Конспект урока ОРКСЭ на тему: "В развитии добрых качеств - творение души"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Столбова Валерия Александровна

Конспект урока ОРКСЭ на тему: "В развитии добрых качеств - творение души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc925.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:        12.11.2019                                                                        ФИО учителя: Ходыкина Марина Юрьевна

Школа: МАОУ СОШ 152                                                        ФИ студента: Столбова Валерия, Валеева Анастасия  

Класс: 4-В                                                                                ФИО методиста:  Мухина Ирина Георгиевна

Кабинет:  219   

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Тема: В развитии добрых качеств - творение души

Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека, духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

Планируемые результаты

Предметные

знать: определение понятий «душа», «дух», «духовность»;

уметь: различать понятия «душа» и «дух», «духовность» и «нравственность»;

Личностные: иметь представление о духовно-нравственных качествах, системе духовных ценностей; проявлять чувства сопереживания.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Шемшурина А.И. 4 кл. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учебник. – М: Просвещение, 2017. – 159 с.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: монолог учителя

Наглядный: презентация

1 мин

Парная  форма работы

Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Нас зовут Валерия Александровна и Анастасия Николаевна. Мы сегодня проведем у вас урок ОРКСЭ.

Мы считаем, что каждый урок должен начинаться с улыбки. Поэтому подарите свои улыбки нам и своему соседу по парте. Присаживайтесь.

За активную работу на уроке будете получать ромашки. В конце урока определим самого активного в классе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: чтение стихотворения под музыку

Наглядный: учебная презентация

Словесный: обсуждение стихотворения

2 мин

Фронтальная форма работы

Чтение стихотворения. Подведение к теме

(Звучит музыка Л.В.Бетховен «Лунная соната», в этот момент читается отрывок из стихотворения)

-Послушайте стихотворение – приготовьтесь ответить на вопросы:

1)о чем идет речь в стихотворении?

2) что этими словами хотел сказать автор?

Птице невозможно жить без крыльев

Человеку – невозможно без души!

Кто ни разу не мечтал о звёздах,

Не поймёт, чем звёзды хороши.

Человеку многое по силам!

И не зря душа ему дана.

Он способен стать счастливым!

Он способен делать чудеса!

Все свои тревоги и сомненья

Человеку просто разрешить:

Надо оставаться человеком!

И в ладу с Душою своею жить!

Когда душою человек живёт,

Ему доступны чудеса любые!

Он свет души другим несёт

И с ним становится

Светлее в этом мире!

(Маргарита Дементьевна)

-О чем же идет речь в произведении?

-Что хотел сказать автор этих слов?

 

Слушают стихотворение. Готовятся отвечать на вопросы.

-О душе человека

-Внутри у человека есть душа. 

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

III. Постановка учебной задачи

Практический: составление фразеологизмов

Словесный: объяснение значения фразеологизмов

Наглядный: учебная презентация

4 мин

-На слайде написаны слова. Составьте фразеологизмы из этих слов.

-Вспомним, что такое фразеологизмы?

1. Душа пятки в ушла.

2. Душе на скребут кошки.

3. Душа душу в.

4. Камень души с свалился.

-Расскажите, как вы понимаете эти фразеологизмы.

-Какова тема урока?

Какие цели поставим?

-Как вы понимаете слова «В развитии добрых качеств – творение души»?

Фразеологизм – это устойчивое выражение.

  1.  Душа в пятки ушла – испугаться сильно.
  2. На душе кошки скребут – становится тревожно, неспокойно.
  3. Душа в душу – очень дружно, слаженно.
  4. Камень с души свалился – на душе стало спокойно.

- В развитии добрых качеств - творение души

-узнать, что такое «душа»;

-узнать, какая бывает душа.

-Если человек будет развивать в себе только положительные качества, то в и будет изменяться его душа, посыл к другим людям

Р: целеполагание

К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; использование монологического высказывания;

IV. Открытие нового знания

Наглядный: демонстрация слайдов

Практический: словарная работа; поиск определения

Словесный: чтение определения понятия

Практический: работа с учебником – поиск необходимой информации

Словесный: постановка выводов

Словесный: обсуждение вопросов учителя

Практический: запись прилагательных на «ромашке»

Словесный: чтение записанных прилагательных

Наглядный: «ромашка»

Словесный: обсуждение

Практический: рисунок своей души

Словесный: описание своей души, при необходимости – использование речевых опор

2 мин

3 мин

5 мин

        Фронтальная форма работы

-Ребята, вот мы с вами все говорим и говорим про душу. А что же это вообще такое?

-Для более точного определения, нам помогут словари. Обратимся к словарю С.И. Ожегова.

Словарная работа

-Прочитай, пожалуйста, определения слова «душа».

-Только посмотрите, сколько значений у слова «душа»!

-Где ещё можно посмотреть определение?

-Откройте учебники на стр.49 найдите определение слова «Душа»

и прочитайте его.

-Что нужно делать, чтобы душа была в порядке?

-Чтобы душа была в порядке, нужно оберегать ее, совершать благие поступки.

У каждого человека есть видимое тело, и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе.

-Кто-то думает, что душа находится в пятках, в сердце, в теле или даже в голове. А где живет ваша душа?

Групповая форма работы

-Вспомним правила работы в группе.

-Разделитесь на группы по 4 человека.

-С помощью прилагательных заполните все лепестки ромашки и опишите, какая может быть душа у человека.

Старайтесь не повторяться.

-Отлично, все ромашки дошли до меня. Давайте узнаем, какая же должна быть душа, по вашему мнению.

-Какие качества вы бы взяли для своей души? Почему?

-Вы большие молодцы, я надеюсь, что у каждого именно такая душа: открытая, добрая, отзывчивая.

-А сейчас попробуйте заглянуть в свою душу и представить, какая она. Придумайте небольшой рассказ про свою душу. Пример речевых опор на слайде – если хотите, можете ими воспользоваться.
«Моя душа …»

«Когда мне грустно…»

«Когда я радуюсь…»

«Мне на душе тяжело, когда…»

«От всей души я …»

«Моя душа поет, когда…»

И т.д.

-Кто готов поделиться рисунком своей души и рассказать о ней?

Ответы детей

-Душа – 1.Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. В религиозных представлениях: нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

-В учебнике

- Душа – это суть человека, его внутренний мир.

-Делать добрые поступки, позитивно мыслить и т.д.

Ответы детей

Записывают прилагательные на ромашке. У каждого ряда ромашка, на лепестках которой они их записывают. Например: отзывчивая, трусливая, огромная, открытая, жестокая, завистливая, добрая.

Ответы нескольких детей

.

Составляют рассказ.

Озвучивают свой рассказ про душу.

Напр.:

Моя душа светлая и добрая.

Когда мне грустно, моя душа тоскует. Тогда я занимаюсь своим любимым увлечением: читаю книги, рисую или танцую.

Когда я радуюсь – моя душа поет.

Когда я вижу бездомных животных или людей без определенного места жительства – мне становится тяжело на душе. 

Р: поиск информации в предложенных источниках;

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

К: формулирование собственного мнения и позиции;

П: выявление существенного

К: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

К: использование монологического высказывания;

Динамическая пауза.

1 мин

-Ребята, сейчас мы немного разомнемся

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: беседа

Практический: работа в тетради

5 мин

Фронтальная работа

На слайде фразы: душа поёт, душа болит

Как вы понимаете выражение «душа поет»?

Как вы понимаете выражение «душа болит»?

Как вы думаете, как связаны понятия душа и духовность?

Найдите в тексте на с.49.Прочитайте.

Человек душевный, т.е. с душой - это добрый человек.

А что значит бездушный человек?

Как вы понимаете выражение «близкие по духу»? (с.51)

А что же такое духовность?

Записываем это понятие в свою тетрадь. Духовность – это то, что скрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно. Такая душа вбирает в себя все доброе.

-Когда все здоровы, когда смог не солгать, т.е пересилил себя, очень хотелось, когда не пожадничал;

-Когда уехал в командировку папа, когда заболела мама, когда злюсь, когда поступаю неправильно

Записываем определения

Неспособный к какому-либо чувству, бессердечный;

Получается, что близкие по духу люди близки по своему внутреннему миру

Духовность – это направленность души на высокие смыслы жизни.

П: внесение корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен);

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

К:формулирование собственного мнения и позиции;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: работа со словами

Словесный: ответы на вопросы

4 мин

 Индивидуальная работа

На столах детей лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело. На доске слова – летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, полнеть, любить, расти.

Выберите из данных слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки. Если трудно одному, можете работать в паре.

Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело.

А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу.

Как вы думаете, душа, как и тело растет до определённого возраста?

Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– Ребята, благодаря чему растет наша душа?

Дети приводят разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, полнеть, расти.

Тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно.

Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением существен-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной;

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

П: установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;

VII. Включение в систему знаний

Словесный:инсценировнаие сказки

5 мин

Чтение сказки по ролям.

2 ученика разыгрывают, остальные внимательно смотрят и слушают. В конце сказки будут вопросы.

«Где находится душа?»(Приложение 1)

Ответы на вопросы

О чём говорится в сказке?

Кто главные герои?

Душа и тело-одно и то же?

Как нужно ухаживать за душой?

А что будет, если не ухаживать за своей душой?

Слушают и смотрят внимательно

О душе

Бабушка и внучка

Нет,с телом мы рождаемся, а душа появляется в течении жизни

Помогать людям,впускать в свое сердце

В душе появится сорняк и душа не будет расти

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: подведение итогов, самоанализ

2 мин

Чтение рассказа В.А.Сухомлинского (с.50). О том, что значит быть человеком поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: найти изречение мыслителя о красоте души и записать его в тетрадь.

Давайте посчитаем ромашки, и узнаем кто самый активный. Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу вам пожелать духовного роста и всего наилучшего. Спасибо за урок.

Читают рассказ

Считают ромашки, записывают домашнее задание

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

«Где находится душа?»

— Где находится душа? — спросила внучка бабушку.

— Душа находится внутри каждого человека, там она растет и развивается — ответила она ей.

— Как растёт? Как цветы в нашем саду?

— Да, милая.

— А душа и тело - это одно и то же?

— Нет, милая. Когда человек рождается, тело у него есть в любом случае. А душа - это то, что хранится глубоко внутри. Это семя, которое ты должна прородить, за которым ты должна ухаживать.

— А если не ухаживать за своей душой?

— Тогда внутри этого человека поселяется сорняк. Он обвивает человека изнутри, не давая ему расти.

— Бабушка, а как надо растить и развивать свою душу? Цветы я поливаю водой, чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.

— Ты, внучка, правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за душой внутри тебя.

— Поливать ее водой? — засмеялась девочка.

— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Душа умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами.

И тогда душа расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.

«Где находится душа?»

— Где находится душа? — спросила внучка бабушку.

— Душа находится внутри каждого человека, там она растет и развивается — ответила она ей.

— Как растёт? Как цветы в нашем саду?

— Да, милая.

— А душа и тело - это одно и то же?

— Нет, милая. Когда человек рождается, тело у него есть в любом случае. А душа - это то, что хранится глубоко внутри. Это семя, которое ты должна прородить, за которым ты должна ухаживать.

— А если не ухаживать за своей душой?

— Тогда внутри этого человека поселяется сорняк. Он обвивает человека изнутри, не давая ему расти.

—Бабушка, а как надо растить и развивать свою душу? Цветы поливаю водой,чтобы они не засохли, граблями рыхлю землю, чтобы к корешкам цветов доходил воздух. Сорняки вокруг них вырываю с корнем.

—Ты,внучка,правильно ухаживаешь за своей клумбой. Так же надо беречь и ухаживать за душой внутри тебя.

— Поливать ее водой? — засмеялась девочка.

— Нет, поливать не надо, — улыбнулась бабушка. Помогать людям в беде и искренне сочувствовать им. Впускать в своё сердце, как воздух любовь и доверие к людям. Душа умирает от злых поступков, как цветы умерли бы от того, если бы их растоптали ногами.

И тогда душа расцветёт в твоём сердце большим, красивым цветком, и ты вырастешь отзывчивым и милосердным человеком. А в сердце не останется места для злых и некрасивых поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло".

Ознакомить с понятием  добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас уча...

Конспект урока ОРКСЭ "В развитии добрых чувств - творение души" 4 класс

Конспект урока ОРКСЭ модуль "Светская этика", 4 класс, тема "В развитии добрых чувств - творение души", автор учебника Шемшурина А.И....

Конспект урока "В развитии добрых чувств- творение души"

Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...

Конспект урока по ОРКСЭ " В развитии добрых чувств- творение души", 4 класс

Цели деятельности учителя: Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-гот...

Конспект урока по теме: «В развитии добрых чувств - творение души» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-готовнос...

Конспект урока ОРКСЭ по теме «Человек рождён для добра».

Тема. Человек рождён для добра.Цель:  Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.Задачи:- образовательные: - помочь осмыслить понятия «...

В развитии добрых чувств – творение души

ОРКСЭ 4 класс "Светская этика"...