Активные формы обучения на уроках социокультурного курса "Истоки".
методическая разработка по орксэ (1 класс)

Протасова Ольга Александровна

В данной статье описывются различные формы обучения, кторые можно использовать на уроках социокультурного курса "Истоки" и на уроках "Основы православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы обучения на уроках социокультурного курса «Истоки»

Тема: Использование игровых технологий на занятиях по программе «Социокультурные истоки»

В основе преподавания учебного курса «Истоки», который сопровождается программой «Воспитание на социокультурном опыте», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологией.

Технология преподавания также несколько отличается от известных нам. На данных уроках широко используются такие формы активного обучения как присоединение, тренинги, ресурсные круги, работа в группах, парах, четверках, рефлексия. Хочу пояснить, что такое присоединение -  создание  благоприятной психологической  обстановки на занятии, которая настраивает учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности. Обращаюсь к ребёнку по имени, это способствует присоединению учителя к учащимся. Присоединение способствует и предметно-пространственное окружение и расположение учащихся во время занятий.

 Преимущество данных форм в том, что каждый ребенок может высказаться (что не всегда получается на других уроках); можно услышать различные точки зрения на рассматриваемые аспекты; дети учатся коммуникативным навыкам, умению отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать другого.

    Я хочу поподробнее остановиться на активных занятиях.

 Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу  для личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. Активное занятие является основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.

Активные занятия имеют чёткий сценарий и доступны каждому педагогу. Задача учителя - органично включить активные формы развития в ход занятий, которые спланированы в программе. Главным фактором эффективности воспитания является его системность. Главное помнить, что активное занятие - обязательное звено в этой цепочке, именно активное занятие выводит на результат.

В каждом активном занятии чётко определены этапы его проведения, а также результаты, которые необходимо достигнуть. Такое подробное описание действий учителя позволяет эффективно организовать работу на уроке и стабильно выходить на запланированный результат.

Важным  этапом каждого активного занятия является рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают характер общения, работу лидера  и группы в целом.

Проведение активных занятий позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков учеников  - самооценку, взаимооценку и экспертную оценку.

Самооценка - это присутствие в каждом активном занятии индивидуального этапа выполнения задания. Работа в паре и четвёрках дают возможность школьникам оценить имеющиеся друг у друга знания. Экспертная оценка дополняет и уточняет две предыдущие. В результате  оценивание  становиться более объективным, появляется возможность избежать на уроке разногласий, недоверия, конфликтов.

Активные занятия  очень полезны для общего развития детей. Через активное занятие дети учатся анализировать, контролировать свою деятельность, поведение. Это чётко проявляется, когда дети общаются в активном занятии и что - то делают своими руками.

Во всех видах работы в малых группах предполагается сначала этап самостоятельной работы каждого ученика, затем этап совместной работы в группе и далее этап обсуждения в классе.    

 Каждый урок знакомит детей социокультурными понятиями, учит рассуждать, делать выводы.

Методикой активного занятия предусмотрено участие всей группы в учебном процессе, при этом взаимодействие  учителя и учащихся носит диалогический характер, а используемая система вознаграждения направлена на формирование ресурса успеха у каждого школьника.

Активные занятия по предмету «Истоки» подразделяются на развивающие и оценивающие.

Развивающие занятия шаг за шагом готовят учащихся к оценивающему занятию.

Оценивающие активные занятия  определяют уровень усвоения  содержания  учебного материала, овладения  коммуникативными и управленческими навыками. Оценивание  результатов работы в ходе активного занятия осуществляется по 7 балльной шкале.

В рабочих тетрадях, помимо активных форм обучения, представлены  разнообразные задания.

Я начала своё знакомство  с истоками пять лет назад. И мне есть чем с вами поделиться. Я хочу немного остановиться на активных занятиях. На примерах некоторых уроков, я покажу, как работают эти активные формы занятий.

1 класс  тема урока  «Радуга дружбы», активное занятие

«Радужный букет»

1. Подготовительный этап.

Класс делится на группы по 5 -7 человек. ( Желательно на 7 групп, т.к. 7 цветов в радуге)

Ребятам выдаются цветочки, у каждого - свой цвет лепестков (у одних все - голубые, у других, жёлтые, у третьих - оранжевые и.т.д.)

Учитель ставит задачу перед ребятами: совершить маленькое чудо - превратить свой одноцветный букет в радужный.

2.Основной этап.

1. Самостоятельная работа учащихся. Ребятам представляется самостоятельность в выборе  решения. Учитель подбадривает  учащихся словом. (5 мин)

2. Диалог. Если на уроке присутствуют родители, то они одобряют действия учащихся.

3. Делегирование. Учащиеся от каждой группы представляют результаты работы.

3.Заключительный этап.

Учитель проходит по классу, отмечает успех учащихся. Далее выясняется мнение учащихся о проделанной работе. Учитель благодарит за всех за участие.

- Что помогло  вам составить радужный букет?

- Как общались в группе? (вопрос лидеру)

Особенность этого активного занятия в том,  что все решения будут верными. Если время заканчивается, а решение не принято,  то учитель на этапе диалог, может помочь детям наводящими вопросами.

Выполнение работы учителями.

2 класс тема урока «Дом» в разделе «Родной очаг», активное занятие «Строим дом».

1. Подготовительный этап.

Класс делится на группы по 5 -7 человек. Учитель предлагает ответить на вопрос: «В каком доме хорошо живётся?»

Обобщая ответы ребят, учитель делает выводы, что дом должен быть: родным, добрым, тёплым, дружным, уютным, красивым.

Далее предлагается задание: «Поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства и помогут построить дом, в котором хорошо живётся.

2.Основной этап.

Работа в группе. Дети обсуждают в группе и записывают слова на рисунке дома.

                     

3. Выступление групп.

4. Подведение итогов

- Легко ли было прийти к согласию?

- Что сложнее увидеть, услышать или почувствовать?

Во время основного этапа учитель контролирует ситуацию, наблюдает за активностью учащихся, назначает лидера, который выступает от лица группы.

Активное занятие направлено на развитие чувства любви, привязанности к родному очагу.

2 класс тема «Кузнецы - умельцы» в разделе «Труд земной», активное занятие «Подкуём лошадку». Задания к этому занятию есть в рабочей тетради.

1. Подготовительный этап.

Учащимся предлагается представить себя в роли кузнеца и оказать помощь лошадке, которую привели к кузнецу подковать. Ребята должны определить последовательность работы.

2. Индивидуальный этап. (5 мин).

3. Работа в тройке. (почему в тройке?)

В тройке - «мастер» и два «подмастерья». В роли мастера лидер. Время для принятия единого решения - 7 минут.

4. Обсуждение в классе.

Выступление лидеров групп. Экспертная оценка учителя.

Экспертная оценка:

1 - осмотреть копыта и подобать заготовку

2 - надеть фартук

3 - раскалить железную заготовку в горне

4 - перенести щипцами раскаленное железо на наковальню

5 - выковать молотом подкову

6 - остудить подкову в воде

7 - прибить подкову к копту лошади

Это  занятие оценивающее:

Перевод в пятибалльную систему осуществляется следующим образом:

если  все 7 ответов или 1 несоответствие 7 баллов - 5

2-3 несоответствия 6 баллов  - 4

3и более  несоответствия балла - 3.

-Что вы интересного узнали для себя?

- Легко ли было общаться в тройке?

3 класс тема урока «Ум да разум» раздел «София», активное занятие «Ум без разума - беда».

1. Подготовительный этап.

Вводное слово учителя о простом народе, который наблюдая жизнь людей, делал выводы и создавал поучительные произведения: пословицы, поговорки, былины, песни, сказки.

Ресурсный круг «Чему вы учитесь у своих любимых героев?»

Активное занятие проходит в парах.

Тема «Сказка - урок житейской мудрости».

Задание: В русских народных сказках содержится жизненный урок. Его можно услышать и в пословице.

Соедини русские народные сказки с пословицами.

2. Основной этап.

Шаг 1. Самостоятельная работа.

Шаг 2.  Обсуждение в паре. Выход к единому решению.

Делегирование ответа. Мнение класса.

- Удалось ли вам следовать правилам общения?

- Что в общении с партнёром вам понравилось?

Еще раз хочу напомнить о типах активных форм обучения, это

  • Разновидности ресурсного круга
  • Работа в паре
  • Работа в четверке
  • Работа в семерке
  • Мнемотехника

Я хочу остановиться на таком виде обучения, как мнемотехника.

Мнемотехника -  это развитие образной памяти, которая способна сохранять яркие образы долгое время и является одним из условий целостного восприятия и мышления.

Алгоритм:

  • Дается задание запомнить слова за определенное время. Чтобы легче было запоминать, нужно представить образы, которые вызывают слова: увидеть картинку, наполнить звуками, прислушаться к своим ощущениям
  • Учитель диктует слова с интервалом 15 сек. Учащиеся слушают, а затем записывают то, что запомнили.

«Святое место» 20 слов

тропинка

лес

зелень

берег

река

путник

море

небо

корабль

солнце

ветер

дождь

парус

свет

холм

храм

крест

радость

благодать

гармония

Проверка результатов, рефлексия

В младших классах, чтобы заинтересовать ребенка часто проводятся игры.

Игра – это часть учебного процесса, что ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к изучаемым предметам. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

1.«Лото» или можно назвать «Почтальон»,  игра хорошо подходит для обобщающих уроков.

Детям раздаются карточки  со словами, учитель читает понятие слова, а ребёнок должен  понять, о чём идет речь и поднять нужную карточку.

Именины - день памяти святого

Семья - родные живущие вместе

Реликвии - старинные предметы, передаваемые из поколения в поколение

Герб - главная особенность города

Нива - пашня, засеянная хлебом

Страда - дни жатвы

Ярмарка - многолюдный торг

Масленица - последняя неделя перед великим постом

Праздник - день, когда душа трудится в радости

Библия - книга книг

Предки  - давние поколения, которые жили до нас

Прялка - приспособление для ручного прядения

2. Домино  – состоит  из  карточек,  каждая  карточка разделена чертой на две части – на  одной  записано  понятие,  на  другой  – определение к другому понятию.

Игра   «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока.

Можно провести игру «Поле Чудес», ну и конечно используем загадки, ребусы, кроссворды.

Таким образом, использование активных форм обучения и игр позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образ...

Активные формы обучения на уроках литературного чтения

В данной статье рассмотрены разнообразные формы обучения по литературному чтению, приведен план работы по данной теме....

Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"

В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в...

Мастер-класс "Активные формы обучения на уроках "Социокультурных истоков""

Использование активных форм обучения на уроках  "Социокультурных истоков" на примере урока в  1 классе по теме  "Поле и школа"....

«Применение активных форм обучения на уроках как средство повышения познавательного интереса обучающихся»

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно ор...

Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век 21 – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быт...