Конспект урока "Вежливость" (4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Цели деятельности учителя:

  • формирование нравственного представления о вежливости у обучающихся;
  • создание атмосферы доброжелательности и комфорта на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 25 сентября 2018г., вторник

Школа: МАОУ СОШ №148

Класс: 4 «д»

Кабинет: 224

Время: 17:10-17:50

  ФИО учителя: Кейзер А.В.

  ФИ студента: Гурьянова А.

  ФИО методиста: Мухина И.Г.

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ

Тема: «Вежливость»

Цели деятельности учителя:

  • формирование нравственного представления о вежливости у обучающихся;
  • создание атмосферы доброжелательности и комфорта на уроке.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • быть готовым к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знать и понимать значение нравственности.

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: учебник: «Основы светской этики», 4 класс, М.Т.Студеникин: презентация, раздаточный материал.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок у вас проведу я.

- Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

3 мин

- Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо разгадать ребус.

        

- Какое ключевое слово получилось?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня

будем говорить на уроке?

Выполняют задание

Разгадывают ребус

- Получилось слово вежливость

- Мы будем говорить о вежливости и о вежливых словах

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

3.

Постановка учебной задачи

Словесный:

учебный диалог

Словесный:

учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

3 мин

- Совершенно верно. Тема нашего урока: «Вежливость».

Давайте сформулируем цели урока:

- Верно, ребята, сегодня  на уроке мы будем говорить о том, что такое вежливость и какую роль она играет в нашей жизни.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

С добрым утром! — я кричу.

Добрый день! – кричу я вслед

Всем идущим на обед!

«Добрый вечер!» — так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.
- О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

 - Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться?

- А вы знаете, что такое вежливость?

Давайте обратимся к учебнику на странице 27.

- Кто нам прочитает определение?

- Отлично, спасибо. Вообще знающего человека на Руси называли «вежа», вот от него-то и произошло слово «вежество», а потом «вежливость».

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Слушают учителя

- 1. Узнать, что такое вежливость. 2. Повторить и узнать новые вежливые слова.

Слушают стихотворение

Слушают учителя

- Мы будем говорить о вежливых словах

- Приятно общаться с вежливым человеком

- Нет, но хотелось бы узнать

Работают с учебником

Читают определение в учебнике

Слушают учителя

Вежливые слова: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

Слушают учителя

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: целеполагание

Р: планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: слово учителя

Динамическая пауза

Практический: выполнение физических упражнений

10 мин

- Сейчас давайте откроем учебник на странице 33 и выполним задание номер 5.

- Прочитай, пожалуйста, что необходимо сделать в этом задании?

- Спасибо.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …

Мальчик, вежливый и развитый, 
Говорит, встречаясь …

Если больше есть не в силах, скажем мы …

Когда ругают нас  за шалости, 
Говорим ... 
 
И во Франции, и в Дании 
На прощанье говорят ... 

- А теперь поиграем в игру, я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.

 1. Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать?

2. Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать?

3. Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите?

4. Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово…

5. Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете?

6. А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите?

7. Какое слово говорят при прощании?

- А сейчас мы с вами разомнёмся.

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Слушают учителя

Работают с учебником

Читают задание

Выполняют задание

- Спасибо

- Здравствуйте

- Спасибо

- Прости, пожалуйста

- До свидания

Слушают учителя

- Здравствуйте

- Простите

- Благодарю

- Пожалуйста

- Извини

- Спасибо

- До свидания!

Слушают учителя

Выполняют задание

Выполняют физические упражнения

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Сейчас мы с вами разберём небольшую ситуацию, послушайте, пожалуйста, внимательно

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую сучковатую палочку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шёл мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел.

- Что же такое сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? 

- Следующая наша игра называется «Вопрос-ответ»

- Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова мы говорим при расставании?

- Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?

- Какие слова мы говорим перед сном?

Слушают учителя

Слушают ситуацию

- Извините, пожалуйста или простите пожалуйста

Слушают учителя

- «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад теб видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)

- «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»

- «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»

- «Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

-Сейчас вы поработаете в группах.

-Давайте с вами разделимся на группы. И вспомним правила работы в группе.

Перед вами тексты. Вам нужно, посовещавшись, вставить пропущенные слова.

Работа в группах

Вставьте пропущенные слова.

1 группа: "Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: "Садитесь …”. Женщина очень вежливо поблагодарила Вову "…”. Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал "…”. Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекресток и старушка ему сказала "…”. В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами: "…”. Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: "Мальчик, скажи "…”, как можно пройти на площадь Победы? А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его "…”.

2 группа: Встретив зайку, ёж-сосед 
Говорит ему: «……………..» 
А его сосед ушастый 
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала 
В понедельник заплыла, 
А во вторник на прощанье 
Ей сказала: «…»
Неуклюжий песик Костик 
Мышке наступил на хвостик. 
Поругались бы они, 
Но сказал он «...» 
Трясогузка с бережка 
Уронила червяка, 
И за угощенье рыба 
Ей пробулькала: «…»

3 группа: Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «…»
Или лучше – «...».
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «...»
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «...».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «...».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «...» добавим
Будут все довольны нами.

4 группа: Встречу, новый разговор
Мы со «...» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «….».
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «…».
«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «...» маме.

Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «…»
И свою им предложи.

5 группа: Если в гости ты пришёл,
К другу в комнату зашёл.
То скажи всем: «…!»

Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«...» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «...» скажи,
Будете играть с ней вы.
Мишка зайчику - сосед,
Скажет он ему «…».
Пригласит зайчонка в гости -
Не опаздывать попросит.
Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «…!».

6 группа: Если сел ты за обед,
А еды любимый нет –
Ты не морщись, не противься,
А к столу смелей приблизься
И скажи «…»
Вежливо, учтиво.
К другу в День его рожденья
Приготовься с поздравленьем.
При уходе на прощанье
Всем скажи ты «…».
Как вести себя в гостях? Вот для вас совет.
Вежливыми ты будь всегда, говори: «…!»
Когда я что-то подарю,

Мне говорят: - …

Тебе подарят что-нибудь –

Благодарить не позабудь!

Если сон смыкает очи

И тебя отправят спать,

Всем скажи: - …

А потом иди в кровать.

Играл медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду, к медведице - маме понуро пришел:

«...» меня, мама,

Я больше не буду.

- А сейчас давайте проверим, всё ли слова вы вставили правильно.

Слушают учителя

Делятся на групы

- Пожалуйста

- Спасибо большое

- Простите, пожалуйста

- Спасибо большое

- Здравствуй!

- Пожалуйста

- Спасибо большое

Работают с текстом

- Привет

 

- Здравствуй

- До свиданья!

- Извини

- Спасибо

Работают с текстом

- Простите

- Извините

- Спасибо

- До свиданья

- Пока

- Пожалуйста

- Здравствуйте

- Привет

- Спасибо

- Спасибо

- Извини

- Добрый день

- Спасибо

- Пожалуйста

- Привет

- Будь здоров!

- Спасибо

- До свиданья

- Привет

- Благодарю

- Спокойной ночи

- Прости

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

П: самостоятельное создание способов решения проблем

К: управление поведением партнёра

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

5 мин

- Игра "Вежливо-невежливо". 

Я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если действия были вежливыми, то вы хлопаете, а если нет, то - топаете.

- Поздороваться при встрече …

-Толкнуть, не извиниться…

- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…

- Не встать, обращаясь к учителю …

- Не уступить место пожилому…

 Слушают учителя

- Вежливо

- Невежливо

- Вежливо

- Невежливо

- Невежливо

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения 

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

5 мин

- У нас сегодня был насыщенный урок.

- Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- Какие цели мы ставили на урок?

- Мы достигли поставленных целей?

- Что такое вежливость?

Высказывания ребят

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

- Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Слушают учителя

- Мы ставили цель, как можно больше узнать о вежливости и о вежливых поступках. Да, мы достигли поставленных целей

Выполняют задание

Дополняют фразы

Слушают учителя

- Отвечают на вопрос

- Слушают учителя

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разгадай ребус:

Слайд 3

ВЕЖЛИВОСТЬ

Слайд 4

Тема урока

Слайд 5

Тема урока: « Вежливость »

Слайд 6

Цели урока: 1. Узнать , что такое вежливость. 2 . Повторить и узнать новые вежливые слова.

Слайд 9

« Вопрос-ответ»

Слайд 12

Тема урока: « Вежливость»

Слайд 13

Цели урока: 1. Узнать , что такое вежливость. 2 . Повторить и узнать новые вежливые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект 1 класс "Покупаем и считаем"

Урок математики 1 классТема:  Покупаем и считаем...

План-конспект мастер-класса в 3 классе школы 8 вида по изготовлению новогодней игрушки ( декоративной шапочки из ниток).

Конспект мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки (декоративная шапочка из ниток)....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса по заполнению рождественского списка на английском языке в 4 классе

Мастер - класс для состаления списка дел на английском языке на Рождество для 4 класса.Легкий и весёлый  мастер -класс для составления списка новогодних и рождественнских дел на английском языке....

Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".

Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...