Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Стеценко Ирина Юрьевна

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики",учебный модуль "Основы православной культуры" под редакцией Кураева А.В.("Просвещение" 2013 г.)соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОПК 4 класс программа58.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

         «Рассмотрено»

          Протокол заседания ШМО  учителей  начальных  классов

          №_____от «______»________2018  г

          Руководитель ШМО __________Гиленко Н.Ю.

 

«Рассмотрено»

Протокол заседания педагогического Совета

№1 от ___ августа 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

_______  Богодухова М.Н.

«______»____________2018  г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Смаглеевской СОШ________Квитко О.О

Приказ № ____

от «_______»______2018 г.

396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН  1023600847269, ИНН  3612005709, ОКПО 49759251

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 учебный модуль «Основы православной культуры»

(базовый уровень)

4 класс

       

                                                                                Составлена учителем

«Основ православной культуры»

Стеценко И.Ю.

                                                                          2018-2019  г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» создана в соответствии со  следующими нормативно-правовыми документами:

  • федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

             федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным                    приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Положением о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), курсов внеурочной  деятельности  педагогов МКОУ Смаглеевской СОШ.
  • Методическим рекомендациям по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области  от 24.08.2012 № 01-03/06332);
  • Письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области  от 29.05.2015 № 80-11/4360 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • учебным планом МКОУ Смаглеевской СОШ на 2018 – 2019 учебный год.

Рабочая программа разработана   на основании авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской  этики» под редакцией Кураева А. В. («Просвещение», 2013). Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта.

Цели и задачи учебного курса «Основы православной культуры»

Цели курса:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для    достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса:

  • знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как  уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Учебный модуль  «Основы православной культуры»   является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями  православных  духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Место предмета в  учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ Смаглеевской СОШ в 4 классе на изучение данного курса предусмотрен 1 час в неделю, 34 часа в год. Данный учебный курс  имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

  • «Основы православной культуры»
  • «Основы исламской культуры»
  • «Основы буддийской культуры»
  • «Основы иудейской культуры»
  • «Основы мировых религиозных культур»
  • «Основы светской этики»

Обучающимися с их согласия и по выбору их родителей (законных представителей) изучается один из вышеназванных модулей.  В МКОУ Смаглеевской СОШ единогласным  решением родительского собрания родителей 3 класса (Протокол № 4 от 15.05.2018 г.) выбран модуль комплексного курса  «Основы православной культуры».

Данный выбор учащихся и их родителей обусловлен тем, что проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы православной  культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты освоения данного учебного курса:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты освоения данного учебного курса :

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения данного учебного курса:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  7. осознание ценности человеческой жизни.

Содержание учебного предмета

№ темы

                  Наименование темы

Количество часов

Тема 1

Россия – наша Родина

1

Тема 2

Культура и религия

1

Тема 3

Человек и Бог в православии

1

Тема 4

Православная молитва

1

Тема 5

Библия и Евангелие

1

Тема 6

Проповедь Христа

1

Тема 7

Христос и Его крест

1

Тема 8

Пасха

1

Тема 9

Православное учение о человеке

1

Тема 10

Совесть и раскаяние

1

Тема 11

Заповеди

1

Тема 12

Милосердие и сострадание

1

Тема 13

Золотое правило этики

1

Тема 14

Храм

1

Тема 15

Икона

1

Тема 16

Творческие работы учащихся

1

Тема 17

Подведение итогов

1

Тема 18

Как христианство пришло на Русь

1

Тема 19

Подвиг

1

Тема 20

Заповеди блаженств

1

Тема 21

Зачем творить добро?

1

Тема 22

Чудо в жизни христианина

1

Тема 23

Православие о Божием суде

1

Тема 23

Таинство Причастия

1

Тема 24

Монастырь

1

Тема 25

Отношение христианина к природе

1

Тема 26

Христианская семья

1

Тема 28

Защита Отечества

1

Тема 29

Христианин в труде

1

Тема 30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Тема 31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Тема 32-33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

2

Тема  34

Презентация творческих проектов

1

Всего

34

   

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Элементы  содержания

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Дата

план

Дата

факт

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1.

Россия – наша Родина

Россия – наша Родина. Россия – многонациональное государство.

Познавательные УУД:

-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

Предметные УУД:

- различать способы и средства познания окружающего мира;

- работать с учебником;

- составлять монологическое высказывание о малой родине, с использованием конкретных примеров;

Коммуникативные УУД:

- вступать в учебный диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

II

Основы православной культуры. Часть 1.

2.

Культура и религия

Культура и религия.

Познавательные УУД:

-  понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- работать с учебником;

- сформулировать понятия культура и  религия;

Предметные УУД:

- сравнивать и различать  понятия культура и  религия;

- составлять монологическое высказывание;

- задавать вопросы;

- пользоваться условными обозначениями учебника;

- работать в паре;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- вступать в учебный диалог;

3.

Человек и Бог в православии

Введение в православную духовную традицию.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником;

- рассматривать иллюстрации учебника и извлекать из них полезную информацию;

- работать с разными источниками информации;

Предметные УУД:

- работать в паре, высказывать  свое мнение;

- проследить воплощение божества в человеке;

- осмыслить связь веры в Бога с понятиями совесть, доброта, любовь;

Коммуникативные УУД:

- рассуждать на заданную тему (монолог, диалог);

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

4.

Православная молитва

Особенности восточного христианства.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- работать с учебником и другими источниками информации;

- различать виды молитв;

- выполнять творческие задания по заданной теме;

Предметные УУД:

- проследить изменение в образе жизни человека под влиянием божественной благодати на примере святых;

- понять значение молитвы «Отче наш» для каждого верующего;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

5.

Библия и Евангелие

Во что верят православные христиане.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

- сформулировать понятия христианин, Библия, Евангелие;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с разными источниками информации (притчи);

- выступать с сообщением о жизни Иисуса Христа;

- работать в парах (мини группах);

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

6.

Проповедь Христа

Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться  её выполнить;

Предметные УУД:

- работать с разными источниками информации (притчами, текстами);

- работать со словарем;

- различать материальные и духовные богатства;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- вступать в диалог, вести дискуссию, находить компромисс, приходить к общему решению;

7.

Христос и Его крест

Особенности восточного христианства.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать символику креста;

- осознать причины Боговоплощения;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- работать с учебником, иллюстрациями, извлекать полезную информацию;

- вступать в диалог со взрослыми;

- высказывать свои предположения и доводы о том, почему Иисус Христос не уклонился от казни;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

8.

Пасха

Символический язык православной культуры, православный календарь. Праздники.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- рассказывать о семейных традициях празднования Пасхи;

- раскрыть смысл пасхальных атрибутов (кулич, яйца);

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои суждения;

- отвечать и задавать вопросы;

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

9.

Православное учение о человеке.

Введение в православную духовную традицию.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сформулировать понятие о душе;

- понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологических оборотов о душе;

Предметные УУД:

- определять эмоциональное состояние души по художественному образу;

- работать с разными источниками информации;

- выразительно читать стихи;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

- задавать  и отвечать на вопросы;

10.

Совесть и раскаяние

Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- оценивать поступки героев;

- работать в парах над проблемными ситуациями;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- понять структуру и значение раскаяния;

- инсценировать проблемные ситуации;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

11.

Заповеди

Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять значение заповедей;

- сравнивать понятия убийство и воровство;

Предметные УУД:

- работать в группах;

- проанализировать понятие «зависть» на примере сказки «О рыбаке и рыбке»;

- задавать  и отвечать на вопросы;

Коммуникативные УУД:

- высказывать свои мысли;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

12.

Милосердие и сострадание

Милосердие и сострадание.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать понятия «милосердие» и «дружба»;

Предметные УУД:

- проанализировать различные виды текстов;

- работать в мини группах;

- работать с разными источниками информации (притчами);

- работать со словарем;

- вступать в диалог;

- высказывать свое мнение;

- составить синквейн  к слову «ближний»;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

13.

Золотое правило этики

Золотое правило нравственности.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать главное правило человеческих отношений;

- сравнивать понятия «осуждение» и «не осуждение»;

Предметные УУД:

- работать с учебником;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- вступать в дискуссию;

- работать с дополнительной информацией;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

14.

Храм. Православный храм и другие святыни

Православный храм и другие святыни.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, как устроен православный храм;

- раскрыть смысл посещения храма;

- объяснить значение выражений;

Предметные УУД:

- составить правила поведения в храме;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать со словарем;

- высказывать свои суждения;

- находить противоречия в иллюстрациях;

- работать в парах, группах;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

15.

Икона

Символический язык православной культуры, христианское искусство.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие об иконе;

- понять значение элементов, изображенных на иконе;

Предметные УУД:

- сравнивать и различать иконы;

- различать понятия «молиться иконе» и «молиться перед иконой»;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, иллюстрациями;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

16.

Экскурсия в храм

Символический язык православной культуры, христианское искусство.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- экскурсия в храм;

- рассмотреть устройство храма;

Предметные УУД:

- соотнести теоретические знания с практическими;

- соблюдать правила поведения в храме;

- высказывать свое мнение, впечатление от экскурсии;

Коммуникативные УУД

- оценить свое эмоциональное состояние.

17.

Творческие работы учащихся

Проект и этапы работы

над ним.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Предметные УУД:

- подготовить проект

- распределить обязанности;

- составить план работы;

- подбирать текстовый и иллюстративный материал;

- оформить презентации;

- представить проект.

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

III

18.

Как христианство пришло на Русь. Презентации работ учащихся

Православие в России.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- познакомиться с историей крещения Руси;

- понять значение новой веры;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- различать понятия «храм» и «церковь»;

- понять смысл крещения;

- работать с различными видами информации;

- устанавливать связь между крещением Руси и изменением жизни населения;

- задавать  и отвечать на вопросы;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

19.

Подвиг

Долг и ответственность.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- обсудить понятие «подвиг»;

- различать виды подвига;

- работать с понятием «подвижник»;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- высказывать свое мнение;

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- работать в группах;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

20.

Заповеди блаженств

Любовь к ближнему.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- понять смысл заповедей блаженств;

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- выразительно читать стихотворение;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

21.

 Христианство на Руси

Православие в России.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

Предметные УУД:

- работать с учебником, дополнительной литературой;

- вступать в диалог;

- работать в группах;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

22.

Зачем творить добро?

Добро и зло в православной традиции.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понимать причины, по которым человек не стал эгоистом;

Предметные УУД:

- работать со словарем;

- отразить в рисунке виды крестов: Христов, Петров, Андреевский;

- рассуждать и высказывать свое суждение;

- работать с различными видами информации;

- работать в парах над притчей «О дикаре и царе»;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

23.

Чудо в жизни христианина

Любовь к ближнему.Символический язык православной культуры, христианское искусство.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осмыслить понятие Св. Троицы;

- сформулировать понятие добродетели  «вера, надежда, любовь»;

Предметные УУД:

- работать с текстом учебника, иллюстрациями;

- выполнить творческую работу и ее обсудить;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

24.

Православие о Божием суде

Золотое правило нравственности.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассуждать на заданную тему;

- понимать ответственность за свои поступки;

- осознать, что любой человек посланник бога на земле;

Предметные УУД:

- работать с различными литературными жанрами (притчи, легенды);

- работать в мини группах (парах);

- работать с иллюстрациями, извлекать из них нужную информацию;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

25.

Таинство причастия

Православный храм и другие святыни.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- усвоить, что в таинстве Причастия, Христос дал людям Свое тело и кровь;

- понять смысл и значение Причастия;

- рассуждать на заданную тему, вступать в диалог;

- устанавливать связь между Причастием и Литургией;

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- работать со словарем;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

26.

Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему

Добро и зло в православной традиции. Любовь к ближнему.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «добро», «дружба», «порядочность», «честь», «достоинство», «самоотверженность»;

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать со словарем

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

27.

Монастырь

Православный храм и другие святыни.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие «монах» и «монастырь»;

- сравнивать образ жизни мирянина и монаха;

- выяснить причины принятия пострига;

- выяснить призвание монаха;

- рассмотреть стадии становления монашества;

Предметные УУД:

- работать с учебником, иллюстрациями;

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать со словарем;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

28.

Отношение христианина к природе

Милосердие и сострадание.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять, что природа – это дом для человека и Божий храм;

- осознать ответственность за сохранение природы и мира;

- сформулировать понятие «христианское милосердие»;

Предметные УУД:

- работать с разными видами текстов, дополнительной литературой;

Коммуникативные УУД:

- вступать в диалог;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

29.

Христианская семья и её ценности

Христианская семья и её ценности.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- рассмотреть основы создания христианской семьи;

- изучить атрибуты  содержание венчания;

- понять смысл обручального кольца и венца;

- осознать роль традиций в семейной жизни;

Предметные УУД:

- задавать  и отвечать на вопросы;

- работать с разными видами источниками информации;

- работать в парах, группах с иллюстрациями;

- работать со словарем;

- рассуждать, высказывать свое мнение;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

30.

Защита Отечества

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- понять в чем состоит первостепенная миссия православного человека (христианина);

Предметные УУД:

- составить синквейн к слову «родина»;

- работать с разными источниками информации (пословицы, иллюстрации );

- участвовать в викторине «Святые защитники Родины»;

- работать с учебником;

-приводить исторические примеры героизма при защите Отечества;

- понять нравственную позицию воина христианина;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

31

Христианин в труде

Отношение к труду.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- осознать первые грехи в истории человечества;

Предметные УУД:

- работать с учебником, словарем, дополнительной литературой (Библией);

- работать в парах;

- выяснить какой труд вреден, а какой радует Бога;

- рассуждать, высказывать свое мнение о понятии «работать на совесть»;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

IV

32.

 Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству.

Познавательные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сформулировать понятие о многоконфессиональности нашего Отечества;

- осознать, что любовь к Отечеству – это служение;

- понять из чего складывались духовные традиции России;

- составить портрет слова «Отечество» в группах;

Предметные УУД:

- работать с раздаточным материалом, различными источниками информации;

- высказывать свое мнение;

- сформулировать свои права и обязанности по отношению к Отечеству;

Коммуникативные УУД:

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

33.

Презентация творческих проектов на тему: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д.

Защита проекта.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- структурируют знания;

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

34.

Презентация творческих проектов на тему:  «Моё отношение к России»,  «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины»  и т.д.

Защита проекта.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

- структурируют знания;

Коммуникативные УУД:

- умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в  устной форме;

- адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  • Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –  Москва: «Просвещение», 2012.
  • Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
  • Основы Православной культуры. 4-5класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
  • Интернет ресурсы -  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной основной  образовательной прогр...

Рабочая программа по основам православной культуры 4 класс

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности.Вопросы, связанные с введением в школьну...

Рабочая программа.. ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс

Рабочая программа по Основам Православной культуры для 4 класса с УУД....

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)

Программа по Основам православной культуры в 4 классе, которая является модулем к курсу "Основы религиозных культур и светской этики" + календарно-тематическое планирование....