урок по ОПК " Как христианство пришло на Русь"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

урок  по ОПК  для 4 класса по учебнику А.Кураева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk_kak_hristianstvr_prishlo_na_rus.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бурлыкская средняя  общеобразовательная школа»

Беляевского района Оренбургской области

                                                                                                Работу выполнила:

Абдурахманова  Гульбану Гибайдулловна

                                                                                     учитель начальных классов

Тема урока:  «Как христианство пришло на Русь. Крещение Руси».

Класс: 4

Предмет: основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении.

Задачи: познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси, объяснить суть понятия «крещение», показать роль князя Владимира в Крещении Руси; развивать речь, внимание, память учащихся, воспитывать чувства любви к родной стране, к её природе и истории.

Планируемые результаты

Личностные:

- воспитание доброжелательности и нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

-формирование положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений; формирование бережного отношения к духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

- действовать согласно составленному плану;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений, личного опыта;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к другим учащимся.

Предметные результаты:

- осознание того, как на Русь пришло христианство, как менялась культура;

- формирование представлений о роли князя Владимира в развитии Руси;

- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусств, формирование общекультурной эрудиции.

Основные понятия: христианство, крещение, церковь, летопись, религия.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: учебник А.В.Кураева «Основы православной культуры».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Виды деятельности обучающихся

Результаты

УУД        

1.Организационный момент

Слайд 1

На фоне слайда: Храм Димитрия Солунского. Учитель приветствует учащихся, включает трезвон.

У: На слайде изображён храм  Димитрия Солунского села Беляевка, в котором мы побывали на экскурсии. А слушали мы с вами утренний трезвон, который приглашает всех православных верующих на утреннюю молитву - литургию. Сейчас звон колоколов собирает нас на урок, чтобы  вновь окунуться в мир православия.

Настраиваются на работу.

Включение обучающихся в образовательный процесс.

2.Изучение нового материала

Вспомним из уроков окружающего мира, что такое летопись?

Отвечают на вопрос учителя

Актуализация и обобщение опорных знаний

3.Актуализация знаний

4.Словарная работа

5.Повторение изученного

Физминутка

В древнерусской летописи есть старинная песня о Русской земле.

Читает песню.

О светло светлая

И прекрасно украшенная

 Земля Русская!

Многими красотами удивлена еси:

Озёрами многими,

Реками и кладезьми

Месточестными,

Горами крутыми,

Холмами высокими,

Дубравами частыми, полями дивными,

Зверями различными,

Птицами бесчисленными,

Городами великими,

Сёлами дивными,

Виноградами обительными,

Домами церковными,

И князьями грозными,

Боярами честными, вельможами многими!

Всего еси исполнена,

Земля Русская!

О правоверная

Вера христианская!

Поделитесь: какие мысли вам навевает эта старинная песня о Древней Руси?

Есть ли в этой песне слова, значения которых вы не знаете? Кто-то из ребят может их пояснить?

-Чем жили и от чего зависели люди Древней Руси? 

- Кто стоял во главе Древнерусского государства?

-Действительно, в каждом отдельном племени были свои традиции, связанные с природой и природными явлениями.

Как вы считаете, легко им было жить в одном городе, имея разные убеждения?

Дома вы готовили сообщения о жизни славян Древней Руси по группам. Давайте послушаем ваших друзей.

Слушают песню

Делятся впечатлениями от услышанной песни, описывают картину, которую представили себе.

Называют слова, значения которых хотели бы уточнить. Объясняют своим одноклассникам значения слов.

Отвечают на вопросы учителя.

- Они жили охотой, рыболовством, земледелием, поэтому зависели от природы, окружающей среды.

- Во главе стояли князья.

Нет.

Выступления детей

(приложение 1)

Коммуникативная деятельность

Активное включение обучающихся в образовательный процесс.

Познавательная деятельность.

Строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.

Пополнять словарный запас

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, давать аргументиро-

ванный ответ на поставлен-

ный вопрос

Развитие умения высказывать свои предположения, умозаключения

6.Определение цели урока

Слайд 3

-Спасибо, ребята. Из ваших сообщений мы узнали, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. А являемся ли мы, их потомки, язычниками?

-Где собираются все православные люди?

Слайд 4

- Церковь = храм – это синонимы. Сегодня нам предстоит узнать еще одно  значение этого слова? Предлагаю вам поработать с текстом учебника ОПК

-Какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

- Церковь – сообщество людей. Как вы себе это представляете?

Слайд 5

- Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

Формулируют цель урока.

Нет, православные христиане и верим одному богу

В церкви, в храме

Чтение 1  абзаца учебника с.87

Церковь – это сообщество верующих людей

Это группа людей, объединённых одной верой

Самое главное, находясь в храме, участвуя в церковных обрядах и таинствах, раскаиваясь в чем–то, создать храм в своем сердце

Аналитическая деятельность.

Формирование умения учитывать мнение других людей, слушать товарища по общению и вступать с ним в диалог, участие в коллективном обсуждении.

7.Открытие новых знаний

8.Определение темы урока.

9.Изучение нового материала.

Работа с текстом  врезки

Работа с учебником, стр. 84-89.

Работа с репродукцией картины В.М.Васнецова. Крещение Руси

Работа по учебнику

Работа с учебником, стр. 84-89.

Закрепление

Рефлексия

Домашнее задание.    Слайд 14

Где была первая столица Руси?

Киевский князь Владимир –Красное Солнышко первым принял крещение.

Приём «Верите ли вы, что …»

Я буду предлагать вам утверждения, а вы на листочках ставите «+», если верите и минус, если не верите.

1.У древних славян была единая вера и один Бог.

2.Князь Владимир был великим полководцем.

3.Князь Владимир решил объединить народ единой иудейской верой.

4.Русь при Владимире превратилась в огромную державу.

5.При князе Владимире были закрыты все

Ориентируясь на эти утверждения, давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема нашего урока «Как христианство пришло на Русь. Крещение Руси», а правильно ли вы сделали выводы по моим утверждениям, мы сейчас проверим.

-Давайте прочитаем и обсудим притчу на с.84 учебника

-Какие главные слова сказаны для нас в этой притче?  

Согласны ли вы со словами священника и почему?

Слайд 6

-В Древней Руси слова Иисуса Христа люди записывали обычным для той эпохи способом: на бересте. Этим занимались монахи, создавая первые книги. Один из них, Нестор, написал «Повесть временных лет», в которой рассказывается о том, как Русь приняла христианство. Сейчас  вашему вниманию я предлагаю посмотреть видеофрагмент о том, как князь Владимир выбирал веру для своего народа.

Слайд 7

-А вот как было дальше, мы с вами узнаем, когда прочитаем  фрагмент из этой летописи. (Опережающий вопрос записан на листах: Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?)

-Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

В 988 году от Рождества Христова князь Владимир призвал всех жителей Киева креститься в реке Днепр, как сделал это сам Иисус Христос в реке Иордан

-А  как вы понимаете, что такое Крещение?

Давайте прочитаем, как рассказывается об этом в учебнике

Крещение – это присоединение к Церкви.  

-Найдите в тексте, во имя Кого крестит людей Церковь.

-Что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения?

- Сколько раз в жизни можно принимать Таинство Крещения?

Многие художники и композиторы посвятили свои произведения этому Таинству. Давайте рассмотрим репродукцию картины В. Васнецова «Крещение Руси».                                

Слайд 8

 Вы правы. В центре – фигура Владимира. Его лик выражает торжественность. Князя окружают представители высшего духовенства и простые служители в белых одеждах. Позади виден хор, воспевающий славу Божью, а также верная рать. Простые люди стоят в очереди перед престарелым священником, который проводит обряд крещения. Сделавшись христианином, князь Владимир, совершенно переменился.

 Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 88 последний абзац.

-За это и многое другое  русский народ его очень полюбил. Крепко засел в памяти народный князь Владимир Красное Солнышко, народ слагал про него песни, былины. За введение христианства Владимир признан церковью Святым и Равноапостольным, так как   просветил христианскою верою целую страну. Сейчас Таинство Крещения совершается в Храмах.

Слайд 10

А сейчас я снова предлагаю вам поработать в группах. Используя текст в учебнике на с. 84– 89, а так же информацию, которая лежит на партах в конверте, постарайтесь найти ответ и дополнить его уже ранее полученными знаниями.

-Вера наполняла жизнь смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Сделать что-то для храма считалось делом почетным и радостным. Конечно, кто-то оставался и равнодушным к  новой вере. Но всё равно люди стремились к святости и укоряли себя за то, что остаются от неё далеко. И за это стремление людей Русь стали называть Святая Русь.

Слайд 11

(Учитель зачитывает слова русского писателя А. И. Солженицын, они же и на  слайде.)

Слайд 12

 В каждом поколении  появлялись люди, которые светились верой и любовью.

Текст со слайда.

Выполнение заданий на рефлексивных листах: индивидуально

Благодарю вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке. Предлагаю продолжить  предложения

Домашнее задание по выбору.

Напиши сочинение на тему «Как изменилась жизнь на Руси после крещения?» или подготовить сообщение о Владимире Красное Солнышко.

Киев.

На листочках отмечают знаками + и – своё отношение к услышанному.

Высказывают свои предположения.

Чтение текста детьми самостоятельно

Да, люди зависят друг от друга, потому что они учатся друг у друга

Высказывают свои предположения.

Просмотр видеофрагмента

Работа в группах с фрагментом из «Повести временных лет». Приложение 2

Высказывание детей о мнении родителей о Крещении

Это когда человек принимает ту или иную веру

Чтение врезки – учебник с.86

Церковь крестит людей во имя Божественной Троицы

После крещения в человеке обновляется совесть

Крещение принимается один раз в жизни

Ответы детей на вопрос: «Какие детали в картине  использовал художник, чтобы передать торжество Крещения? Одежда, позы людей, их расположение на картине, цветовая гамма…)

Чтение отрывка

Работа в группах: умение выделять нужную информацию

Приложение 3

Работа учащихся по приложению

Рефлексивный лист.  Приложение № 5

Самостоятельное определение возникших затруднений.

Аналитическая деятельность.

Формулирование умозаключений.

Коммуникативная деятельность.

Аналитическая деятельность.

Формулирование умозаключений

Аналитическая деятельность.

Формулирование умозаключений

Рефлексивная деятельность.

Самостоятельное определение возникших затруднений

Формирование умения ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

Совершенство-

вание умений в области работы с информацией, умения излагать своё мнение и аргументиро-

вать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог

Умение работать в группах.

Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитание нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Урок по основам православной культуры по теме "Как христианство пришло на Русь".

Тема урока: Принятие Христианства на Руси.Задачи:-обучающая: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего государства – крещением Руси; принятием  христианской веры;-развивающая: разв...

Урок по ОПК. Как христианство пришло на Русь

Урок по основам православной культуры на тему "Как христианство пришло на Русь". Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности ...

Презентация к уроку на тему: "Как христианство пришло на Русь"

Иллюстративный материал к уроку. Картины  знаменитых художников Нестерова Михаила Васильевича и Васнецова Виктора Михайловича...

Урок по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"

Конспект урока по ОРКСЭ разработан в соответствии с программой, требованиями ФГОС и возрастных особенностях учащихся. Н уроке используются разные виды работы: работа в парах, составление интеллект-кар...

Урок 5 . Тема " Как христианство пришло на Русь " ОРКСЭ Модуль : " Основы православной культуры"

Технологическая карта урока + презентация к уроку разработаны для учащихся 4 класса  проходящих  ОРКСЭ Модуль: "Основы православной культуры" по учебнику  Т.А. Костюковой, О.В...