Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Род и семья». 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Скопина Елена Валерьевна

ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики   Класс: 4 класс

Модуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Цель урока:

Представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений.

 

Задачи

1. расширить представления о семье, ее роли и месте в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности»

2. развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений;

развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями;

3. развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы

4. развитие творческой активности, развитие речи.

5. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

6. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

7. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skopina_e.v._rod_i_semya.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Скопина Елена Валерьевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Колпинского района Санкт –Петербурга

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ПРЕДМЕТ: Основы религиозной культуры и светской этики   Класс: 4 класс

Модуль: светская этика Тема урока: Род и семья – исток нравственных отношений

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Цель урока:

Представить детям образ семьи как великую духовную ценность, источник нравственных отношений.

Задачи

1. расширить представления о семье, ее роли и месте в жизни человека через понятия «семья», «род», «родословная», «фамилия», «семейные ценности»

2. развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений;

развитие нравственных качеств, необходимых для будущей семьи и необходимых, для добрых взаимоотношений с родителями;

3. развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы

4. развитие творческой активности, развитие речи.

5. воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным;

6. подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека;

7. показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО)

Предметные

  • Познакомить с определением понятий род и семья.
  • Познакомить с историей происхождения родовых фамилий, гербов.
  • Расширить понятия семейные отношения и семейные обязанности.
  • Учить составлять смешанную восходящую родословную.

Метапредметные

Регулятивные

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать  оценку деятельности  на уроке.

Коммуникативные

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

Познавательные

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных схем.

Личностные

  • воспитание бережных, добрых отношений к семье, каждому члену семьи;
  • воспитание интереса и любви к семейным традициям;
  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развитие способности к общению на основе взаимного уважения и диалога;
  • укрепление преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Методическое и дидактическое

Программа комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  1.  «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей
  3. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.
  4. Физкультминутка «Зажигай» Долгих В.В. Учитель начальных классов МКОУ СОШ №7.
  5. Рабочий лист.
  6. Образец родового древа, родового герба, шаблоны для составления схем, цитаты, стихи на тему «Семья»; тексты  притчи, мультимедийная презентация.

Материально-техническое

Электронная доска.

Компьютер для учителя.

Программное обеспечение

Программы: Microsoft Office Word, Internet Explorer 

Виды деятельности:

Беседа, отгадывание ребусов, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах, составление схемы, работа с иллюстративным материалом, работа со словарем.

Основные термины и понятия:

 Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции, заповеди

КОНСПЕКТ

1.

1.  Организационный этап.

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

- Ребята, узнать о чём мы с вами сегодня будем говорить, нам помогут ребусы. (Слайд 2)

- Отгадайте их.

Разгадывают два ребуса:

- род, семья

1 мин

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

- Давайте сформулируем тему урока (Слайд3)

- Учащиеся вставляют слова из ребуса и формулируют тему урока. Записывают тему на рабочий лист.

1 мин

Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме.

3.

Актуализация знаний.

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Как вы понимаете значение слов «род»,  «семья»? Как образованы эти слова?

- Задумывались ли вы над смыслом, значение слов «семья», «род», «родословная»? Как возникли наши фамилии?

- Пользуясь учебником, скажите, как назывались первые объединения людей. (Слайд 4.)

- Ответы детей

- Открывают учебник с. 38, находят ответ.

- Род и семья  (записывают на рабочем листе)

2 мин

Коммуникативные:

  • уметь донести свою позицию до собеседника;
  • уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4.

Усвоение новых знаний.

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

1) Работа с понятием «РОД», «родословная»

- А знаете ли вы, что когда-то очень давно вовсе не было такого понятия?

Вот послушайте…

-Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике.

- Рассмотрим родословную. (Слайд 5)

- Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род»

- Подберите к слову «род» как можно больше родственных слов.

- Какая пара подобрала максимальное количество слов?

2). Работа с понятием «семья» 

- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит.

- Работа со словарями

- Давайте посмотрим, какое толкование слова «семья» нам дают различные словари? (Учитель дает ученикам словари).

- Что объединяет эти определения? (Слайд 6)

- Семьи все разные. А чем они отличаются?

Знакомство с семейными заповедями.

- Семья – это особый союз, где все друг другу помогают, где человек старается согласовать свои действия с жизнью остальных. (Слайд 7)

- А какие правила, заповеди соблюдаются в вашей семье?

-Как вы понимаете значение слов – слушаться родителей?

-Могут ли дети сами готовить себе еду, одеваться, делать домашние дела? У кого этому нужно учиться?

- А какие же заповеди должны жить в семье?

– Давайте прочитаем семейные заповеди. (Слайд 8)

Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия. (Слайд 9)

- А знаете ли вы, одним из символов рода является фамилия? Чаще всего представители рода носят одну фамилию, которая передаётся  по мужской линии.

- Давайте рассмотрим  и заполним схему «Происхождение фамилии». (Слайд 10)

- Знатный род имел свой герб. (Слайд 11)

- Рассказывает подготовленный ученик:      

    « Давным-давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть, жили они дружно все рядом да ладом - вот и называли в старину людей, которые жили рядом и имели общих предков – родом».

-Учебник с.38, первый абзац.

Род- люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии (записывают на рабочем листе)

-Ученики работают в парах, подбирают однокоренные слова к слову «РОД» (родство, родители, Родина, народ
родословная, родня, родственники, родичи и т.д.)

- Подсчитывают количество слов.

- Высказывания ребят.

- 3 ученика в словарях находят определение слова «семья»                        ( словарь Ожегова, Ушакова, словарь эпитетов). 

  • Группа живущих вместе близких родственников.
  • Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
  • Группа живущих вместе родственников.

- Ответы детей

Ответы детей: своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение

Ответы детей: помогать друг другу, жить в любви, уважать друг друга, слушаться старших, не ссориться, помогать по хозяйству.

Ответы детей: слышать их, выполнять их поручения, просьбы.

Ответы детей: у своих родителей.

В семье есть особый порядок, при котором старшие, более опытные в жизни, помогают младшим, менее знающим.

Ответы детей.

Дети читают: Почитай отца, мать

  1. Возлюби ближнего своего, как самого себя.
  2. Делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе.
  3. Не огорчай никого.

- Обсуждение

- Ответы детей. Пишут на рабочем листе.

- Работа на рабочем листе (Происхождение фамилии:- от названия животного, от названия места, где жили, от профессии или прозвища, от отчества)

20 мин

Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Познавательные:

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностные: 

-нравственные отношения к семье, родителям;

-интерес и любовь к семейным традициям

-формирование семейных ценностей: заботы, согласия, любви, почитания старших, ответственности каждого за доброе имя семьи.

5.

Физкультминутка «Зажигай»

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

Слайд 12 -21

- Учащиеся выполняют действия под музыку

2 мин

Личностные: Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

6.

Проверка понимания

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

- А знает ли кто-нибудь из вас об истории образовании вашей фамилии? Выскажите свои предложения, с учётом полученной информации. (Слайд 22)

- Работа с учебником.

- Что такое родословная?

- Как определяется родство?

- Как характеризуются родственные нравственные отношения? (Слайд 23)

- Какие особые неравные отношения стали различать люди? (Работа с понятиями) (Слайд 24)

- Какие роли выполняют в семье старшие? (Слайд 25)

- Какие роли могут выполнять члены семьи?

- Какие семейные обязанности существуют?

- Какая я  главная задача стоит перед родом и семьей? (Слайд 26)

Ответы детей

- Ребята находят ответы на вопросы, пользуясь тестом учебника или высказывают свои мнения. По ходу заполняют рабочий лист.

- Система родства (заполняют часть родословной).-

- По рождению, по усыновлению.

- Взаимная любовь родителей и детей, старшего и младшего поколений.

- Иерархию, субординацию.

- Важные, ответственные.

- Отец, мать, сын, дочь, внук.

- Воспитание детей, забота об их образовании, обеспечение средствами.

- Дать жизнь детям, вырастить и воспитать их, создавая благоприятные условия жизни.

12 мин.

Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Познавательные:

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Личностные: 

-нравственные отношения к семье, родителям;

-интерес и любовь к семейным традициям

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

- Ребята предлагаю вам три задания по теме нашего урока (на выбор)

1.Нарисовать свою семью и узнать историю происхождения своей фамилии

2.Составить семейное древо своей семьи (учитель раздает шаблон)

3.Нарисовать герб семьи.

- Ребята выбирают задание, задают вопросы по его выполнению.

3 мин.

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

8.

Рефлексия (подведение итогов).

Действия учителя

Действия учеников

Хронометраж

УУД

-Подведём итог нашего урока, давайте прочитаем стихотворение «цепочкой»

- Эмоциональная рефлексия

- Деятельностная рефлексия

-Учащиеся читают «цепочкой» стихотворение

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- рисуют смайлик

- на Дереве успехов рисуют:

  • яблочко-всё удалось,
  • цветок-неплохо поработал, но что-то не совсем получилось,
  •  листик-сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

4 мин

Регулятивные: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Личностные: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Сочетание ЖИ-ШИ.

Урок обучения грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"Цель: Формировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Жить - Родине служить. Звук [й,]. Буквы Й, й.

Цель: Познакомить учащихся с буквами Й, йЗадачи: 1. Развивать фонематический слух, логическое мышление, речь;               2. Сов...

Методическая разработка конспекта урока по внеклассному чтению в 1 классе по теме:"В гостях у деда Клима"

Данный конспект урока познакомит с Муромским сказочником И.Н.Климовым, его творчествои и жизнью, разные формы работы испульзуемые на уроке покажут многогранность и доступность усвоения учебных задач, ...

Методическая разработка. Конспект урока по музыке для 2-го класса по теме "Молитва"

Методическая разработка содержит конспект урока музыки в коррекционной школе и презентацию к уроку. Класс: 2 классТема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…»Те...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: «Семейные праздники». 4 класс

Тема урока: Семейные праздники.Цель: - Систематизировать знания о видах праздников. Больше узнать о семейных праздниках.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания учащихся о многообразии праздников, п...