Практико-значимая работа курсов ОРКСЭ (модуль ОПК)
статья по орксэ (4 класс)

Бурова Ирина Михайловна

В этой практико-значимой работе дана методическая разработка урока по теме "Десять заповедей и их роль в жизни человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра воспитательных систем

Практико-значимая работа

Тема  «Десять заповедей и их роль в жизни человека»

Слушатель курсов «ОРКСЭ. Основы православной культуры»

                                                                     Бурова Ирина Михайловна

                 

                                                                Научный  руководитель                 Зубова Е.И., к.п.н.

                                                       

Москва 2016

                                                         Содержание

I. Вступление.

с. 2-3

II. Основная часть.

с. 3-13

1.Законы природы и нравственности.

с. 3

2. Обстоятельства  возникновения  Десяти Заповедей.

с. 4

3. Первая заповедь.

с. 5

4. Вторая заповедь.

с. 6

5.Третья заповедь.

с. 7

6.Четвёртая заповедь.

с. 7

7.Пятая заповедь.

с. 8

8.Шестая заповедь.

с. 9

9.Седьмая заповедь.

с. 10

10.Восьмая заповедь.

с. 11

11.Девятая заповедь.

с. 11

12.Десятая заповедь.

с. 12

III. Заключение.

с.13

IV. Приложение.

с. 13-20

Список  литературы.

с. 21

Заповеди Божии

I. Вступление.

Эту тему я выбрала потому, что в сегодняшнем современном  мире  она очень актуальна.

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже — уподобляться Богу. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом в Священном Писании, мы видим, что они имеют одно содержание: Заповеди Божии в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью.

Цели работы: знакомство с Библейскими Заповедями; убеждение в существовании традиционных установок, которые помогают людям жить и общаться. Достижение этих целей предполагает решение следующей задачи: понять и принять убеждение, что заповеди помогают людям различать добро и зло.

II. Основная часть.

Законы природы и нравственности

Закон Божий - это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни: "Закон Твой - утешение мое… Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих… Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения" - писали древние праведники-поэты - царь Давид и другие (Псал. 118:1, 77, 97-98, 165).

В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже - уподобляться Богу. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки.

Обстоятельства  возникновения  Десяти Заповедей

Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа.

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив - две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: "Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом." Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны." Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в "Ковчеге завета" (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом.

Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. Десять Заповедей и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы "конституцией" человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, а на камне.

Первая заповедь

Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.

Я, Господь Бог твой - да не будет у тебя других Богов, кроме Меня.

Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. На этот руководящий принцип в наших намерениях указал Господь Иисус Христос, научив нас просить в молитве: "Да святится имя Твое!"

Таким образом, в первой заповеди дается направление умственной и волевой деятельности человека и этим закладывается фундамент его жизни. Вот почему эта заповедь занимает первенствующее место среди других заповедей. Первая заповедь обнаруживает все превосходство Десяти Заповедей над законодательствами других народов, как древних, так и современных тем, что кладет веру в основу морали и жизни.

В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое тусклое представление. Отчужденность человека от Бога лишает его разум необходимых духовных знаний, а его жизнь делает извилистой и суетной. При этом, познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в нашей жизни, светиться во всех наших словах и поступках.

Таким образом, первая заповедь в известной мере включает в себя остальные заповеди. Последующие же заповеди конкретнее раскрывают смысл первой.

Вторая заповедь

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Писалась эта заповедь во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных, всяких страшилищ - все, в чем темное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем - Христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях.

Для современного человека буквальное поклонение идолам - немыслимо и даже смешно. Тем не менее, если не буква, то дух второй заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается "наука", когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие - все это жестокие кумиры несчастного грешника.

Не противоречит второй заповеди и почитание святых угодников Божиих, их икон и мощей (святых останков). Святые - наши старшие братья. Бог у нас один, а ангелы и святые являются нашими помощниками в деле спасения и заступниками перед Богом. Мы обращаемся к ним, прося молиться о нас перед престолом Божиим и помогать нам в добром. Ведь Сам Господь повелел: «Молитесь друг за друга»

Третья заповедь

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: божба, т.е. легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах.

Имя Божие следует употреблять, собрав свои мысли, - в молитве и в серьезной беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях.

Имя Божие, призываемое с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме.

Четвертая заповедь

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете праздновалась суббота ("Шаббаш" по-древнееврейски значит "покой,") как воспоминание о творении Богом мира: "И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих" (Быт. 2:3).

В апостольское время суббота соблюдалась христианами иудейского происхождения. Однако, в первый день после субботы, в воскресенье, иудеи-христиане собирались для молитвы и причащения. Так уже в первое столетие христианской эры возникло празднование воскресного дня. Обращая язычников в христианство, апостолы не требовали от них соблюдения субботы, но собирали их на молитву именно в воскресный день. Постепенно суббота уступила место воскресенью, которое стало повсеместно отмечаться, как день, посвященный Богу, в исполнение четвертой заповеди.

Пятая заповедь

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.

Господь Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, почитал Своих плотских родителей, повиновался им, помогал Иосифу плотничать.

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: "Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали..." "Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу" (Еф. 5:22-23;6:1-4, Кол. 3:18-20; 1 Тим. 5:4).

Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью:"Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13:7).В духе этого апостольского наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту. Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия - отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: "Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего".

Шестая заповедь

Не убий.

Не убивай.

Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни - у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека.

Самоубийство есть тяжкий грех. В самоубийстве, кроме убийства, заключаются еще грехи отчаяния, маловерия, ропота против Бога и дерзкое восстание против промысла Божия. Ужасно еще то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние не действительно. Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства. Человек бывает виновен в убийстве даже если убил другого человека нечаянно, потому что допустил неосторожность. Уничтожение зародыша в утробе матери Церковь причисляет к убийству. Говоря о грехе убийства, Господь Иисус Христос повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех. Согласно Евангельскому учению, "Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца" (1 Иоан. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство - духовное. Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни.

В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: "Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мт. 5:44).

Седьмая заповедь

Не прелюбы сотвори.

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными - чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Чтобы не грешить против седьмой заповеди, надо избегать всего, что возбуждает нечистые чувства, как то: сквернословие, "пикантные" анекдоты, бесстыдные песни и пляски, смотрение соблазнительных фильмов и фотографий, чтение безнравственных журналов. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: "Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".

Относительно же обязанности супругов хранить взаимную верность Господь Иисус Христос сказал: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мт. 19:6).

Восьмая заповедь

Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д.

Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными: "Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся" (Еф. 4:28).

Девятая заповедь

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя "дьявол" значит "клеветник".

Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: "Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы - члены друг другу" (Еф. 4:25).Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: "Не судите, да не судимы будете!" Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мт. 12:36-37).

Десятая заповедь

Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему

Заповедью "Не пожелай ничего чужого" Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает наше внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Если человек на этой мысли останавливается, то возникает греховное желание. Желание толкает человека на самый поступок. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше - в мыслях.

Зависть - это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. Чтобы не поддаваться чувству зависти надо благодарить Бога за его милости к нам.

III. Заключение.

На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь Иисус Христос ответил: “Соблюдай заповеди!” и перечислил заповеди, здесь приведенные (Мт. 19:16-22).

Суммируя  их, мы видим, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений;  вторая — запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья — учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая — посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая — учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.

Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: “Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно” (Псал. 1:1-3).

IV. Приложение.

Урок по теме «Заповеди»

Цель: познакомить учащихся с библейскими заповедями.

Задачи:

  • познакомить с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди, с их  структурой и значениями;
  • способствовать развитию духовно-нравственной личности посредством знакомства с заповедями;
  • содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля 
  • формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

Оборудование:

  • ПК, мультимедиа 
  • презентация
  • раздаточный материал: текст с десятью заповедями, тексты с рассказами из Библии, таблица

Ключевые понятия: заповедь, скрижали.

Ход урока

  1. Мотивационный этап
  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Мы с вами живём в огромном, бесконечном мире. И вы уже знаете, что мир по-другому, называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет? (Да, есть свои правила и законы.)

- Какие? (Смена времен года, круговорот воды в природе, земля вращается вокруг солнца, мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит и многие другие.)

 - А что будет, если эти законы нарушатся?

 ( Ученики высказывают предположения о том, какие могут быть последствия . Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )

Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни? ( Да, есть.)

- Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?

(Правила для учащихся, правила этикета, законы страны.)

- Как должны люди относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу и т.п.)

Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.

- Попытайтесь и вы сформулировать правила, чтобы помочь людям организовать их совместную жизнь. (Высказывания детей.)

3. Выявление места и причины затруднения. 

- Ребята, вы назвали много различных правил, которые люди должны соблюдать по отношении друг к другу.

- А можно ли среди них выделить основные, главные правила? (Мнения детей разные.)

- Как вы думаете, в древности были свои правила и законы? Какие?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех законах, которые люди получили от Бога, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость.

  1. Операционно-исполнительский этап
  1. Реализация построенного проекта

 - У кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

Работа с учебником, с. 40. Прочитайте 2 абзац и по ходу чтения заполните таблицу, которая лежит у каждого на парте.( Дети заполняют таблицу.)

Кто?

Когда?

Где?

Зачем?

Что?

Моисей

3000 лет назад

Гора Синай

Получить от Бога заповеди

Заповеди

После этого обсуждение прочитанного.

Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

Словарная работа. Как вы понимаете слово «заповедь»? (Ответы детей)

Заповедь - религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Выделите главные слова в этом определении (религиозное предписание, моральная норма).

- Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

У учащихся на парте тексты десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой. Эти пять заповедей мы рассмотрим более подробно.

5 заповедь. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

6 заповедь. Не убивай.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами.)

7 заповедь. Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен ей всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

8 заповедь. Не кради.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Что общего у убийства и воровства?

9 заповедь. Не лги.

-Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать?  (Они верят, что Бог видит и знает всё. Бог видит любой обман.)

10 заповедь. Не завидуй

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

- Прочитайте, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Как зависть мешает радости, гасит её?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

  1. Работа в группах (3 группы). Каждая группа получает свой библейский рассказ. Пока дети читают, учитель показывает слайды.

  1. Ной и его сыновья
  2. Авель и Каин
  3. Исав и Иаков

Вопрос: Иллюстрацией к какой заповеди может служить эта

история? Обоснуйте свой ответ.

7.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Заполнение таблицы, устная проверка, исправление ошибок.

заповедь

от чего предостерегает заповедь

как советует поступить любящее сердце

«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»

прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть

от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека

не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью

  1. Регулирующий этап

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Понравилось ли вам выполнение заданий на уроке? Каких?

- Что показалось наиболее трудным?

- Что было самым интересным? 

Домашнее задание: с. 41 «Вопросы и задания»

V. Список  литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха»....

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК.

Тематическое планирование по курсу ОРКСЭ модуль ОПК....

презентация по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светкой этики" 4 класс тема "Дружба"

Данная презентация составлена для урока по курсу ОРКСЭ по теме "Дружба" для 4 класса, подходит для внеклассного занятия, классного часа, диспута и т.д....

Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.

Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...