Выступление на РМО "Активные формы обучения на уроках окружающего мира"
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

 Брит Анастасия Леонтьевна

 

В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках, также необходимо повышение интереса к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

х. Танцура Крамаренко

Выступление на тему:

«Активные формы обучения на уроках окружающего мира»

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Брит А.Л.


В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и формах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках, также необходимо повышение интереса к обучению. Помочь в этом может стратегия активного обучения, которая предполагает активную форму на уроках.

Активное обучение  - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся. Цель активного обучения – развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.

В результате использования современных технологий появляется инновационный аспект образования в школе, в котором учитываются саморазвитие педагога, как профессионала, использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем. Кроме   того, сочетается педагогическое управление с развитием инициативы и самостоятельности учащихся, а так же принцип сознательности и активности в образовательном процессе.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя. Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Чтобы понять, как на деле внедряются активные формы обучения, нужно посмотреть на преобразования, с помощью которых классический подход трансформируется в активный образовательный процесс.

Использование активных форм обучения позволяет погрузить учащихся в активный образовательный процесс. Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, норм поведения, совершенствование социальной мобильной личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству;

- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.

Активные формы обучения действительно значительно повышают эффективность процесса восприятия учебной информации тогда, когда учащиеся:

- могут связать новый материал с предыдущим;

- заинтересованы в том, что делают;

- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

- имеют самостоятельность в работе;

- имеют возможность для развития нужных умений;

- обеспечены различными видами деятельности;

- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

- работают в подходящем для них темпе;

- понимают, когда и как будут оценены;

- могут оценить собственные успехи.

Подбор заданий позволяет учащимся активно участвовать во всем, что происходит на уроке, занимать активную исследовательскую позицию, осознавать результаты занятий для группы и для самого себя.

Взаимоотношения, установленные в классе или группе учащихся, также важны, как и содержание занятий. Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения, необходимо только адаптировать эти формы к различным возрастным категориям. Творческий подход учителя к подготовке и проведению урока, использование активных форм помогает добиться успехов в повышении эффективности урока. Поэтому в сфере электронного обучения акцент все больше переходит на образовательный контекст.

Существуют различные виды активности учащихся. Виды учебной деятельности классифицируются :

-моделирование (игровая деятельность);

- коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность);

- изучение источников (исследовательская деятельность).

На основании этого выделяются следующие модели учебных занятий:

- на основе игровой деятельности: игры-соревнования, игры-обсуждения, игра-реконструкция;

- на основе дискуссионной деятельности: семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса);

- на основе исследовательской деятельности: практические занятия, исследовательские уроки.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
  3. Использование игровых форм.
  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
  8. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
  9. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
  10. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  11.  Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
  12.  Деятельностный подход в обучении.  

Активные формы ведения уроков

Проектный урок

Уроку предшествует мозговой штурм, в ходе которого просматривается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решать в процессе проектирования ( при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или, по просьбе учащихся, как участник малой исследовательской группы); цели, направления и содержание исследований; структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защита проекта в присутствии всех заинтересованных сторон; результатом защиты становится награждение разработчиков проектов.

Схема проведения урока – проекта:

  1. Определение проблемы предполагаемого проекта (его задачи, тип, количество участников).
  2. Выдвижение и обсуждение с учениками гипотез решения основной проблемы.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.
  5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
  6. Защита проекта.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.

Методы: традиционные (словесные, наглядные, практические); поисковые (проблемные вопросы, ролевая игра, опрос-интервью, дискуссия).

Интегрированный урок

Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащихся: показ репродукций картин, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.  

Урок с дидактической игрой  

Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Существуют также нестандартные уроки, творческие уроки, которые также являются активными формами обучения.

Урок-экскурсию (путешествие) можно проводить различным образом. Дать задание каждой группе, каждой предложить задание, во время этого задания группа собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.

Урок-диалог, урок-путешествие, урок-дискуссия, урок-диспут, урок -наоборот (ученик в роли учителя предлагает активное привлечение старшеклассников), урок-проблема, урок-анализ, урок поэзии, урок-мечта, урок-исследование, урок-аукцион, урок – пресс-конференция и другие. Урок – пресс-конференцию хорошо использовать для повторения какой-либо темы или обсуждения интересной проблемы. Он готовится заранее. Урок-расследование является своеобразной  профессиональной ориентацией на юридическую профессию. Урок-проект интересен по своей подготовке и проведению. Выполнение проектных заданий позволяет видеть практическую пользу от изучения предмета (например, иностранного языка), вследствие чего является повышение интереса к этому предмету.

Интерес к использованию активных форм обусловлен широкими возможностями их применения в системе образовательного процесса.

В процессе реализации активных форм акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:

- эффективное взаимодействие учителя и ученика;

- создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;

- создание благоприятного эмоционального фона;

- максимальное использование личностного опыта ученика;

- опора на групповой опыт;

- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни.

Для определения эффективности процесса обучения можно использовать:

- тестирование;

- анкетирование;

- систему контрольных срезов;

- самооценку.

О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучаемых:

- надпредметных умений, таких как работа в коллективе;

- мотивацию к обучению;

- самооценки;

- осознание своей роли.

Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать следующее:

- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

- целостная взаимосвязанная система упражнений форм, приемов.

Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроках активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса.

В своей работе с детьми на уроке считаю важным и стараюсь добиться того, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая эти способности. Дети охотно идут на урок, если все сорок пять минут они активно трудятся, стремясь приобрести новые знания, а уходят с чувством удовлетворения. Как этого достичь? Изучая опыт передовых учителей, имея свои скромные находки, приоритет отдаю активным формам работы на уроках и во внеклассной работе.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование мотивации учения младших школьников при использовании активных форм работы.

Поэтому при обучении детей особое внимание уделяю использовании активных форм работы на уроках и во внеурочное время.

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного обучения, которые я уже использую и те, которые мне интересны, и тоже впоследствии собираюсь применять на уроках.

1. Урок – творческая мастерская.

Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

2. Урок – игра “Что? Где? Когда?”

3. Урок-исследование.

На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.

4. Мозговая атака.

Целью такого урока является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.


5. Урок-экскурсия.

Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.

6. Круглый стол.

Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

7. Метод любования.

В основе этого метода лежит эмоциональная форма усвоения нового.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

На примере нескольких уроков окружающего мира (УМК “Мир вокруг нас. 3 класс”, автор А.А.Плешаков) я хочу познакомить Вас с формами и методами активного обучения.

Тема урока

Применяемый метод

Проект «Богатства, отданные людям»

Метод любования.

Общество.

Урок – исследование.

Что такое экология.

Круглый стол “Значение растений в жизни человека”

Природа в опасности! 

Урок – исследование.

Эта удивительная природа.

Урок – исследование.

Предметы природы.

Заочная экскурсия с привлечением видеоматериалов.

Тела, вещества, частицы.

Урок – исследование.

Вода. 

Круглый стол “Экономия воды в быту.”

Превращения и круговорот воды.

Урок – исследование.

Берегите воду!

Урок – игра “Что? Где? Когда?”

Как разрушаются камни.

Урок-диспут

Что такое почва.

Урок-исследование

Царство растений и животных.

Метод любования

Разнообразие растений.

Урок – игра “Что? Где? Когда?”

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках окружающего мира.

Групповая форма работы на уроках окружающего мира....

Групповая форма обучения на уроках окружающего мира.

Использование групповой формы работы на уроках окружающего мира....

Доклад - выступление на тему "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"

Особенности использования ИКТ на уроках в начальной школе...

Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.

Аянитова Анна Егоровна, учитель начальных классовМОБУ СОШ № 27 г. Якутска, классный руководитель  4 В класса.Групповая форма работы на уроках окружающего мира в 4 классе.Общеизвестно, что основно...

Статья в газету "Образование" на тему: "Использование активных форм работы на уроках окружающего мира"

Как построить урок окружающего мира наиболее эффективно? Какую роль в ситеме работы занимают уроки-обобщения и как лучше их организовать? На эти и другие вопросы отвечает статья, написанная на основе ...

"Формы земной поверхности" урок окружающего мира 2 класс "Школа России"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "ШколаРоссии" на тему: "Формы земной поверхности". Презентация ....