Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Чердонова Елизавета Жамбаловна

В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются:
•    Основы светской этики
•    Основы мировых религиозных культур
•    Основы православной культуры
Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, программы  Основы  духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Программы 4-5 классы. А.Я. Данилюк — М.: Просвещение, 2014.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 4 класс — 1 час в неделю, 34 часа в год.

 ЦЕЛЬ:

  • Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkse_4_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Оерская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, 4 КЛАСС

(предмет, класс)

34 ч в год, 1 ч в неделю

(количество часов в год, в неделю)

ЧЕРДОНОВА ЕЛИЗАВЕТА ЖАМБАЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования
  • Авторской программы по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Автор программы Данилюк А.Я., издательство «Просвещение», 2010г. Изменения в программу не внесены.
  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Оерская СОШ»
  • Учебного плана МБОУ «Оерская СОШ» на 2018-2019 учебный год
  • Положения о рабочей программе.

           

  Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную

Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно ФГОС в образовательных учреждениях РФ всего на изучение основ мировых религиозных культур отводится по 1 часу еженедельно. Общий объём времени, отводимого на изучение основ мировых религиозных культур в 4 классе, состоит 34 часов.

Планируемые результаты освоения программы

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;
  • об основателях религий мира,
  • о священных книгах религий мира;
  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,
  • имена основателей религий мира,
  • названия основных праздников религий мира,
  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять творческую деятельность;
  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Содержание учебного курса.

  1. Россия – наша Родина (1ч.)
  2. Культура и религия  (28 ч.)
  • Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

  1.  Любовь и уважение к Отечеству (5 ч.)
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

На уроках модуля «Основы мировых религиозных культур» основными видами деятельности являются чтение, словарная работа, пересказ, беседа, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, запись при чтении, участие в учебном диалоге, подготовка творческих проектов.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по факту

Дата

по плану

Коррекция

1 четверть

Введение. Духовные и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.)

 1.

Введение. Знакомство с учебником.

Россия – наша Родина

1

07.09

Культура и религия (28ч.)

2

Культура и религия

1

14.09

3

Культура и религия

1

21.09

4

Возникновение религий

1

28.09

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1

05.10

6

Священные книги религий мира.

1

12.10

7

Священные книги религий мира.

1

19.10

8

Хранители предания в религиях мира.

1

26.10

II четверть

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

1

02.11

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

1

09.11

11

Человек в религиозных традициях мира.

1

16.11

12

Священные сооружения

1

23.11

13

Священные сооружения

1

30.11

14

Искусство в религиозной культуре

1

07.12

15

Искусство в религиозной культуре

1

14.12

16

Творческие работы учащихся

1

21.12

III четверть

17

Творческие работы

1

28.12

18.

История религий в России

1

18.01

19.

История религий в России

1

25.01

20.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1

01.02

21.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1

08.02

22

Паломничества и святыни

1

15.02

23

Праздники и календари

1

22.02

24

Праздники и календари

1

01.03

25

Религия и мораль. Нравственные  заповеди в религиях мира.

1

08.03

26

Религия и мораль. Нравственные  заповеди в религиях мира

1

15.03

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1

22.03

IV  четверть

28

Семья.

1

05.04

29.

Долг, свобода, ответственность, труд.

1

12.04

Любовь и уважение к Отечеству (5 ч.)

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.

1

19.04

31

Подготовка творческих проектов.

1

26.04

32

Подготовка творческих проектов.

1

03.05

33

Выступление обучающихся со своими творческими проектами

1

10.05

34

Презентация творческих проектов.

1

17.05

Итого: 34 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...