"Золотое правило этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ничипорова Ирина Борисовна

Содержание урока разработано к учебнику Кураева 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока :

I. Организационный момент. Слайд 1

"- Поговорим?                                                                                                                                - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чем-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?                                                                                                                           - Поговорим!
Нам будет интересно!"

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

 У детей карточки. Приложение 1         

  1. Выбери верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и делается более нравственным.

2.  Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным:

            ● не обращать внимания на чужие беды и горести;

            ● помогать людям, которые в этом нуждаются;

            ● помогать людям, надеясь получить награду.

3. Продолжите предложение:

             Ближний для меня …

III. Выявление восприятия, мотивация. 

  1. Послушайте внимательно словосочетания и скажите.

Что лишнее?

Золотое колье, золотой перстень, золотое кольцо, золотое правило.

- Вот об этом мы сегодня и поговорим!

2. Откройте учебник на с 46.  Прочитайте, что вы узнаете. Слайд 2.

- Ребята, а кто знает значение слова этика?                                                                                    - Кто-нибудь слышал это слово?                                                                                       - А есть ещё одно очень похожее слово – слово этикет.                                      - А значение этого слова мне кто – то может объяснить?                                                           - Давайте будем разбираться.   Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова.  Слайд 3.                                                                                                                                   - Эти два слова очень созвучны, но имеют разные значения.                                                                                                                                                                      - Этикет – это правила поведения человека, а этика – это отношения между людьми. Слайд 4.    

 - Христиане нашли универсальное правило поведения и назвали его «Золотым правилом этики». Это правило есть в Евангелие.  Слайд 5.

 -   Хотите его узнать?                                                                

  - Найдите в тексте на с 46, как звучит золотое правило этики в евангельском

варианте?                                                                                                                            «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Слайд 6.

- Это и есть главное правило человеческих отношений.  

Вывод. Слайд 7.

- Как звучит золотое правило этики?

- Кто его сообщил людям?

2.

- Составьте  из букв и слогов слово Слайд 8.

ле     с    п    т    ня

- Какое слово получилось? (Сплетня)

 - Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
Слайд 9.  

Сплетня -  недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных сведений. 

- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

Учитель: Посмотрите притчу и приготовьте ответ на вопрос:

Прав ли священник?

  1. Ролик «Слухи» (включ с 32 сек. Выключить – 2-25)

-  Прав ли священник? Почему вы так считаете? (Ответы детей)

- Случалось ли такое в вашей жизни? Как вы себя чувствовали?

- Как вы думаете, приятно ли было бы этому человеку, если бы он об этом узнал? (Ответы детей) 

2.  Ролик физминутки - (1,40 мин).                                                                 

6. Работа по картине В. Поленова «Христос и грешница». Слайд 10.

- Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница».                                                                    – Кто изображен на этой картине?                                                                                  - Найдите здесь Христа. Почему вы так считаете?                                                                                                                  - Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете?                                                                                                                      - Что здесь происходит?                                                                                              - Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему?

(Он исцелял, воскрешал. Его уважали,  как Великого Учителя).    

- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.                                                                                                                    - Она знает, что с ней будет?                                                                                               - Как вы думаете, много камней полетит в нее?                                                                - Какие чувства она испытывает? (Стыд, страх, отчаяние, надежду).                                        

 – Как вы думаете, что произойдет, если изобразить следующий момент? Побьют или не побьют?                                                                                                                           Чтение учителем отрывка из учебника  с.46-47:

«Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».                                                                                                              

- Как вы думаете, сколько  камней   полетело?

- «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись».                                                

 - В нее не полетел  ни  один  камень…

- Почему же осуждение - это плохо? (Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки)

- Как Христос защитил женщину? Почему он её защитил?                                                   - Послушайте, как хорошо это описано в стихотворении.

(Читает заранее подготовленный ученик). Приложение 2.

«ГРЕШНИЦА».

Она стояла и бледнела,

Глядеть не смела на людей.

Толпа судила и кипела,

И грозен суд был тех людей.

На самом месте преступленья

Она взята, обличена,

И вот, здесь руки и каменья,

И здесь преступная жена.

«Скажи, Закона Изъяснитель,

Что делать с грешницею сей?

Ей смерть назначил наш учитель

И Боговидец Моисей».

И на земле перстом писал Он:

«Кто сам безгрешен, пусть разит!»

И, написавши, долго ждал Он,

Чей первый камень полетит.

От букв тех брызнул свет и пламя,

И всяк себя узнавши сам,

Кто спрятал стыд, кто бросил камень,

И молча вроссыпь по домам.

Рубрика «Это интересно», с.47 (читает учитель). Слайд 11.

Выборочное чтение.                                                                                                                 - Что может обидеть любого человека? (сплетня, осуждение.)                                        

- Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило?                                                                                                                             «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».                                                                

 - А чтобы не судить других, что нужно делать?                                                              «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете».                                                                                                                              

- Человек не должен осуждать другого, т. к. сам несовершенен. Прежде чем осудить, надо взглянуть на себя со стороны, признать свои недостатки и вспомнить  «Золотое правило этики». 

В другом виде оно звучит так:                                  

 «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».

В жизни проще всего – любить и помогать, а вот не осуждать и прощать – наверное, сложнее.                      

- Поэтому есть такое понятие, как неосуждение.  

Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.  

- Почему так поступил Серафим Саровский?

 (Серафим Саровский простил этих людей, потому,  что был милосердным и сострадательным. Он понял, что они покаялись в своём поступке).

3. Видеоролик  «Злой раб» 4 мин (включить с 53 секунды)

Игра  «Угадай-ка».

- Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)

2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом сразиться. (Кот в сапогах)

3) - Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)

4) - Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы,.

Добрые дела – плоды.

Добрые сердца – сады .

4. Ролик о  Доброте. «Бусы» (4 мин и выключить)

- Какую  высокую цену заплатила маленькая девочка?  (она отдала все что имела)

- Что хотела эта девочка? ( чтобы сестра улыбнулась)

   Учитель:  Сегодня мы  с вами убедились, что зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же.  Осуждать  - значит поставить на человеке клеймо, от  которого впоследствии трудно  избавиться. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.                                                         

VI. Рефлексия.

В заключение урока я вам предлагаю поиграть в игру.

Слайд 12. Игра: «Какой я?»

(У детей рисунки  в форме сердечка и цветные карандаши)

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте в сердечке  красный кружок, если нет — чёрный.

— Добрый,  терпимый, честный, трудолюбивый, аккуратный,  справедливый, смелый, веселый,  послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что оно у вас такое  пестрое, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты.

- Надо стремиться к тому, чтобы  вы могли нарисовать в своем сердечке как можно больше красных кружочков.

А следовательно и проявлять это в своих поступках, делах, отношениях к людям.

5. Песня о доброте (ролик)

Слайд 13. Д/З

Слайд 14. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Этика – это отношения между людьми. Этикет – это правила поведения человека.

Слайд 8

Составьте из букв и слогов слово ЛЕ С П Т НЯ

Слайд 10

В.Поленов «Христос и грешница»

Слайд 11

.

Слайд 14

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотое правило этики

Презентация к уроку Православная культура и этика...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Золотое правило этики

Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения. Воспитать чувство любви к ближнему. Развивать логическое мышление, память, речь....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...