Курс ОРКСЭ, модуль ОПК, тема «Пасха». Методическая разработка (конспект уроки и презентация).
материал (4 класс) по теме

Методическая разработка (конспект урока, презентация) по курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» тема «Пасха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha.doc264.5 КБ
Office presentation icon pasha.ppt53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8.

Тема: Пасха.

Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие

Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки со словами

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

                                          Торжество нас ожидает.

II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

 Учитель.

   Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

   На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

   На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения)

Ученик 1.

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Ученик 2.                         Под напев молитв пасхальных    

                                          И под звон колоколов

                                          К нам летит весна из дальних,

                                          Из полуденных краёв.    

Ученик 3.                         Пасха наступила –

                                          Радость охватила:

                                          Иисус любимый,

                                          Отстрадав, воскрес!

                                          Поздравляю с праздником,

                                          Чудом из чудес!

Ученик 4.                          Христос воскрес! Христос воскрес!

                                           Сияет солнышко с небес!

                                           Зазеленел уж тёмный лес,

                                           Христос воистину воскрес!

IV. Работа по теме урока.

      - История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия

         Христос вернулся к жизни – воскрес.

      - Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?  (Воскресенье)

                   Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28

                     Запись в тетради, что такое Воскресение.

           - Радостное событие Воскресения в православной культуре

         отражено, в том числе и на иконах.

                Демонстрация икон «Воскресение Христово» из электронного

                приложения. Дети рассматривают иконы под руководством

                учителя. Особое внимание обращается на лица и краски.

      - Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей крестная  

         смерть Иисуса Христа?   (Предположения детей)

                     Чтение и обсуждение 3 абзаца на странице 29.

       - Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан,  

          которое они  празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха –

          праздник воскресения к жизни.

                    Запись в тетради  понятие Пасхи.

        -В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о

          Пасхе.         

                   (Приводится пример из учебника на странице 29).

V. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

VI .  Продолжение работы по новой теме.

       

           - Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы и попробовать            

             привести свои примеры.

                    (Дети образуют группы по 3-4 человек, обсуждают.  

                     Представитель из  каждой группы озвучивает результаты).

( Сообщения учащихся.)

          - В одно из весенних воскресений православные христиане особо  

            торжественно отмечают Пасху Христову.

          - Празднику предшествует почти двухмесячный пост.

                     (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед

              Пасхой, подготовленное заранее).

          -  Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый  

             день этой  недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё

             название.

                        (Заранее подготовленные ученики рассказывают коротко о  

                    каждом из дней, выделяя главное).

      Работа с учебником.

            Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

      Работа с интерактивным моментом.

          - Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?  

                 (Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная

                   пасха)

          Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.

Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления  пасхи и кулича.  

            Рассказать об услышанном на уроке.

VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше)

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель.

 Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

IX. Рефлексия.

1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

X. Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по курсу ОРКСЭ, модуль ОМРК, тема «Добро и зло.Грех, раскаяния и воздаяния»

Презентация "Основы мировых религиозных культур", тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния." Курс ОРКСЭ....

Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"

Конспект предполагает использование в паре с презентацией....

Методическая разработка конспекта урока "К.И.Чуковский. Сказка "Телефон"". Учебный курс "Литературное чтение", 1класс.

Урок был проведен в рамках фестиваля открытых уроков.  Результат - положительный отзыв.   ...

Методическая разработка. Конспект урока и презентация по теме "Посуда"

Конспект урока по предмету "Графика и письмо" для учащихся с ОВЗ...

«Методическая разработка конспектов урока «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)»

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Развитие у обучающихся таких качеств, как толерантность, готовность и способность к диалогу друг...


 

Комментарии

Очень важная и нужная тема урока, которая может быть представлена в виде праздника!