Урок ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности

Содержание деятельности  обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности обучающегося

1

2

3

4

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа по материалу, пройденному на прошлом уроке

Проверяет знания учеников, полученных на первом уроке по теме «Семья»

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Тема «Семья»

Говорили о семье, выясняли о значении каждого члена семьи: папы, мамы, дедушки, бабушки, брата или сестренки, разбирали пословицы о семье.

Выявить существенную информацию, полученную из текста учебника.

  1. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Выдвигает проблему. Уточняет понимание обучающихся поставленной темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем говорить и рассуждать об очень знакомых нам чувствах: об обиде, о прощении, о любви к ближнему.

- Попробуйте сформулировать цели и задачи к сегодняшнему уроку.

Обсуждают тему урока, формулируют цели задачи урока.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

  1. Открытие нового знания, способа действия.

Обеспечивает интерес и интригу.

Слайд 1

- Иногда простить обиду очень легко, а иногда очень трудно. И тогда тучи зла долго рассеиваются в душе. Наверняка, вас кто-нибудь обижал, и были обиды, которые вы простили, и были те, с которыми вы не смогли расстаться. Задумайтесь над теми обидами, над теми горькими моментами, которые камнем лежат у вас на сердце.

Предлагает детям коробочку с камнями

- Возьмите столько камней, сколько обид лежит у вас на сердце. Моя коробка оказалась практически пуста, значит, в ваших сердечках уже затаились обиды. Все ваши сердца я представила в виде одного дерева. Оно сухое, безжизненное, потому что обиды не дают ему расцвести. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня избавились от тех обид, что закрались в вашу душу, и чтобы дерево, которое я представила, ожило, расцвело.

(на доску прикрепляет плакат с изображением безжизненного дерева)

Вспоминают пережитые ситуации.

Берут камешки из коробки.

Анализировать пережитые ситуации, связывать их с темой урока.

  1. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным, опираясь на  приобретенный опыт

  1. Чтение китайской  притчи в учебнике «Ладная семья», с. 102-103

  1. Итог урока. Релаксация

Организует беседу по открытию нового знания.

 - Можете ли вы сейчас рассказать о тех обидах, которые вы не смогли простить или простили с трудом?

- У вас у каждого на парте есть сердечки. На обратной стороне напишите, пожалуйста, кого вы не смогли простить.

- Вспомните, какие чувства вы испытываете, когда вас обижают? Обсудите это в группах.

Проверяет итоги работы в группах, ответы детей  записывает на доске в первый столбик (злость, негодование, агрессия, никому не нужен, боль, горечь, предательство, унижение, хочется отомстить)

- А как вы поступаете, когда кто-то обидел вас?

- Подумайте, всегда ли можно простить обиду?

- А что вы испытываете, когда все же удается простить обиду?

записывает ответы детей на доске во второй столбик ( легкость, спокойствие, радость, равновесие, любовь, облегчение, счастье, свобода)

Слайд 2

-Посмотрите внимательно на слова в этих столбиках. С какими чувствами вы бы хотели жить?

- А как вы думаете, наше состояние души, наши мысли отражаются на нашем здоровье?

- Приведите примеры.

- Стоит ли хранить обиды в сердце?

Слайд 3

Организует работу по толкованию пословиц

- А давайте посмотрим, что нам советует народная мудрость. У вас на партах есть части пословиц. Попробуем их собрать и истолковать.

(На партах лежат части пословиц: начало и конец)

Слайд 4

Совершив ошибку – умей её признавать.

Прости – и будешь прощён.

Прощение уничтожает злобу и агрессию, а спасает от одиночества.

Прости – и будешь спас

- Какая пословица вам нравится больше всего и почему?

- Напишите в своей тетради те чувства, которые вам помогают прощать.

(милосердие, доброта, дружелюбие, уважение, сила духа, любовь)

Организует работу по учебнику

Слайд 5

- Как вы думаете, почему основой каждой семьи является любовь, прощение и терпение?

- А у вас есть такие качества? Допишите их в свою тетрадь.

Выразительное чтение учителем стихотворения Эдуарда Асадова

Слайд 5

- Ребята у поэта Эдуарда Асадова есть замечательное стихотворение, которое заставляет нас о многом задуматься. Послушайте, я прочитаю его вам.

- О чем же просит нас задуматься Эдуард Асадов?

- Найдите подтверждение в тексте.

 Предлагает истолковать мудрость

Слайд 6

Любовь живёт, давая и прощая.

Эгоизм живёт, получая и забывая.

- Как вы понимаете эту мудрость?

- Кто из вас мог бы превратить свои камни в камни прощения?

- Может кто-то хочет попросить прощения у того, кого обидел когда-то, или простить то зло, которое вам причинили?

Учитель тоже просит прощения у детей

Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся продемонстрировать результат.

 - Ребята, вернитесь к тем сердечкам, которые лежат у вас на парте. Попросите письменно прощение у тех, кого вы обидели или простите тех, кто вас обидел. Можете подарить сердечко тому, кого вы обидели, а можете прикрепить его к нашему дереву.

- Посмотрите, как ожило наше дерево, какое оно стало красивое! А у вас настроение изменилось или нет после того, как вы простили кого-то?

- Я не буду спрашивать, что вы написали в своих сердечках. Можно я поинтересуюсь, кому обращены ваши сердечки?

- Что важного вы сегодня взяли для себя на уроке?

- Недавно я прочитала очень полезный совет и хочу подарить его вам.

Слайд 7

Один из секретов долгой жизни -  каждый вечер, перед тем, как лечь спать, дарить прощение людям.

Слайд 8

Делятся чувствами , которые испытывали, слушают друг друга, анализируют, обобщают,  делают выводы.

Пишут на сердечках

Работают в группах:

делятся пережитыми чувствами, обсуждают их.

Отвечают неоднозначно: одни говорят – можно простить, другие – не всегда можно простить и не всё.

Делятся впечатлениями

(

Рассказывают о пережитых ситуациях.

Опираясь на собственный опыт, делают вывод.

«Собирают пословицы»

Один ребенок читает начало пословицы, другие дети ищут конец данной пословицы и читают её.

Выбирают и объясняют смысл пословиц.

Обобщают свой опыт, пишут в тетради. Делятся своими чувствами.

Читают вслух.

Соотносят ранее сказанное, полученные выводы с притчей.

Отвечают на вопросы учебника после прочтения притчи.

Анализируют свое поведение в различных ситуациях и записывают качества, которые у них есть для прощения обид.

Внимательно следят за чтением учителя, выбирают нужные строки и зачитывают их.

Анализируют высказывание, делятся впечатлениями.

Просят прощения друг у друга, некоторые у учителя

Пишут на сердечках и прикрепляют их на безжизненное дерево.

Отвечают на вопрос.

Адекватно излагать свои мысли; понимать предлагаемые  ситуации;

чувствовать состояние души других детей; вырабатывать нравственную чистоту речи – красоту, мудрость и искренность мыслей; уметь излагать мысли от первого лица, от третьего лица.

Уметь работать с текстом, выбирать из текста нужную информацию.

Обобщать, делать выводы.

Уметь работать с текстом, выбирать из текста нужную информацию.

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты своей деятельности, формировать адекватную оценку поведения.

Учиться любить и прощать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...