа

Рабочая программа по «Основам православной культуры» для 4 класса общеобразовательной школы  разработана  в соответствии с учебным планом МОУ лицея № 12 г. Люберцы Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года.

 Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».

В учебно-методический комплект входят:

  • ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/   А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011,
  • Книга для учителя  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред.В. А. Тишкова, Т.А.Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

2. Структура документа.   

 Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки  обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

3.Общая характеристика учебного предмета.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        4.Основные содержательные линии

Цель формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

– усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

– привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну);

– ознакомления с важнейшими священными страницами родной истории — Великими Днями Побед, принесшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие);

– привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

– ознакомления с именами и подвигами выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

– ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры

России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (ТроицеСергиева Лавра);

– усвоения основных духовно - нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

– усвоения основных духовно - _нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

– формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

– воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

– формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

Место предмета в учебном плане.

 В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю   в 4 классе.   

Формы занятий

Тип урока: комбинированный

Характерные  группы уроков

1.  Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок - ролевая игра, урок-викторина).

2.  Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт,).

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок- путешествие в прошлое).

4. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-телемост, урок-диспут, урок-выставка).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Изучение основ православной культуры учащимися 4 класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

1. Понятие «священный» в отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине. Особая роль православия в истории и становлении духовности и культуры России.

2. Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.

3. Всемирно известные памятники православной культуры России — храмы, иконы, книги, монастыри.

4. Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.

5. Православные традиции патриотического и социального служения в современной России.

6. Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.

7. Возрождение православной культуры России в конце XX – начале XXI века.

8. Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.

9. Азбука духовно_нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

      Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении именно этих качеств надо -  прежде всего: заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

-  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

 осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

– знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры

учащимися 4 класса:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

– умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

к рабочей программе по «Основам православной культуры»  для 4 класса

 (1 часа в неделю, всего 34 часа)


Учитель Рачицкая Татьяна Анатольевна

  • ФГОС Кураев А. В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений/   А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.

№ урока

Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека.

Сентябрь

2

Культура и религия. Как человек создаёт культуру.

Сентябрь

3

Человек и Бог в православии

Сентябрь

4

.Православная молитва, ее происхождение и значение.

Сентябрь

5

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия.

Октябрь

6

Проповедь Христа. Чему учил Христос. 

Октябрь

7

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни.

Октябрь

8

Пасха. Воскресение Христа. 

Октябрь

9

Православное учение о человеке. Душа. Что такое образ Божий в человеке.

Ноябрь

10

Совесть и раскаяние.

Ноябрь

11

Заповеди. Какие заповеди даны людям.

Ноябрь

12

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. 

13

Золотое правило этики.

14

Храм. Что люди делают в храмах.

15

Икона. Почему икона так необычна.

Конец 2 ч

16

Творческие работы учащихся о значении православной культуры в жизни людей, общества.

3

Раздел II. Православие в России.

17

Как христианство пришло на Русь.

18

Подвиг. О человеческой жертвенности.

.

19

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы.

20

Зачем творить добро?. Чему радуются святые.

21

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице.

22

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа.

23

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие.

24

Монастырь. Почему люди идут в монахи. 

25

Отношение христианина к природе.

26

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27

Защита Отечества.

28

Христианин в труде.

29

Любовь и уважение к Отечеству.

30

 Обобщающий урок по разделу: Православие в России.

31

Выбор темы для творческой работы.

32-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной прогр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.Вопросы, связанные с введением в школьну...

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики",учебный модуль "Основы православной культуры" под редакцией Кураева А.В.("Просвещение" 2013 г.)со...

Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)

Программа по Основам православной культуры в 4 классе, которая является модулем к курсу "Основы религиозных культур и светской этики" + календарно-тематическое планирование....