Урок ОРКСЭ на тему "Подвиг",4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Грибова Светлана Александровна

Урок ОРКСЭ на тему "Подвиг". На уроке применялась технология фасилитации "Мировое кафе". Работа проходила в группах. Учитель контролировал деятельность учащихся, помогал обобщать новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ОРКСЭ, 4 класс, "Подвиг"316.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»

Открытый урок

по предмету ОРКСЭ

на тему:

«Подвиг».

                                                                    Подготовила и провела:

                                                                    учитель высшей        квалификационной

                                                                    категории

                                                                    Грибова С.А.

2019 г.

Тема урока:  Подвиг.

Технология: «Мировое кафе»

Цель урока: - построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига, появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.

Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;

• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;

• учить ориентироваться в мире информации;

• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;

• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Личностные:             действие смыслообразования, ориентирование в нравственном                содержании прочитанного, осознание  сущности  поведения

                                        героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки  героев с нравственными нормами;                                     эмоциональное «проживание» текста, выражение  своих  эмоций; понимание  эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.

 Познавательные:       общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов

решения проблем поискового характера;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:       целеполагание как постановка учебной задачи,

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия      перед  его  выполнением); умение работать

по предложенному учителем плану.

      Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества  с  учителем  и со сверстниками;

                                  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

                                  управление поведением партнера;

                                  умение выражать свои мысли.

Основные понятия: подвиг, жертва, подвижник.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, иллюстрации, карточки.

Формы работы: работа в группах.

Ход урока:

  1. Мобилизующий этап урока.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость творческого общения и наполнит души добрыми и светлыми чувствами.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Кто первым из известных лиц принял христианство? (кн.Ольга).

- Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси. (Князь Владимир)

- Когда это произошло? (в 988 году)

- Были ли случаи более раннего принятия христианства? Легко ли было первым христианам на Руси?

Повесть о Феодоре Варяге и сыне его Иоанне. Повесть временных лет. (доклад)

  Собрались бояре-язычники бросить жребий на отрока и девицу и принести жертву идолу. Был тогда варяг Феодор, и был двор его, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и втайне исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою Иоанн, на него-то и пал жребий. Бояре  сказали: «На сына твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле». Люди пришли и подсекли под Феодором и сыном крыльцо , и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Феодор Варяг и сын его Иоанн - христиане, ставшие первыми известными мучениками на Руси за веру. День памяти отмечается 12 июля.

III.  Определение темы и цели урока.

-Как можно назвать поступок Феодора и его сына? (подвиг)

Посмотрите на изображения и подумайте, что их объединяет? Определите тему нашего урока.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1338671/113cee78-aaac-4934-81f1-1b871964ec11/s1200

http://kgo66.ru/images/images/2017/11/17/F_axk_5JAbY.jpg

http://fb.ru/media/i/2/4/1/1/5/1/i/241151.jpghttp://fb.ru/media/i/2/4/1/1/5/1/i/241151.jpg

- Тема нашего урока так и звучит «Подвиг».

-Поставьте для себя цели и задачи. (узнать смысл этого слова; познакомиться с людьми, которые совершали подвиги; учиться качествам героев, совершавшим подвиги) Для работы мы объединимся в группы.

IV. Работа по теме урока. (звучит легкая мелодия)

  1. (Класс разбит на три группы). В каждой группе учителем выбран «хозяин».
  2. Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.

(У групп на столах источники информации в виде книг, учебников, распечатанных текстов, изображения святых. По окончанию работы кафе, группы представляют презентации своих работ).

Приложение 1. (задания для «хозяина» кафе)

а) Задания «хозяина» I кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне». Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката.

(Христос в пустыне, Подвиг Иисуса Христа, Во имя Бога)

б) Задания «хозяина» I кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Как искушал дьявол Христа? (Дети помещают распечатки на плакат)

    После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней был Он в дикой пустыне, со зверями,  и ничего не ел. Там приступил ко Христу диавол и пытался хитрыми вопросами соблазнить Его на грех. Диавол сказал Иисусу Христу: напрасно Ты мучишь Себя голодом, если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами". Спаситель ответил: «Ни хлебом единым жив человек».

   Тогда диавол повел Иисуса Христа в Иерусалим, поставил Его на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься от сюда вниз, опасности для Тебя нет, ведь  сказано: ангелам Своим Бог заповедает сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя». Но Иисус Христос сказал ему: " Не искушай Господа Бога Твоего", т. е. где не нужно, не требуй и не ожидай чудес. 

      После этого, диавол опять взял Его и возвел на высокую гору и там, показал Ему все царства мира, во всем их блеске и величии, и сказал: "Все это дам Тебе. И так, если Ты падешь и  поклонишься мне, то все будет Твое". Иисус Христос ответил: "отойди от Меня, сказано в Писании: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи".

Тогда посрамленный диавол отступил от Иисуса Христа, тотчас ангелы Божии явились и стали служить Христу.

Уч-ль: Так Спаситель, победив искушения от диавола, показал этим, что Он пришел освободить людей от власти диавола, без всяких уступок злу.

в) Задания «хозяина» I кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Для чего Христос провел 40 дней в пустыне?

(После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю.)

-Христос показал нам пример, как бороться с соблазнами.

3. Как можно назвать  поступок Иисуса Христа? (подвиг) Дайте определение слову «подвиг»  (героический поступок, жертва, любовь к близким)

г) Задания «хозяина» II кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката. («Житие святого благоверного князя Александра Невского», Александр Невский-святой защитник земли русской)

д) Задания «хозяина» II кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

Князь Александр Невский был прославлен и как военный деятель, и как мудрый политик. В двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве. Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» 

Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу. С того времени князь Александр стал называться Невским.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага сочеталась с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских братьев. 

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Александр приехал в Орду, чтобы заключить договор, но на обратном пути заболел. Он принял монашество перед смертью.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту…Борясь за Родину, он сражался за веру православную.

Ответы помещаются на плакате.

2.  Какая фраза, сказанная Александром, стала известна до наших дней? (: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»)

Учитель: Александр Невский внес огромную заслугу в становление русского государства. В настоящее время о нем создан фильм, его именем называют улицы, православные люди обращаются за молитвенной помощью к святому благоверному князю Александру Невскому. Благоверный – значит верный благу.

(просмотр видео из фильма

«Александр Невский», режиссёра С.Эйзенштейна.)

3. Запишите слова-характеристики этого святого. (молитвенник, воин, мудрый правитель, победитель, защитник, монах)

е) Задания «хозяина» II кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Можно ли назвать князя Александра Невского героем? Как можно назвать его победы? (подвиги)

3. Что такое подвиг? Подвиг – (жертва ради Родины,  народа, смелость)

Благоверный князь стремился вперед, защищая родину от врагов, а тем самым, защищая и распространяя православную веру. Такие герои от слова подвиг стали называться подвижниками.

    Подвижник – человек, самоотверженно берущий на себя подвиг борьбы, с целью приобретения добродетели.

Мощи святого Александра Невского находятся в г. Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

Учитель: Известны ли вам случаи, когда другие люди самоотверженно сражались за Родину? Приведите примеры.

Войны – это огромная беда для людей всего мира. Совсем недавно, 20-25 лет назад, наши русские солдаты гибли в Чеченской войне.

ж) Задания «хозяина» III кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

В деревне Сатино – Русское стоит крест на могиле бойца, погибшего от рук чеченских головорезов. На кресте выгравирована надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

    Девять классов общеобразовательной школы, затем работа на мебельном заводе и курсы водителей – такова короткая биография воина мученика. В армию Родионов ушел в 18 лет, он готов был с честью выполнить свой долг. Юноша был направлен в горячую точку на границе Чеченской республики. Евгений и еще трое ребят попали в плен. Сто дней кошмара, нечеловеческих пыток и унижений стали последними днями русских пограничников.

   Пытки завершились в день рождения Родионова, ему исполнилось 19 лет. Главарь бандитов предложил измученным ребятам отказаться от христианской веры и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы, в результате его избили, а затем отрезали голову. Пройдя тяжкие испытания в попытках вернуть хотя бы тело сына, мать смогла его опознать только по кресту. Любовь Васильевна пережила страшные издевательства. Однажды ее так жестоко избили, что сломали позвоночник, только невероятная сила духа позволила выжить и отыскать останки юного героя. Мама Евгения ежегодно приезжает в часть, где начинал службу ее сын и обращается к новобранцам с наилучшими пожеланиями.

   Евгений награждён орденами Славы и Мужества, Православная церковь прославила (канонизировала) его как воина-мученика. По рассказам священнослужителей, образ Евгения мироточит, к нему обращаются верующие. В честь мученика заложено три церкви. Школа, в которой учился Женя Родионов, названа в 2009 году его именем.

2. Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката. («Во имя веры», «Новый мученик за Христа», «Воин Евгений»)

з) Задания «хозяина» III кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

  1. Какой подвиг совершил Евгений Родионов?

(Звучит песня А. Маршала «Евгений Родионов»)

  1. Как народ увековечил память героя? (дети пишут на листочках-стикерах и помещают ответы на плакат)

и) Задания «хозяина» III кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Опишите черты характера, которые, по-вашему мнению, присутствовали у юного героя.

  1. Что такое подвиг, исходя из рассказа о Евгении? Подвиг – это (героический поступок, жертва, смелость, ради чего-то или кого-то)

Учитель: Таким образом, собрав вместе ваши определения «подвига», выполним полную характеристику этого слова.

Подвиг – это героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях, готовность пожертвовать собой ради близкого человека, Родины, народа.

Учитель: Работа над исправлением своих плохих качеств, черт  характера, свое самоусовершенствование уже является для нас подвигом.

-Какие качества вы можете улучшить в себе? При помощи каких действий?

-Значит в настоящее время тоже можно совершать подвиги?

Игра «Различи качества человека»

Уч-ль: Высоко-нравственные качества, которые помогают нам совершать достойные поступки, всегда ценятся в обществе. А насколько хорошо вы ориентируетесь в понятиях добродетелей, я пойму по результату следующего  выполненного задания:

- Раздели слова на столбики (порок и добродетель). (Дети размещают заготовленные слова на магнитной доске по столбикам)

Мужество, достоинство, щедрость, честность ;

Подлость, зависть, равнодушие, трусость.

V. Рефлексия. Расшифруй пословицу. (Работа в группах) (Звучит песня «Русь»)

C:\Users\РЕТ\Desktop\пословица.png

VI. Итог урока.

Уч-ль: Вывод: 

Святые, о которых вы узнали, являются ярким примером мужества, героизма, чести. Православный народ обращается  к ним за помощью в различных бедах, в моменты опасности военных действий. Я желаю, чтобы каждый из вас не только стал настоящим героем, каждый день совершая подвиги, но и помог стать героями своим родным, близким, друзьям и знакомым.

V. Оценивание работы учащихся.

Уч-ль: Наш урок был необычным. Все замечательно потрудились.

VII. Домашнее задание.

Стр. 62-63 читать, нарисовать пословицу о Родине, ее защитниках.

Приложение 1

а) Задания «хозяина» I кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Рассмотрите в учебнике репродукцию картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне». Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката.

(Христос в пустыне, Подвиг Иисуса Христа, Во имя Бога)

б) Задания «хозяина» I кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Как искушал дьявол Христа? (Дети помещают распечатки на плакат)

в) Задания «хозяина» I кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Для чего Христос провел 40 дней в пустыне?

3. Как можно назвать  поступок Иисуса Христа? (подвиг) Дайте определение слову «подвиг»  (героический поступок, жертва, любовь к близким)

г) Задания «хозяина» II кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката. («Житие святого благоверного князя Александра Невского», Александр Невский-святой защитник земли русской)

д) Задания «хозяина» II кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

Ответы помещаются на плакате.

2.  Какая фраза, сказанная Александром, стала известна до наших дней? (: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»)

(просмотр видео из фильма «Александр Невский»)

3. Запишите слова-характеристики этого святого. (молитвенник, воин, мудрый правитель, победитель, защитник, монах)

е) Задания «хозяина» II кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Можно ли назвать князя Александра Невского героем? Как можно назвать его победы? (подвиги)

3. Что такое подвиг? Подвиг – (жертва ради Родины,  народа, смелость)

ж) Задания «хозяина» III кафе для первой группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Поместите распечатку репродукции на плакат.

3. Выберите из предложенных вариантов название вашего плаката. («Во имя веры», «Новый мученик за Христа», «Воин Евгений»)

з) Задания «хозяина» III кафе для второй группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

  1. Какой подвиг совершил Евгений Родионов?
  2. Как народ увековечил память героя? (дети пишут на листочках и помещают ответы на плакат)
  3. Что такое подвиг, исходя из рассказа о Евгении? Подвиг – это (героический поступок, жертва, смелость, ради чего-то или кого-то)

и) Задания «хозяина» III кафе для третьей группы:

1. Прочитайте текст. Подумайте, о чем он повествует.

2. Опишите черты характера, которые, по-вашему мнению, присутствовали у юного героя.

3.        Что такое подвиг, исходя из рассказа о Евгении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОРКСЭ тема "Совесть" 4 класс

Одной из составляющей части курса ОРКСЭ является модуль «Основы светской этики». Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основн...

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс

конспект урока ОРКСЭ "Семейные праздники" 4 класс...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

Технологическая карта дистанционного урока ОРКСЭ "Моя семья", 4 класс

Тема урока: Моя семьяЦель: дать представление об отношении к семье традиционных религий.Задачи: Знакомство с понятиями семья, семейные ценности; раскрытие отношения к семье в традиционных религиях; фо...