Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Лёвина Наталия Николаевна

 Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики"

Модуль "Основы светской этики"

Тема урока: Моральный долг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_orkse.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»

Тема: « Моральный долг»

Учитель:

                             Лёвина Наталия Николаевна

                                         ГБОУ школа №559    

Санкт – Петербург

2017

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

Модуль «Основы светской этики»

Класс: 4 «Б»

Тема урока: «Моральный долг»

Цель урока:

формирование представления о моральном долге, моральной обязанности

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока

  1. Образовательные:

способствовать формированию понятия «моральный долг»

  1. Воспитательные:

способствовать осознанию учащимися необходимости исполнения моральных норм; способствовать воспитанию патриотизма, уважения к родителям

  1. Развивающие:

 способствовать развитию умения высказывать свою точку зрения и уважения к другому мнению; способствовать развитию сознательного и добровольного выполнения моральных обязанностей

Ресурсы: ПК учителя, медиапроектор, притча «О блудном сыне», презентация по теме, учебник, сигнальные светофоры, толковые словари, тетради  – справочники, карточки с тестом, памятки

Содержание учебного материала:

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемного вопроса

3. Осознание и осмысление нового материала

4. Просмотр притчи «О блудном сыне». Обсуждение

5. Физкультминутка

6. Работа с учебником

7. Первичное закрепление нового учебного материала

8. Закрепление изученного. Тест по теме «Моральный долг»

9. Подведение итогов

10. Рефлексия. Самооценка собственного эмоционального состояния

11. Домашнее задание

Планируемые результаты:

  • предметные

        -  познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, с пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; с представлениями о светской этике. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.

  • метапредметные

              - учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; способствовать проявлению самостоятельности суждений; осуществлять обработку информации.

  • личностные

               - воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Методическое обеспечение урока

Используемые образовательные технологии, методы и приёмы

  1. Образовательные технологии
  • элементы проблемного обучения
  • элементы игровой технологии
  • здоровьесберегающая технология
  • работа в группах
  • личностно – ориентированные
  1. Методы обучения
  • репродуктивный
  • частично – поисковый
  • объяснительно – иллюстративный
  • проблемный
  • наглядный
  • метод самостоятельной работы
  • контроля и самоконтроля
  1. Методические приёмы
  • рассказ учителя
  • проблемный вопрос
  • практические упражнения
  • работа над понятиями

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам  всем радость общения.

- Ребята вас ожидает много интересных моментов, новых открытий, а помощниками вам будут ... (читают на экране)

Проверяют готовность к уроку

- внимание, находчивость, смекалка

2. Постановка проблемного вопроса

- Ребята подготовили заранее девиз нашего урока.

-3 человека читают наизусть:

«Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство...

Хороших людей слишком мало,

Но всё – таки их большинство.

Стать добрым волшебником -

Ну-ка, попробуй!!!

Понять и исполнить желанье другого

- Одно удовольствие, (хором)

Честное слово!

3. Осознание и осмысление нового материала

- Прочтите пословицы и вставьте недостающие слова:

        ... платежом красен.

        ... невелик, да лежать не велит.

Кто служит Родине верно, тот  ...

исполняет примерно.

- Тема нашего урока будет связана с этим словом.

- Какие цели поставим?

- Объясните пословицу:

 «Долг платежом красен».

- Подумаем над пословицей:

«Долг невелик, да лежать не велит». 

- А перед кем мы всегда в долгу?

- Как вы понимаете пословицу:

«Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно»?

- Вспомните, что такое «моральный выбор»?

На слайде пословицы

Работа с пословицами:

договаривают их

- Это слово «ДОЛГ».

Читают тему на слайде: «Моральный долг»

- Узнать, что такое долг, моральный долг.

- Учиться на примерах других исполнять моральный долг.

- Платёж – плата, красен – хорош; за долги нужно платить, т.е благодарить.

- Обещал, договаривался, выполняй – не медли!

- Мы в долгу перед людьми, которые дали нам жизнь, мир и свободу.

- Воины Отечественной войны 1812 года, защитники нашей Родины в годы ВОВ, защитники Родины в мирное время, спортсмены, паралимпийцы; граждане, которые добросовестно трудятся на благо своего города, своей Родины, своей семьи ... (слайды)

- Выбор между добром и злом, выбор пути добродетели или пути порока.

4. Просмотр притчи «О блудном сыне»

- Что такое «ПРИТЧА»?

- Поделитесь своими мыслями с товарищами.

- Простит ли отец сына?

- Это маленький рассказ, несущий какое – либо поучение.

Работа в парах

Работа в группах постоянного состава: каждая группа обосновывает свой выбор.

5. Физкультминутка

6. Работа с учебником

- Получше понять, что такое «моральный долг» нам поможет текст в учебнике на стр.26.

- Прочитайте первые 2 абзаца.

- Что такое «моральный долг»?

- Прочитаем ещё об одной моральной обязанности.

- Уважение к другим людям, к их мнению записано в «Декларации прав человека» (показ «Декларации»)

- Следующая моральная обязанность заставляет задуматься: Как я поступаю? Прочитайте.

- Что значит «бескорыстная помощь»?

- Прочитайте про «благодарность».

- О каких «моральных обязанностях» идёт речь дальше в нашем учебнике?

- Профессиональный долг. Интересно узнать, а как ваши родители понимают это? Узнайте к следующему уроку у родителей и поделитесь с нами.

- Я считаю, что к моральной обязанности относится и помощь своим братьям и сестрам, и не только младшим, но и старшим.

- Совершая добрые дела и поступки, человек исполняет установленные в обществе моральные нормы.

Слайд

- Читают по учебнику.

Слайд

Слайд

Слайд

Ученики записывают задание в тетрадь.

Приводят примеры из жизненного опыта

7. Первичное закрепление нового материала

- Подберите синоним к слову «ЗЛО».

- Определение какого понятия я прочитаю сейчас:

    « Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор»?

- Какое чувство мы испытываем к родным и близким?

- Человек, совершающий подвиг, проявляет ...

- Составьте слово из первых букв данных слов.

- Объясните значение этого слова.

- А что мы подразумеваем под словосочетанием «МОРАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ»?

- Сейчас вы это понятие обсудите по группам. Можно использовать учебник, жизненный опыт и информацию с урока.

- План работы:

1. Моральные нормы

2. Уважительное отношение

3. Бескорыстная помощь

4. Благодарность

 

- ДОБРО

- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

- ЛЮБОВЬ

-ГЕРОИЗМ

« ДОЛГ»

Работа с толковыми словарями

Работа в группах постоянного состава

План работы на слайде

Выступления детей

8. Закрепление изученного. Тест по теме « Моральный долг»

1. Что такое моральный долг?

а) семейные традиции

б) боязнь наказания

в) осознание необходимости выполнять общечеловеческие нормы

2. Почему добродетельный человек помогает людям?

а) рассчитывает на награду

б) боится наказания

в) считает, что так надо

3. Какова моральная обязанность человека в обществе?

а) жить в своё удовольствие

б) уважать других людей и их права

в) иметь много друзей

4. Благодарность – это…

а) моральная обязанность

б) человеческая слабость

в) получить похвалу

5. Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм – это…

а) принуждение

б) долг

в) обязанность

6) Укажи, что не относится к моральным обязанностям.

а) уважать права других людей

б) не помогать родителям

в) бескорыстно помогать людям

7. Кто автор высказывания «Сознавать долг и не исполнять его – это трусость»

а) Ж.Ж.Руссо

б) Конфуций

в) Аристотель

Детям выданы карточки с заданиями теста.

9. Подведение итогов

Звучит песня М.Минкова- Ю.Энтина «Дорога добра»

(дети подпевают)

10. Рефлексия. Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке

- В чём  сегодня на уроке вы испытывали трудности?

- За что бы вы похвалили себя?

А всех детей?

- Сделайте свой выбор: возьмите из набора соответствующий смайлик.

Слайд:

  • Я всё понял, но у меня остались вопросы
  • Я всё понял, могу работать по алгоритму
  • Я всё понял и могу объяснить другим

11. Домашнее задание

1. стр.26-27, читать  по учебнику

2. Узнать у родителей и объяснить, как они понимают словосочетание «Профессиональный долг»?

3. Составить рассказ по теме «Моральный долг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к предмету "Основы религиозной культуры и светской этики. Литературно-музыкальная композиция "Рождество Христово".

Знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа, привитие интереса к русской культуре....

Методическая разработка по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

В современном обществе стало довольно сложно воспитывать детей. Навязывание средствами массовой информации распущенности, вседозволенности, эгоизма, агрессивности,  «новых» стандартов...

«Методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Данная разработка составлена для детей 4-5 классов.  Содержание урока  способствует нравственному воспитанию и  направлено на развитие нравственных чувств, нравственно – ценностно...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики. Модуль: основы православной культуры. Тема урока 18 "Православный Храм" Возрастная группа :учащиеся 4 класса Тип урока :Открытие но...

методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики.

Данная работа представляет собой сценарий урока по теме «Род и семья – нравственные истоки в истории человечества». Цель данного урока заключается в усвоении учащимися таки...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...