Конспект урока по ОРКСЭ "Добро и зло. Совесть".
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Штиф Екатерина Владимировна

Цель урока: создание условий для понимания значений понятий "Добро" и "Зло", "Совесть".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_orkse_dobro_i_zlo_sovest.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Урок «Добро и зло.Совесть.»

Предмет

ОРКСЭ

Класс

4

Дата

Тема урока

Добро и зло. Совесть.

Форма урока

Урок взаимного сотрудничества

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

создание условий для понимания значения понятия добра и зла, сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость

Формирование УУД

на уроке

Метапредметные:

1) Формировать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления

2) Формировать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Формировать умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.

3) Формировать умение работать в паре, в группе.

4) Тренировать умение применять алгоритм моделирования.

Предметные:

1) что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью, испытывая духовную радость, научиться коллективно определять качества добродетельного человека, как приобрести эти качества.

Личностные:

1) раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» «совесть»; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу; формировать умение правильно оценивать себя и других, развивать представление о нравственности, обогащение личного нравственного опыта;

Формы учебного сотрудничества

Фронтальная,  групповая, парная.

Предполагаемый контроль

Индивидуальный, групповой, самоконтроль,

взаимоконтроль.

Оборудование:

1.ПК, интерактивная доска

2. Карточки с заданиями

3. Наглядные материалы:  алгоритм, девиз урока, презентация к уроку

Ход учебного занятия:

Орг.момент ( психологический настрой).

Учитель: Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу.  Мудрец подумал и ответил:  «Всё в твоих руках.»

Девиз урока «Всё в твоих руках»

Учитель :  Начнем нашу  работу  знакомством  с притчей о двух волках.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

На слайде притча

https://www.youtube.com/watch?v=SsPp-KZ0IQs

Проверка восприятия прослушанного текста.

Учитель: Какую жизненную истину открыл  дед своему внуку?  (В каждом человеке живёт добро и зло, и что победит, зависит от самого человека, от его духовной пищи).

-Какова главная мысль притчи? Как вы ее понимаете?

Учитель: Я надеюсь, вы уже догадались, о чём мы сегодня будем  рассуждать на нашем занятии? (ответы детей)

Учащимся  предлагается записать ассоциации к слову «Добро».(работа в группах)

Проверка: одна группа зачитывает ассоциации, другие дополняют.

Слайд 1 ( понятие «Добро)

Учитель .- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость.

Учитель: Подберите  антоним к слову  «Добро».

( Работа в группах) – заполняют колонку со словом зло

 Слайд 2

Учитель .- Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

- Мы живём с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

Работа с учебником на стр. 94 -95. Задание № 1

Учитель: На  каждую группу выданы  карточки.  Собери пословицы о добре и зле . Объясни, как ты их понимаешь. ( работа с пословицами)

 Учитель: задание на доске №4 из тетради .

Учитель: Кто в  обыденной жизни людей следит за соблюдением Закона порядком, за  тем, чтобы  предотвратить зло (преступления)? (Дети могут ответить, что это делают работники милиции)

Учитель:  А кто в наших душах  наблюдает за порядком?(Ответы детей. Возможны затруднения в ответах детей)

Подведение к выводу: Человеку на его злые поступки  указывает не милиционер или охранник, а его собственная  совесть.

Учитель: Тема нашего урока расширилась и теперь  звучит так: «Добро. Зло. Совесть».

Учитель : Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед  окружающими людьми, обществом.

 Слайд 3

Учитель:  работаем с учебником  С 95-96   про Совесть

Учитель : а теперь следующее задание - Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

  1. « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» .Паскаль Блез (французкий математик, механик, физик, литератор и физик)
  2. «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» . Иммануил Кант (немецкий философ)
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» . Поль Гольбах  ( французский  философ, писатель, энциклопедист)
  4.  «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   .Дени Дидро (французский писатель, философ просветитель)
  5.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за   нами кто-то следит. Генри Луис Менкен  (французский  журналист)

Физминутка   (Шопен «МЕЧТА»)

Учитель: Давайте отдохнем.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Откройте глаза,

Посмотрите по сторонам и улыбнитесь своим товарищам .

Пошлите друг другу добрые мысли, дарите радость и будьте сами источником света, добра и любви.

- Мы продолжаем с вами работать.

Учитель:  У каждого на столе лежит необычное сердце: с одной стороны оно розовое, а с другой -серое. На серой стороне запиши зло, который ты совершил, скажем, вчера и  сегодня, а на розовой стороне - то, как  следует поступить по совести. Можешь отдать сердечки тому, кого ты обидел. Вот увидишь,  ты будешь непременно прощён.(Задание выполняется под песню «Дорога добра»)  -ученики обмениваются сердечками.

Учитель: Попробуйте самостоятельно  сделать вывод из нашей беседы.                                         Продолжи: главное в жизни человека...

Подведение к выводу: Главное в жизни человека – быть в ладу со своим внутренним духовным миром. Чтобы не стать бездушными нелюдями, надо научиться слушать советы  совести, стараться не делать плохие  поступки. А для всего этого придётся научиться побеждать самого  себя.

 Домашнее задание: сочинить сказку о Добре и Зле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема конспекта урока «Совесть»

Урок разработан по курсу ОРКСЭ модуль "Основы свтской этики"   В конспекте даны цели урока, разработан ход урока. К уроку прилагается презентация....

Тема конспекта урока «Совесть»

Урок разработан по курсу ОРКСЭ модуль "Основы свтской этики"   В конспекте даны цели урока, разработан ход урока. К уроку прилагается презентация....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

Конспект урока чтения А.П.Гайдар "Совесть"

Представляю урок чтения, подготовленный и проведенный мною во 2 классе в разделе "Произведения о детях и для детей" по программе "Планета знаний"автор Э.Кац.Урок изучения и закрепления нового материал...

Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Цель урока:  Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».Задачи урока:- дать представление о нравственных понятиях ...

Конспект урока по теме "Совесть". Организация диалога на уроке.

В предложенном материале учительведет работу в форме диалога по теме "Совесть "  (модуль "Основы православной культуры")...