Урок Тема: «Принятие христианства на Руси».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мамакова Вера Васильевна

 Материал урока формирует у учащихся  знания об исторических обстоятельствах , связанных с Крещением Руси. о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том , какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по ОРКСЭ25.55 КБ

Предварительный просмотр:

1 урок

Тема: «Принятие христианства на Руси».

Тип урока: урок открытия нового знания с использованием ИКТ

Цель урока: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.

Задачи урока:

1.Формировать у учащихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

2 развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;

3.Воспитывать   чувства   осознания   того,   что   представление   о   Святой   Руси        - это представление, о России, стремящейся к святости

Ожидаемый результат:

  • Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе учебной деятельности
  • Метапредметные результаты:

  • установление причинно-следственных связей между явлениями;
  • составление рассказа по теме урока и формулирование ответов на вопросы;
  • фиксирование удовлетворённости/ неудовлетворённости своей работой на уроке
  • Предметные результаты:

  • формирование представления о Великом князе земли Русской – Владимире;
  • формирование умения рассказывать историю принятия христианства на Руси

Оборудование урока: презентация, ноутбук, экран, план-конспект, «словарь Ожегова»,

ХОД УРОКА:

1.Этап мотивации учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

  • Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  • Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

-Тогда начнём наш урок.

  • Сегодня на уроке у нас гость отец Александр. Давайте поприветствуем его. Он пришёл к нам на урок не просто так. Скоро вы об этом узнаете.
  1. Актуализация знаний

Цель: подготовить мышление учеников к самостоятельному построению нового знания и организовать фиксацию каждым учеником необходимости его построения.

Наш урок я хотела бы начать со слов Ф.М.Достоевского: Без Бога нация — толпа,

Объединённая пороком, Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, — жестока.

И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу! Прочитайте тему урока. ( слайд 1)

  • Крещение Руси.
  • Что вы хотели бы узнать по этой теме?(высказывания детей)
  • В конце урока вы должны знать и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси.
  1. Формулирование проблемного вопроса.

-Все ли люди в нашем мире верят в Бога? (Нет)

  • Вы правы, не все люди верят в Единого Бога, в истории нашей страны были великие правители – князья, которые не сразу были православными, а только после испытаний пришли к Православной вере. Одним из таких князей был Князь Владимир Святославович. В народе его называют Владимир “ Красное Солнышко”.

Отец Александр вам расскажет о том как произошло принятие христианства на Руси.

  1. Первичное усвоение новых  знаний

Рассказ отца Александра о крещении Руси.( слайд2)

  • До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и

другим.(слайд 3)

Родился Князь Владимир в 963 году и воспитывался своим дядей – язычником Добрыней.

Владимир вырос хорошим воином, смелым и мужественным, но далеким от православной веры. Он сражался со своим братом – Ярополком, исповедующим Православие – и

победил его. Победив брата, он стал править в Киеве, поставил идолы языческих богов и стал приносить им жертвы.(слайд 4)

Однажды Владимир победил множество врагов и захотел принести богу Перуну большую жертву, чтобы хорошо отблагодарить его за помощь.

Старцы и бояре сказали: “Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам”. В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын. Прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.

Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: “Пал жребий на твоего

сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву”. Варяг отвечал: “У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниет, ни едят, ни пьют, ни говорят, но

сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и

кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? Сами деланные. Не дам сына своего бесам!”.

Посланные рассказали эти речи народу, толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял в сенях с сыном. Народ кричал ему: “Дай сына своего богам”. Он отвечал: “Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочите?” Яростный крик был ответом толпы, которая

бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их.” (Из книги С.М.Соловьева “История России с древнейших времен”)

Благодаря этим людям – Федору и Иоанну – князь впервые задумался, а так ли хороша его вера? Так ли сильны его боги, которые не пришли за мальчиком – варягом?

Князь стал искать ответы на эти вопросы. Для этого он стал приглашать проповедников разных стран, расспрашивал об их вере, выбирал веру не только для себя, но и для всего русского народа. Больше всех вер князю Владимиру понравилась “вера греков” - вера, которую приняла бабушка князя – княгиня Ольга. Греческий проповедник рассказывал князю о православии и произвел на него самое сильное впечатление, но князь отправил 10 послов в Константинополь, чтобы увидеть своими глазами православные храмы, услышать православную службу и убедиться в том, что это и есть его выбор( слайд ).

Послы рассказывали: “Когда пришли мы в греческую церковь, то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. На самом деле с греками

живет Истинный Бог. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой”.

Князь после долгих размышлений выбрал православную веру, но не хотел подчиняться грекам, поэтому вместо принятия Крещения пошел войной на греков и завоевал Херсонес. Отсюда он просил греческих правителей отдать ему в жены их сестру Анну.

Ему было отказано, потому что князь не был христианином, а Анна была христианкой. В ответ на это Владимир согласился принять христианство и креститься.

Прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, князь Владимир ослеп.

На то был промысел Божий. Господь показал князю истинность веры, Он приготовил князя к великому Таинству Крещения – Возрождению его души.

  • В 988 году князь Владимир принял таинство Крещения с именем Василий. Выйдя из купели, он воскликнул: “Теперь я познал истинного Бога!” и прозрел не только телесно, но и душевно.( слайд 9, )

  • Возвратившись в Киев, князь стал добрым князем и начал вести жизнь христианскую.

  • Но главным событием, произошедшем в 988 году является Крещение Руси. Князь велел всем жителям Киева в назначенный день прийти к реке Днепр, чтобы принять Крещение. Вот как писал летописец об этом событии: “ В одно время вся земля наша восславила Христа со Отцом и святым Духом”. ( слайд 11)

А далее летописец продолжает: “Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря православия явилась, и солнце Евангельское землю нашу осияло”.После Киева и его окрестностей святая вера православная стала распространяться по всей Руси. Строились храмы, открывались школы для священников, иконописцев, переводились книги с греческого языка на славянский, происходило объединение и укрепление русских земель.

Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.

  • Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или большую купель) с призванием Бога и надеждой на Его помощь.

-После Крещения человеку надевают крест.

  • Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа.( слайд 10)

Князя Владимира называют Равноапостольным (равный Апостолам) ( слайд13)

Апостолы – ученики Иисуса Христа проповедовали христианство по всей земле, а князь Владимир привел в христианство весь русский народ, крестившись сам и крестив своих сыновей.

Князь, после принятия Православия, стал добрым, как солнце, ласковым и любящим своих подданных.

  1. Физминутка

  1. Первичная проверка понимания

  • В начале урока мы упоминали о том ,что народ назвал своего князя – Владимир Красно Солнышко. Как вы думаете, почему?

-Почему Владимир решил крестить Русь?

-Кто принял участие в становлении христианства на Руси?

-Куда отправил князь своих послов?

-Где крестился сам Владимир и народ Руси?

-Каким образом христианство повлияло на культуру Руси?

-Как вы думаете ,был ли выбор князя Владимира мудрым?

  1. Первичное закрепление.

Задание: сформулировать вопросы для одноклассников по рассказу отца Александра.

  1. Почему

  1. Кто         
  2. Куда          
  3. Где          
  4. Каким образом          
  5. Как вы думаете         

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

-Как вы думаете, были ли другие известные люди в нашей истории, которые пришли к вере не сразу, а пройдя через испытания? (да)

  • Вашим домашним заданием будет следующее: найти и подготовить информацию о человеке, который, пройдя через трудности и испытания, стал истинно православным и причислен Синодом Православной Церкви к Лику Святых.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Вам понравился урок? Вам было интересно?

-Давайте поблагодарим отца Александра за интересный и познавательный рассказ.

  • Я думаю, что после этого урока, вы станете еще более внимательны друг к другу и к своим родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.
  • Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по культуре родного края по теме "Принятие христианства на Руси". 4 класс.

Проверочный по изученной теме "Принятие христианства на Руси"...

Принятие христианства на Руси

Презентация по окружающему миру на тему "Крещение Руси. Принятие христианства"...

Принятие христианства на Руси

Данная работа выполнена к урокам окружающего мира в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Может быть использована и в других УМК....

Принятие христианства на Руси

Урок окружающего мира 3 класс...

Электронное пособие по теме "Принятие христианства на Руси"

Пособие представляет собой  структуру урока окружающего мира по данной теме....

Конспект урока «Принятие христианства на Руси» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного  наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин принятия христианства.Планируемые ...