«Уроки ОРКСЭ – уроки нравственности и доброты»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Очирова Валентина Намуевна

Муниципальный заочный конкурс

«За нравственный подвиг учителя»

Номинация «Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ»

Тема:

«Уроки ОРКСЭ –  уроки нравственности и доброты»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_za_nravstvennyy_podvig_uchitelya_po_orkse.doc940 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
»

___________________________________________________

671642, Республика Бурятия, Курумканский район, с. Барагхан, ул.Ленина, 35. Тел. 8(30149)92-2-94

 e-mail: baraghanschool@yandex.ru

Муниципальный заочный конкурс

«За нравственный подвиг учителя»

Номинация «Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ»

Тема:

«Уроки ОРКСЭ –  уроки нравственности и доброты»

Автор: Очирова Валентина Намуевна,

учитель ОРКСЭ

Барагхан

2019 г

Аннотация работы 

Проблемы, рассматриваемые в работе очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость. Развитие средств массовой информации, Всемирная паутина расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующий праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность.  Именно школа является основным звеном духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Образовавшийся духовный вакуум заставляет педагогов искать пути совершенствования образовательного процесса. Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этики не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

Автор на примере своего опыта работы хотела показать, насколько значимы уроки ОРКСЭ для детей современного поколения, а именно для формирования таких важнейших качеств, как духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность.

Содержание

  1. Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников;
  2. Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся;
  3. Образовательные технологии, применяемые на уроках ОРКСЭ;
  4. Ожидаемые результаты;
  5. Приложение.

  1. Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников

 В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Социологи отмечают, что в наше время остро ощущается дефицит нравственности, не только дети, но и взрослые люди потеряли важные духовные ориентиры, утратили уважительное отношение к истории страны и своего народа. Люди, в частности, дети стали более циничными, эгоистичными. У современных детей нравственные законы часто отсутствуют.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» как раз и направлен на приобщение к духовно-нравственным ценностям.  Одним из вариантов решения проблемы является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является мировые религии. Религия всегда играла большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовала на моральный облик человека. Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе, позволили открыто говорить о религиях, сделали возможным приобщение людей к нравственным ценностям.

  1. Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовной нравственности учащихся

Введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в нашей школе предшествовала подготовительная работа с родителями. Введение нового курса вызывало вначале множество опасений со стороны родителей. Они не понимали, для чего необходимо все это детям и что они будут делать на этих уроках. На родительском собрании ознакомили родителей с нормативно-правовой базой, рассказали обо всех модулях, объясняли, что у родителей есть право выбора, ознакомили с вопросами анкеты, предлагали познакомиться с отзывами в Интернете.  Родители получили возможность ознакомиться с учебниками, получили информацию о том, что могут активно включаться в учебно-воспитательный процесс и посещать уроки. После собрания родители отнеслись с пониманием к курсу, им понравились не только учебники, но и в целом содержание модулей. Все родители остановили свой выбор на модуле «Основы мировых религиозных культур».  

Было проведено анкетирование родителей с целью выявления их мнения по отношению к курсу ОРКСЭ. В анкетировании приняли участие 11 родителей четвероклассников, это составило 100% от общего количества родителей 4 класса. Анкета состояла из 6 вопросов.

Большая часть опрошенных родителей (100%) выразили положительное отношение к введению данного курса, считая, что изучение данного предмета необходимо для расширения кругозора детей, формирования уважительного отношения к различным   религиям, повышения нравственности детей, снижения уровня преступности, наркомании в подростковой среде, а также для приобщения молодежи к вере. 72% опрошенных считают, что модуль «Основы мировых религиозных культур» носит воспитательный, нравственно-развивающий характер. 100% родителей дали положительный ответ на вопрос «Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса «ОРКСЭ»? Большая часть опрошенных (63%) выразили желание продолжить изучение нового курса. Ни один родитель не выразил свое особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Вопрос

Варианты ответа

Результат

  1. Как Вы относитесь к введению

в учебный процесс школ нового

курса?

Положительно

100 %

Скорее положительно

0 %

Безразлично

0 %

Скорее отрицательно

0 %

2. В чем Вы видите положительное

значение введения курса?

Расширение кругозора детей

90 %

Духовное и культурное развитие детей

36 %

Формирование уважительного отношения к различным   религиям

72 %

Повышение нравственности детей

72 %

Формирование уважительного отношения к старшим

36 %

Формирование патриотизма и гражданской солидарности

36%

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

63%

Приобщение молодежи к вере

45%

Другое

0 %

  1. По Вашему мнению, носит ли

воспитательный, нравственно-развивающий характер модуль курса?

Да                    

72%

Скорее да, чем нет                

18%

Скорее нет, чем да                          

0 %

Нет

0 %

  1. Нравится ли Вашему ребенку изучаемый модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)?

Да                    

100%

Нет

0 %

  1. Хотели бы вы, чтобы курс

 ОРКСЭ продолжал изучаться?

Да                                                

63%

Нет                  

0 %

Не знаю                            

37 %

  1. Имеете ли Вы особое мнение по вопросу введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Какое?

Да    

           

0 %

Нет

100 %

Выводы анкетирования:

Данные проведенного среди родителей анкетирования показали, что среди родителей обучающихся есть запрос на образовательные услуги по изучению данного курса в общеобразовательном учреждении и его необходимо реализовывать. Они отметили, что введение нового учебного комплексного курса – это способ воспитания качеств гражданственности, патриотизма, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам.

Посредством курса «Основы мировых религиозных культур» положено начало формированию у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Мною составлена программа по данному учебному предмету, разработано календарно-тематическое планирование, которое включило в себя не только тематику учебных занятий, но и такие компоненты, как цели, планируемые результаты, виды и формы работы с учащимися, домашние задания, оборудование каждого учебного занятия.  Разрабатывая программу нового курса пришла к выводу, что любой урок модуля «Основы мировых религиозных культур» даёт возможность для формирования у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. На протяжении 7 лет преподаю курс «Основы мировых религиозных культур». На примере своего опыта работы, мне хотелось бы показать, насколько значимы эти уроки для детей современного поколения.

Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная картина мира. Главное, чтобы дети не сопоставляли свои мнения: мое – это правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а общее. Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия.

Одна из особенностей курса то, что курс безотметочный, но зачётный. Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются следующие виды мониторинга:

- стартовые и итоговые проверочные работы;

- тестовые диагностические работы;

- текущие проверочные работы;

- портфолио ученика.

  1. Образовательные технологии, применяемые на уроках ОРКСЭ.

Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине способствуют урок по теме «Россия - наша Родина». Ребята на таких уроках узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны. В рамках этого урока мы использовали национально-региональный компонент: учащиеся писали сообщения «Наши земляки - воины», используя материалы из нашего школьного историко-краеведческого музея им. Г.-Д.Э. Дамбаева.

  В основе педагогической деятельности лежит личностно-ориентированный подход в преподавании курса ОРКСЭ. Для использования такого подхода я использую технологию проблемного обучения. Например, при прохождении темы «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь» перед учащимися ставится такая проблемная ситуация: Как ты поступишь, если твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать? Такого рода проблемные ситуации заставляют детей думать, мыслить, искать выход, рассуждать и переживать радость от правильного решения. Такая технология позволяет ненавязчиво и незаметно корректировать поведение учащихся, их взаимоотношения в коллективе, и в тоже время изучать индивидуальные особенности, динамику нравственного развития.

Наиболее эффективной технологией работы на уроках ОРКСЭ является игровая технология.  Использую словесные игры: «Спасибо», «Мозговой штурм», «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Угадай героя», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например, «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность, Добрыня, добряк и т.д., составить предложения с этими словами; «Продолжи фразу»: «Доброта - это...», «Добрый человек - это...».

Учащимся в процессе освоения курса ОРКСЭ предстоит овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладеть осознанным построением речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. В курсе ОРКСЭ действует правило: текст служит приглашением к обсуждению духовно-нравственной проблематики урока.

Когда изучали тему «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния» я предложила учащимся яркий, эмоциональный текст: «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой».

Работая над содержанием подобных текстов, учащиеся учатся анализировать, давать характеристику герою, выделять его хорошие или плохие качества и делают вывод, чему учит этот текст. В ходе этой беседы раскрывается изучаемая тема.

Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки разных народов. Например, «Добро помнится долго, но зло еще дольше» (русская пословица). «У доброго коня хозяев много, а у хорошего человека друзей много» (бурятская пословица). «Доброта доброго придет в трудный час, коварство злого настигнет всегда» (татарская пословица).

При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я использую как традиционные, так и современные обучающие технологии.  Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению (исследовательская деятельность, метод проектов, мозговой штурм, анализ жизненных ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).

В работе по курсу ОРКСЭ эффективен метод проекта. Часто он является результатом урока, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.). В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.

Моими учащимися выполнены такие проекты: «С чего начинается Родина?», «Моя малая родина», «Милосердие», «Добро и зло», «Мой прадед – защитник Родины». Работая над такими проектами, учащиеся получают возможность познакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями морали и морального выбора, введением философских категорий добра и зла, добродетели и порока, свободы и необходимости.

Особый интерес на уроке у детей вызывает форма работы в группах, собирание пазлов, изготовление открыток к религиозным праздникам, составление кроссвордов, презентаций к урокам. Понять внутренний мир ребёнка помогают творческие работы: ассоциативные цепочки, сочинения по этим цепочкам, синквейны.  Например, (урок «Добро и зло») синквейн: 

Добро.

Большое, светлое.

Дарит, побеждает, соединяет.

Добро побеждает зло.

Счастье.  

Также в программу модуля рассматриваются такие темы, как «Семья», «Любовь и уважение к Отечеству», которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, народ, семью. Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», элементы по краеведению. Например, урок по теме «Народные праздники». На этом уроке учащиеся знакомились с праздниками в мировых религиях. Когда знакомились с буддийскими праздниками посетили наш школьный историко-краеведческий музей им. Г.-Д.Э. Дамбаева, где имеются буддийские атрибуты.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Поэтому необходимым элементом своей методической работы считаю диагностику ценностных ориентиров личности. Существует несколько методик разных авторов исследования психологических особенностей ценностных ориентаций, как механизма регуляции поведения обучающихся. Например, для учащихся 4 класса я посчитала самым приемлемым анкету исследования ценностных ориентаций (Авторы Л.Н. Мурзич, А.В. Тарасова)

1. Что для вас имеет ценность в жизни (не более пяти вариантов ответа):

         - собственная жизнь;

         - жизнь другого человека;

         - семья с хорошими отношениями;

         - культура;

         - труд;

         - свобода;

         - природа;

         - родина;

         - деньги;

         - мир (как состояние, отношения);

         - друзья;

         - возможность проявить инициативу;

         - власть;

         - возможность реализовать свои способности;

         - признание общества;

         - здоровье;

         - Бог;

         - что-то еще.

    2. В чем вы видите смысл жизни (не более двух вариантов ответа).

        - в продолжении рода;

        - в улучшении условий собственной жизни;

        - реализации своих способностей;

        - в борьбе за свои идеи;

        - в обеспечении возможности развития своим детям;

        - в удовлетворении своих потребностей.

В анкетировании участвовало 14 учащихся. Для учащихся самыми приоритетными ценностями в жизни оказались такие ценности: собственная жизнь – 14 учащихся; жизнь другого человека – 8; семья с хорошими отношениями - 12; родина - 10, друзья - 9, здоровье - 11. Смыслом жизни считают: в улучшении условий собственной жизни - 14; реализации своих способностей - 14. Полученные результаты свидетельствуют о значимости данного курса для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Таким образом, нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания, помогут сформировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.

  1. Ожидаемые результаты

•        Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

•        Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

•        Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Участие в профессиональных конкурсах по ОРКСЭ

Название

Номинация

Название работы

Форма проведения

Результат

1.

Районный заочный конкурс учителей, преподающих ОРКСЭ

«Моя педагогическая мастерская»

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Тема урока: Обобщение по разделу «Традиционные религии народов России».

Заочная

1 место

2.

Районный конкурс «Открытый урок по ОРКСЭ»

Открытый урок

«Нравственные заповеди в религиях мира»

Очная

1 место

Распространение и обобщение опыта работы

Названия публикаций

Место опубликования

Разработка урока «Россия – наша Родина» по ОРКСЭ

https://nsportal.ru/ochirovavalentina

Разработка классного часа «Моя малая родина»

https://nsportal.ru/ochirovavalentina

Разработка урока по ОРКСЭ «Традиционные религии народов России»

baraghanschool@yandex.ru

Разработка урока по ОРКСЭ «Нравственные заповеди в религиях мира»

baraghanschool@yandex.ru

Исследовательские работы учащихся

«Моя родословная»

https://nsportal.ru/ochirovavalentina

Рабочая программа по ОРКСЭ

https://nsportal.ru/ochirovavalentina

Литература:

1.Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .

2.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.

3.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.

5. Якунина, И. В.  Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина  // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.

Приложение

Технологическая карта урока по ОРКСЭ

Тема урока: «Нравственные заповеди в религиях мира»

Аннотация к уроку

Тема урока: «Нравственные заповеди в религиях мира». Эта тема входит в первый тематический блок. Цель данного урока – формирование и развитие духовно-нравственной личности, обладающей такими качествами как доброта, милосердие, сострадание, вежливость.  Для достижения цели урока были поставлены такие задачи:  

  • Выявить сущность понятия: заповедь.
  • Ознакомить с заповедями христианства, ислама и буддизма.
  • Показать сходства заповедей данных религий мира.
  • Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека.
  • Воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип данного урока – урок открытия нового знания, он разработан в форме урока - исследования.  На уроке созданы условия для личностного развития ребёнка: осознание жизненных смыслов и ценностей, выявление положительных и отрицательных качеств с позиции общечеловеческих ценностей; выработка правил поведения.  

Урок разделен на 3 части. В первой части происходит закрепление базовых знаний с целью выявления, уточнения и конкретизации первичных знаний учащихся. Далее идёт создание учебной ситуации, где учитель должен заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности. На этом этапе урока используется интерактивная доска, рассказ учителя. Далее учитель подводит учащихся к самостоятельному «открытию» темы урока, целеполаганию и выявлению проблемы урока.

Вторая часть – основная часть урока. На этом этапе начинается исследовательская деятельность учащихся по группам: раздаются листки, где учащиеся знакомятся с заповедями трех мировых религий. Учащиеся внимательно читают, сравнивают заповеди всех религий и выясняют, что общего существует в заповедях всех религий. Приходят к выводу, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека. Анализируя урок, пришла к выводу, что решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию исследовательскую деятельность оказалось наиболее эффективным. С помощью исследования ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Исследовательская деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний с помощью заданий «Собери пазлы», «Пусть всегда будет солнце».

На этапе рефлексии дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Они высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об услышанном, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. После каждого этапа урока учащиеся оценивали свою работу в «Листе самооценивания».

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации исследовательской работы, самопроверки учащихся и самооценки.

Актуальность урока

Изучение данной темы помогает воспитывать у обучающихся такие духовные качества, как честность, доброта, искренность, уважение к родителям, любовь к животным. Сравнивая нравственные заповеди в разных мировых религиях, обучающиеся самостоятельно делают вывод, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека.  Также этот урок обладает большим потенциалом освоения социального опыта и применения его в повседневной практике. Урок признан воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.

Большое внимание уделяется на уроке умению оценивать работу своей команды, работу команд-соперников. Под руководством учителя учащиеся вырабатывают критерии оценивания и обязательно придерживаются их.

        Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности и активности, учащихся на уроке.

Технологическая карта урока

Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

ЦЕЛЬ УРОКА: Дать представление о нравственных заповедях мировых религий.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить сущность понятия: заповедь.

2. Ознакомить с заповедями христианства, ислама и буддизма.

3. Показать сходства заповедей данных религий мира.

4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человека.

5. Воспитывать толерантное отношение к культурам религий мира.

УУД:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

Познавательные: отличать неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; сравнивать тексты, выявлять общие черты;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других; формировать умение работать в группах, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.

Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей, выявление положительных и отрицательных качеств человека с позиции общечеловеческих ценностей; выработка правил поведения.

Оборудование: тексты заповедей, лист исследования, мультимедийный проектор, ноутбук.

Подготовительная работа: электронная презентация

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок-исследование.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые средства

УУД

1.

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционального настроя на урок. 

–Здравствуйте, дорогие ребята

-Я вижу, что у всех вас хорошее настроение, хочу пожелать вам успехов!

Приветствуют и слушают учителя.

Презентация.

Слайд

Личностные: включение в учебный процесс, мотивация на урок. Коммуникативные: доброжелательное отношение друг к другу.

2.

Актуализация знаний и способов действий учащихся.

Цель: Выявление уровня знаний учащихся, уточнение и конкретизация первичных знаний.

Создает эмоциональный настрой на изучение новой темы, организует беседу.

- Ребята, у каждой группы на карточках написаны словосочетания. Прочитайте их. Этими словосочетаниями вы правильно должны докончить мои предложения.

 Итак, человек поступает хорошо, когда…

Человек поступает плохо, когда…

- Молодцы ребята! А как мы назовём одним словом то, что мы сказали?

- А как вы думаете, кто придумал эти правила?

- Без этих норм, правил, законов не было бы порядка в мире: ни в семье, ни в школе, ни в обществе, везде.

Читают словосочетания:

- говорит правду;

- уважает своих родителей;

- любит всё живое;

-поступает честно, искренне;

- любит свою семью;

- не сплетничает;

- врёт;

- обижает слабых;

- завидует другим людям;

-причиняет боль другим людям;

- крадёт чужие вещи;

- тратит время на пустую болтовню.

Словосочетания разделяют на 2 группы по смыслу, словосочетаниями договаривают предложение учителя.

- Правила, законы, нормы.

Слайд

Познавательные: ориентироваться в своих знаниях.

Коммуникативные: слушать и включаться в диалог.

-

3.

Создание учебной ситуации.

Цель: заинтересовать учащихся в предстоящей деятельности.

- Это понимает и религия.

- Ребята! Давайте вспомним, какие   мировые религии вы знаете.

- В каждой религии есть свои законы, правила. Эти правила называются заповедями. (На доске появляется карточка со словом «Заповеди»)

- А как вы думаете, когда же впервые появились эти заповеди?

Рассказ учителя

- Пророк Моисей повел свой народ на свою родину, в Землю Обетованную. 40 лет евреи блуждали по пустыне. Во время странствия на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали. На них были написаны заповеди Бога. После этого Моисей вывел свой народ из Египта по дну моря, расступившегося по воле Бога. Заповеди были и остались основой поведения многих поколений верующих и простых людей.

Называют мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Карточки:

Познавательные: владение действиями сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.

4

Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы.

Цель: Организация побуждающего или подводящего диалога с целью исследования проблемной ситуации, уточнение понимания учащимися поставленных целей урока.

Организация поисковой работы обучающихся, самостоятельную работу с печатным материалом.

- Наш урок пройдет как урок-исследование. Будем работать в группах.

- Ребята, сегодня мы будем исследовать заповеди разных религий.

Значит, тема нашего исследования…

- Как вы думаете, какую проблему будем решать в ходе нашего исследования?

- Цель исследования …

Учитель знакомит учащихся с листом исследования.

- На столах у каждой группы есть лист исследования. Результаты исследования вы будете вносить в таблицу. Также в таблице есть графа «Самооценивание», в этой графе вы видите 3 смайлика.

Зеленый смайлик – молодцы!

Жёлтый смайлик – надо еще поработать!

Красный смайлик – подтянись!

- После каждого этапа вы закрасите нужный смайлик.

Учащиеся называют тему, формулируют проблему, анализируют, высказывают свое мнение о цели настоящего урока.

- Тема нашего исследования «Нравственные заповеди мировых религий».

- Проблема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

- Цель урока: сравнить заповеди в разных религиях, выявить.

Слайд

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе.

Личностные: включение учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками учебной деятельности.

5.

Решение учебной проблемы

Цель: Включение учащихся в процесс открытия новых знаний, вовлечение учащихся в исследовательскую работу, обеспечение мотивации выполнения заданий.

I этап исследования.

Перед вами на листке написаны заповеди трех мировых религий. Внимательно прочитайте их. Вы должны сравнить заповеди всех религий и выяснить что общего существует в заповедях всех религий.

- У каждой группы есть цветные карандаши. Этими карандашами отмечайте какие заповеди являются общими для всех религий.

- Как вы понимаете эти заповеди?

-Итак, сегодня мы исследовали заповеди разных религий, Выделили общие для всех религий.

-А можем ли мы почерпнуть для себя что-то полезное из этих поучений?

- Эти заповеди нравственные. Давайте соберем эти заповеди. (Собирание рисунка сердца из 5 пазлов.)

- Получилось сердце. У того человека, который выполняет все эти заповеди, большое и доброе сердце.

Учащиеся выделяют такие общие заповеди и отмечают цветными карандашами:

  1. Чти отца своего и мать свою.

(Уважать, любить, ценить своих родителей.)

  1. Нельзя убивать.

(Не лишать жизни любому живому существу)

  1. Не прелюбодействуй.

(Любить свою семью и сохранять верность спутнику жизни)

  1. Не лги (Быть всегда честным, искренним, не обманывать)
  2. Не красть

(Не брать чужое)

- Мы должны следовать этим заповедям.

Учащиеся собирают пазлы.

Самооценивание.

Коммуникативные: интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

Познавательные: работать с информацией и ее источниками.

Личностные: обеспечение высокой творческой активности при выполнении заданий.

6

Закрепление

Творческое воспроизведение знаний

Цель: создание эмоционального настроя, побуждение к высказыванию своего мнения.

-В народе говорят: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека»

- Ребята, у нас солнце. Чтобы оно согревало нашу душу, нужно чтобы лучи солнца были яркими. А для этого каждая группа придумает по 3 правила: 1 группа – нравственные правила по отношению к семье; 2 группа – правила, которые относятся к нашим братьям младшим, т.е. животным, 3 группа – правила по отношению к друзьям.

- Ребята, от нашего солнца стало светло не только в пространстве, светло стало в наших душах.

 

Ребята на лучиках солнца пишут правила и прикрепляют их с солнцу.

Самооценивание.

Личностные: осознание жизненных смыслов и ценностей.

Познавательные: проявлять самостоятельность и инициативу. Регулятивные: контроль, оценка.

10.

Итог

Организует подведение итога урока

Соотносят учебную задачу и результат

Регулятивные: контроль, оценка.

11.

Рефлексия

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Ребята, закончите предложение «Что мне этот урок дал для жизни…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями об услышанном, называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке.

Личностные: самоопределение.

Использованная литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

2. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные  основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.

3. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.  «Воспитание школьников», № 2 -2012.

Интернет-источники

4. http://nsportal.ru/

5. http://pedsovet.su

10 заповедей в христианстве

10 заповедей в исламе

10 заповедей в буддизме

  • Люби Господа Бога своего всем сердцем, всей душой.

  • Не делай себе кумира.

  • Нельзя упоминать имя Бога напрасно.

  • Работать в субботу нельзя, в этот день нужно молиться и чтить Бога.

 Чти отца своего и мать свою.

  • Нельзя убивать.

 Не прелюбодействуй.

 Не укради.

 Нельзя возводить напраслину.

 Не лги.

  Нет иного бога, кроме Аллаха.

 Почитай отца и мать.

 Не убивайте ни одного существа.

 Не прелюбодействуй.

 Не лги.

 Не бери чужого.

 Будь справедливым на суде.

 Не завидуй.

 Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.

 Крепко держитесь союза с Богом вашим.

 Не убивай, но спасай чужую жизнь.

 Не бери то, что тебе не принадлежит.

 Не прелюбодействуй.

 Не лги.

 Почитай старших.

 Нельзя пустословить и разводить сплетни.

 Нельзя унижать других.

 Нельзя быть алчным и скупым.

 Нельзя причинять кому-либо вред.

 Не отрицай существование Будд, прошлых и будущих жизней.

                                                         

  Лист исследования

Тема исследования: Нравственные заповеди в религиях мира.

Проблема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

Этапы исследования

Задания

Результаты исследования

Самооценка

I этап

Сравнить нравственные заповеди религий мира и выяснить, что общего существует в этих заповедях.

1.

2.

3.

4.

5.

II этап

Придумать по 3 правила: 3 группа – правила по отношению к друзьям.

1.

2.

 

Работа в группах

Общие заповеди во всех религиях

        

                                                                                                Большое и доброе сердце

Рефлексия урока

В школьном историко-краеведческом музее им. Г.-Д.Э.Дамбаева.

Проект «Мой прадед – защитник Родины»

Урок по теме «Народные праздники» в школьном историко-краеведческом музее им. Г.-Д.Э.Дамбаева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уроки нравственности и доброты"

Программа по внеурочной деятельности....

Урок нравственности "Мир доброты"

Урок  нравственности продолжает формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость....

Интегрированный урок окружающего мира, технологии и ОРКСЭ. Тема: Поговорим о доброте. «Добрый человек придёт, словно свету принесёт»

Ф. И. О. учителяСайко Анна ГригорьевнаКласс4 БПредметОкружающий мирДата проведения18.12.2015Присутствовалиучителя, руководитель ГМО начальных классовЦель:развивать представления учащихся о добре, потр...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...