Урок Тема: «Принятие христианства на Руси».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Материал урока формирует у учащихся знания об исторических обстоятельствах , связанных с Крещением Руси. о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том , какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целого народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
1 урок
Тема: «Принятие христианства на Руси».
Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ИКТ
Цель урока: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.
Задачи урока:
1.Формировать у учащихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
2 развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
3.Воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси - это представление, о России, стремящейся к святости
Ожидаемый результат:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности
Метапредметные результаты:
- установление причинно-следственных связей между явлениями;
- составление рассказа по теме урока и формулирование ответов на вопросы;
- фиксирование удовлетворённости/ неудовлетворённости своей работой на уроке
Предметные результаты:
- формирование представления о Великом князе земли Русской – Владимире;
- формирование умения рассказывать историю принятия христианства на Руси
Оборудование урока: презентация, ноутбук, экран, план-конспект, «словарь Ожегова»,
ХОД УРОКА:
1.Этап мотивации учебной деятельности
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?
-Тогда начнём наш урок.
- Сегодня на уроке у нас гость отец Александр. Давайте поприветствуем его. Он пришёл к нам на урок не просто так. Скоро вы об этом узнаете.
Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учеников к самостоятельному построению нового знания и организовать фиксацию каждым учеником необходимости его построения.
Наш урок я хотела бы начать со слов Ф.М.Достоевского: Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком, Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу! Прочитайте тему урока. ( слайд 1)
- Крещение Руси.
- Что вы хотели бы узнать по этой теме?(высказывания детей)
- В конце урока вы должны знать и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси.
Формулирование проблемного вопроса.
-Все ли люди в нашем мире верят в Бога? (Нет)
- Вы правы, не все люди верят в Единого Бога, в истории нашей страны были великие правители – князья, которые не сразу были православными, а только после испытаний пришли к Православной вере. Одним из таких князей был Князь Владимир Святославович. В народе его называют Владимир “ Красное Солнышко”.
Отец Александр вам расскажет о том как произошло принятие христианства на Руси.
Первичное усвоение новых знаний
Рассказ отца Александра о крещении Руси.( слайд2)
- До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и
другим.(слайд 3)
Родился Князь Владимир в 963 году и воспитывался своим дядей – язычником Добрыней.
Владимир вырос хорошим воином, смелым и мужественным, но далеким от православной веры. Он сражался со своим братом – Ярополком, исповедующим Православие – и
победил его. Победив брата, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы.(слайд 4)
Однажды Владимир победил множество врагов и захотел принести богу Перуну большую жертву, чтобы хорошо отблагодарить его за помощь.
Старцы и бояре сказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын. Прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.
Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: “Пал жребий на твоего
сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву”. Варяг отвечал: “У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но
сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и
кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”.
Посланные рассказали эти речи народу, толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял в сенях с сыном. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам”. Он отвечал: “Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочите?” Яростный крик был ответом толпы, которая
бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.” (Из книги С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”)
Благодаря этим людям – Федору и Иоанну – князь впервые задумался, а так ли хороша его вера? Так ли сильны его боги, которые не пришли за мальчиком – варягом?
Князь стал искать ответы на эти вопросы. Для этого он стал приглашать проповедников разных стран, расспрашивал об их вере, выбирал веру не только для себя, но и для всего русского народа. Больше всех вер князю Владимиру понравилась “вера греков” - вера, которую приняла бабушка князя – княгиня Ольга. Греческий проповедник рассказывал князю о православии и произвел на него самое сильное впечатление, но князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу и убедиться в том, что это и есть его выбор( слайд ).
Послы рассказывали: “Когда пришли мы в греческую церковь, то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками
живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой”.
Князь после долгих размышлений выбрал православную веру, но не хотел подчиняться грекам, поэтому вместо принятия Крещения пошел войной на греков и завоевал Херсонес. Отсюда он просил греческих правителей отдать ему в жены их сестру Анну.
Ему было отказано, потому что князь не был христианином, а Анна была христианкой. В ответ на это Владимир согласился принять христианство и креститься.
Прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь Владимир ослеп.
На то был промысел Божий. Господь показал князю истинность веры, Он приготовил князя к великому Таинству Крещения – Возрождению его души.
- В 988 году князь Владимир принял таинство Крещения с именем Василий. Выйдя из купели, он воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!” и прозрел не только телесно, но и душевно.( слайд 9, )
- Возвратившись в Киев, князь стал добрым князем и начал вести жизнь христианскую.
- Но главным событием, произошедшем в 988 году является Крещение Руси. Князь велел всем жителям Киева в назначенный день прийти к реке Днепр, чтобы принять Крещение. Вот как писал летописец об этом событии: “ В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцом и святым Духом”. ( слайд 11)
А далее летописец продолжает: “Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря православия явилась, и солнце Евангельское землю нашу осияло”.После Киева и его окрестностей святая вера православная стала распространяться по всей Руси. Строились храмы, открывались школы для священников, иконописцев, переводились книги с греческого языка на славянский, происходило объединение и укрепление русских земель.
Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.
- Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или большую купель) с призванием Бога и надеждой на Его помощь.
-После Крещения человеку надевают крест.
- Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа.( слайд 10)
Князя Владимира называют Равноапостольным (равный Апостолам) ( слайд13)
Апостолы – ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всей земле, а князь Владимир привел в христианство весь русский народ, крестившись сам и крестив своих сыновей.
Князь, после принятия Православия, стал добрым, как солнце, ласковым и любящим своих подданных.
Физминутка
- Первичная проверка понимания
- В начале урока мы упоминали о том ,что народ назвал своего князя – Владимир Красно Солнышко. Как вы думаете, почему?
-Почему Владимир решил крестить Русь?
-Кто принял участие в становлении христианства на Руси?
-Куда отправил князь своих послов?
-Где крестился сам Владимир и народ Руси?
-Каким образом христианство повлияло на культуру Руси?
-Как вы думаете ,был ли выбор князя Владимира мудрым?
Первичное закрепление.
Задание: сформулировать вопросы для одноклассников по рассказу отца Александра.
- Почему
- Кто
- Куда
- Где
- Каким образом
- Как вы думаете
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Как вы думаете, были ли другие известные люди в нашей истории, которые пришли к вере не сразу, а пройдя через испытания? (да)
- Вашим домашним заданием будет следующее: найти и подготовить информацию о человеке, который, пройдя через трудности и испытания, стал истинно православным и причислен Синодом Православной Церкви к Лику Святых.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Вам понравился урок? Вам было интересно?
-Давайте поблагодарим отца Александра за интересный и познавательный рассказ.
- Я думаю, что после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-161267-1378048474.jpg)
Тест по культуре родного края по теме "Принятие христианства на Руси". 4 класс.
Проверочный по изученной теме "Принятие христианства на Руси"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/05/picture-252567-1378356047.jpg)
Принятие христианства на Руси
Презентация по окружающему миру на тему "Крещение Руси. Принятие христианства"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/22/picture-69931.jpg)
Принятие христианства на Руси
Данная работа выполнена к урокам окружающего мира в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Может быть использована и в других УМК....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990211-1514352676.jpg)
Электронное пособие по теме "Принятие христианства на Руси"
Пособие представляет собой структуру урока окружающего мира по данной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175184-1357790497.jpg)
Тест по окружающему миру на тему "Принятие христианства на Руси"
Проверка знаний по изученной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-1145729-1589979064.jpg)
Конспект урока «Принятие христианства на Руси» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин принятия христианства.Планируемые ...