Нравственный поступок
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Нравственный поступок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нравственный поступок259.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ учителя начальных классов МАОУ «СОШ № 24» г. Сыктывкара Княжевой Ольги Алексеевны.

Урок  по теме:

Нравственный поступок

(модуль «Основы светской этики» 4 класс)

Цель: формирование у учащихся представления о том, что  «нравственный поступок» и «мораль» - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека, создание у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни.

Задачи:

  • создание психологических условий для продуктивного общения, условий для развития ценностно-смысловой сферы личности; создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “нравственный поступок”, «мораль» с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
  • Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
  • Создание условий для развития умения учиться, развития самостоятельности, ответственности, инициативности.
  • Анализировать известные знания учащихся о поступках.
  • Определение - нравственный и безнравственный поступок.
  • Мотивировать учащихся на нравственные поступки.
  • Развивать речь учащихся, словарный запас.

Планируемые результаты.

– понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

– осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести

Основные термины и понятия:

•        Поступок.

•        Нравственный поступок.

          Милосердие.

•        Мотив.

•        Цель поступка.

•        Средства достижения цели.

•        Действие.

•        Результат.

Оборудование: 1презентация,

                                       2. УМК Москва Просвещение учебник «Основы светской       этики» 2012 г.

                                     3. видео ролик Светланы Копыловой «Окно»

                                     4. карточки

Контрольно -  оценочные  действия (отсутствуют на данном уроке)

                                                        Конспект  урока.

  1. Организационный момент (выяснение настроения учащихся).

Игровой приём «Улыбка»

Закройте глаза, улыбнитесь, теперь откройте глаза улыбнитесь соседу по парте, теперь учителю, а теперь повернитесь улыбнитесь нашим гостям и поприветствуйте их.  От улыбки даже в хмурый день становится тепло на душе.

Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.

 О словах, о важных

 Дорогих, отважных,

Трудовых и строгих,

 Скромных и убогих.

  1. Вывод школьников на проблему.

Ребята подготовили для нас с вами небольшую сценку, давайте посмотрим.

Слова автора читает учитель.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И

старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поѐт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит

другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают еѐ соседки.

- Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного

нету.

Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними.

Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит

спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову

кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поѐт, соловьѐм заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неѐ вѐдра тяжѐлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья? (Как вы думаете, что ответил старик этим 3 женщинам?)

- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

Сценка

3. Беседа.

- Какого из 3-х мальчиков старик называет сыном и почему других мальчиков старик не посчитал сыновьями?

- А почему вы считаете, что первый и второй сын не совершили поступка?

-Так что же такое поступок? А где мы можем узнать, что такое поступок? (словарь, учебник, энциклопедия, интернет, учитель)

Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова.

ПОСТУПОК, -пка, м. 1. Совершенное кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п.

Итак, это совершенное кем-нибудь действие. Ребята, а мы были правы, говоря о том, что и сыновья первых двух женщин, и сын третьей женщины совершали действия? (Да). Ребята, а какие бывают поступки? Подберите прилагательные. (хорошие, плохие, смелые, справедливые….)

А сейчас ребята мы поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, распределите их на группы. На какие - подумайте сами.

C:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\5744.jpgC:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\10826.jpgC:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\postupok89.jpg

C:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\808622-db16712c93c7b5d0.jpgC:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\18.jpgC:\Users\Екатерина\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCacheContent.Word\1028.jpg

Один человек выходит и распределяет на доске.

- На какие группы распределил? (хорошие и плохие поступки)

-Ребята, а как еще можно назвать хороший, добрый поступок, основанный на нормах общественного поведения?

Давайте посмотрим на экран. Обратимся к толковому словарю Ефремовой Т.Ф.

Как называется поступок, основанный на нормах общественного поведения?

(Поступок, основанный на нормах общественного поведения называется нравственным поступком. Слайд.)

О каких поступках мы будем вести речь?    О чем же сегодня мы будем говорить на уроке?Итак, тема урока: Нравственный поступок. Слайд

  1. Построение логической цепочки в развитии мысли.

Ребята, я предлагаю вам поработать с таблицей. Она есть на каждой парте. (надо указать название таблицы: Нравственный поступок. Я бы переставила работу с таблицей перед работой со словарями Ожегова и Ефремовой). Перед вами таблица, у вас она есть в распечатках, давайте ее заполним.

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

- Что мы уже знаем о нравственном поступке? (хороший, добрый поступок, поступок – это действие)

- Во вторую колонку запишите вопрос(ы), чтовы хотите (хотели бы)сегодня (на уроке) узнать?

(чем отличается нравственный поступок от безнравственного)

  1. Обращение к личности ребёнка.

Для того чтобы получить ответы на вопросы я предлагаю вам посмотреть видеоролик. (Светлана Копылова «Окно»)

- Где происходят события в песне - притчи?

- Кто герои этого произведения?

- Какими вы представили себе этих героев?(Дети дают характеристику героям)

-Докажите своё мнение.(Почему добрый, почему злой)

Давайте посмотрим продолжение ролика.( до  момента смерти одного из больных)

-Выскажите своё предположение, как поступит другой больной?

  1. Точка наивысшего напряжения.

Продолжение просмотра ролика (до конца)

- Почему больной, который лежал около дверей не позвал на помощь медсестру, хотя и мог?

- В какой момент он понял, что его поступок был неправильным? (Когда он занял место у окна)

- Кто ему помог это понять? (Медсестра.)

- Вспомните, как она объяснила, почему вместо речки, облаков, он увидел лишь каменную стену?

-А как бы вы сейчас ответили на вопрос, какими были герои этой песни - притчи? (Милосердным и  безнравственным)

-Докажите своё мнение.

- А как бы вы поступили на месте  героев?

- Ребята, о каком поступке идет речь в данном ролике?

- Принес ли кому-то пользу поступок слепого мужчины?

Ведь нравственные поступки совершают бескорыстно.

7. Физкультминутка.

8. Работа с учебником.

Нравственный поступок человека имеет 5 признаков. Интересно узнать - какие?

Для этого обратимся к учебнику. Прочитайте материал на странице 40-41. Заполните схему (она есть у каждого на парте):впишите в пустые прямоугольники слова, начертите к ним стрелки и на стрелках запишите вопрос, который вы тоже найдете в учебнике. Будьте внимательны при чтении.

  1. Мотив (Зачем?). Скажите, почему у больного, койка которого стояла у окна, возник мотив помочь другому больному?
  2. Цель (Для чего?). Для чего он  это сделал?
  3. Средства (Как он это сделал?).
  4. Действия (что я делаю?) Добровольно ли он это  делал? Или по принуждению?
  5. Результат. (что получилось?) Приносит ли поступок пользу? Как называется поступок, который приносит пользу?

А сейчас, ребята, мы поработаем в группах.

1 группа. Ответьте на вопрос: Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы совершить нравственный поступок? Выберите нужные карточки и прикрепите их на доску. (дружелюбие, вежливость, доброжелательность, отзывчивость, доброта, сочувствие)

2 группа. Какие качества характера мешают совершать нравственные поступки? (зависть, враждебность, злоба, жестокость, ненависть).

3 группа. Приведите пример из художественной литературы, где герой совершает нравственный поступок. Почему вы считаете, что этот поступок нравственный?

4 группа. Закончи заповедь.

Попробуй не захватить, а…………….(отдать).

Не кулак показать, а…… ……….(протянуть ладонь).

Не спрятать, а …………..(поделиться).

Не кричать, а …………(выслушать).

Не разорвать, а…………..(склеить).

5 группа. Составьте пословицу из предложенных фраз.

«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». О чем эта пословица?

  1. Открытый финал.

– Я – человек! Каждый из нас может так сказать про себя? Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным). - Мудрые слова о важности того, что Вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всѐ прекрасное на Земле от солнца, всѐ хорошее – от человека». Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всѐ хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое имя – человек. Люди говорят: «Стань человеком!» То есть, они призывают проявить всѐ то, о чѐм Вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всѐм том, что совершает человек.

- Кого  из героев этой песни - притчи считать человеком? Объясните своё мнение.

  1. Рефлексия.

Хочу поблагодарить Вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за Вашу помощь. Когда я Вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я Вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и Вы благодарить людей за всѐ хорошее, что они Вам делают. Я надеюсь, что каждый из Вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость окружающим. - Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского «Человек должен быть умѐн, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить высокое звание – человек». - А сейчас,

Кто  для себя взял с нашего урока полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то – тучку. А кто остался  равнодушным – пустой листок.

  1. Домашнее задание

Пересмотрите ещё раз песню - притчу Светланы Копыловой «Окно» вместе с родителями.

Обсудите со взрослыми поступки героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности

Внеклассное мероприятие "Уважение к матери,старшим членам семьи-важнейший нравственный поступок добродетельности"...

Игровые технологии в курсе ОРКСЭ в модуле "Основы светской этики" по теме "Нравственный поступок"

Конспект поможет провести урок по ОРКСЭ в интересной игровой форме....

Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе

Открытый урок по курсу ОРКСЭ "Нравственный поступок" в 4 классе...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 19

В данной работе представлен первый урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Урок предполагает получение учащимися первичных пред...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 20

В данной работе представлен второй урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Второй урок расширяет знания детей о нравственном по...

Комплекс уроков по теме: «Нравственный поступок», 4класс Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Урок 21

В данной работе представлен третий урок комплекса уроков по теме «Нравственный поступок» по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».Урок отводится на обобщение изученного материала в хо...

нравственный поступок

Понятие нравственности в современном мире....