Конспект урока чтения А.П.Гайдар "Совесть"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сахарова Алла Рауфовна

Представляю урок чтения, подготовленный и проведенный мною во 2 классе в разделе "Произведения о детях и для детей" по программе "Планета знаний"автор Э.Кац.

Урок изучения и закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса  начальной школы в рамках ФГОС.

К уроку представлены цели и задачи, презентация и самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli_i_zadachi_k_uroku.doc13.23 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc16.69 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt506.29 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2  классе.

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.

Цель урока – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи:

1.Развивающие:

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

- овладевать речевой и коммуникативной культурой;

 2. Воспитывающие:

- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

3. Образовательные:

- создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- учиться высказывать свое предположение;

- учиться работать по  предложенному учителем плану;

Познавательные УУД.

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

- размышлять о характере и поступках героя.



Предварительный просмотр:

1).  Приветствие.

2). Создание эмоционального настроя урока.

- Я сегодня хочу поговорить с вами на серьезную и важную тему.

Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Учитель предлагает задание (слайд 1).

1). Прочитайте, пожалуйста, высказывания:

- Сделано на совесть;

- Поступить по совести;

- Этот поступок на его совести.

а) Что общего?

б) Объясните смысл высказываний?

в) Ребята, а как вы понимаете, что такое совесть?

- Учитель разъясняет понятие «совесть» из толкового словаря под ред. Т Ефремовой.

Ученики слушают задание и отвечают на вопросы:

- Про совесть….

Дети объясняют смысл., высказывают предположения, что такое совесть.

- Разобраться в этом вопросе нам поможет художественное произведение – рассказ А.П.Гайдара «Совесть».

- знаком ли вам этот автор?

- по каким произведениям?

- я хочу немного рассказать вам об этом писателе. (показ слайдов 3,4.5).

Аркадий Петрович Гайдар. - Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков. Хорошим, чудесным человеком был. Он прожил на свете всего 37 лет, но это была жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину. В 1941 году началась ВОВ.  Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в партизанском отряде. А.П. Гайдар  был уволен из армии из – за тяжелой контузии. После этого он стал детским писателем.

Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара (выставка книг представлена у доски).

- Вернемся к рассказу «Совесть».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Дети отвечают на вопросы учителя, называют известные произведения Гайдара.

Учащиеся слушают биографию писателя и следят за слайдами.

- О совести.

1) Первичное чтение учителем.

- Сядьте, пожалуйста, для слушания, я познакомлю вас с рассказом.

Учитель эмоционально читает текст.

2) Первичная проверка  восприятия произведения.

- что скажете ?
- главные герои?
- где происходит действие?

3) Словарная работа (слова напечатаны на карточках на доске).

вышмыгнула
добродушный
украдкой
беспощадная
болтается
наткнулась
смекнула
4) Чтение рассказа детьми по отрывкам (абзацам). Анализ произведения (работа по содержанию). Учитель оценивает чтение детей словесно.

Постановка вопросов для анализа текста:

-Почему Нина решила не пойти в школу?

- Понимала ли Нина, что  поступает плохо?

- Какие слова об этом говорят? (выборочное чтение)

- Почему украдкой?

- Какое настроение было у Нины в начале рассказа? Докажите словами из текста.

- Ребята попробуйте передать движениями настроение Нины.
-  Что случилось с Ниной дальше?

- Почему Нина решила подшутить над малышом?
- С какими словами Нина обратилась к малышу?

- Как надо читать слова Нины? Прочитайте.
- А слова Малыша? Прочитайте, передавая удивление.
- Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
- Удалось ли Нине подшутить над малышом?

- Почему?

– Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?

- Что произошло пока не было Нины?

- Перечитайте, пожалуйста, последний абзац.
- Почему Нина не подняла книг?

- Опишите настроение Нины в конце рассказа.

- Покажите движениями настроение Нины.
- Отчего она себя так чувствовала?  Как об этом говорит автор?
- Это как? (Рассуждения детей).
- Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе?
- Так что такое совесть?
- За что?

- Перед кем?

Вывод: Совесть - это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
- Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно?

- Что вы можете сказать о совести малыша?
- А о Нининой? 

- Что вы посоветуете Нине? Как выйти ей из сложившейся ситуации?

Дети высказываются:

- Нина и малыш.

- В роще.

- выскочила;

- добрая душа;

- незаметно;

- не жалеет, не щадит;

- ходит без причины;

- неожиданно встретила;

- догадалась.

- не выучила урок;

- да;

Дети  ищут ответ в тексте и читают его.

- не хотела, чтобы увидели знакомые.

-веселое и радостное.

- наткнулась на малыша.

- решила, что он прогуливает.

- Несчастный прогульщик.

- строго.

- удивленно и испуганно.

Дети читаю по ролям.

- нет.

- собака съела завтрак.

- ей было стыдно.

- грустная, тяжесть на сердце.

- было стыдно.

- грызла беспощадная совесть.

Дети рассуждают.

- малыш.

- совесть – это стыд.

- за свои поступки.

-  перед окружающими.

- плачет. Опускает глаза, молчит.

- она чиста.

- совесть мучает Нину.

Дети высказываются.

- Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 
- удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?  


1) Работа над пословицами
Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.

- Объясните смысл пословицы.

Учитель:

- Мне хочется в память о нашей встрече подарить вам по сердечку и помните о том, что совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых и хороших поступков.

- да.

Учащиеся самостоятельно работают, выбирают 3 и/или 4 пословицу, объясняют свой выбор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сделать на совесть. Поступить по совести. Этот поступок останется на его совести.

Слайд 2

Совесть – это чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.

Слайд 3

Аркадий Петрович Гайдар ( 1904 -1941)

Слайд 4

В 16 лет Аркадий Гайдар командовал полком. Это был самый юный командир за всю историю армии.

Слайд 5

Гайдар предполагал, что останется военным на всю жизнь, но из-за тяжёлой контузии был уволен из армии. Почти сразу после этого Гайдар стал детским писателем.

Слайд 6

Пословицы. На обмане далеко не уедешь. Совесть без зубов грызет. Поспешишь – людей насмешишь. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Слайд 7

Совесть без зубов грызет. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Слайд 8

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

                                                                  Самоанализ урока.


Данный урок является  уроком литературного чтения раздела « Произведения о детях и для детей» по программе «Планета знаний» автор Э.Кац. 2 класс.

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по литературному чтению 2 класса начальной школы в рамках  ФГОС.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформировавшаяся душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Грамотный читатель – человек, владеющий техникой чтения. Приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их выбирать.

Главная цель любого урока литературного чтения и моего  в данном случае – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1.Развивающие:

– развивать мыслительные операции по средством сознательного восприятия учебного материала, наблюдений, обобщений, сравнений;

- овладевать речевой и коммуникативной культурой;

 2. Воспитывающие:

- воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в коллективе: ответственности, трудолюбия, человечности, уважительности, добросовестности;

3. Образовательные:

- создать условия для работы над понятием «совесть» при работе с художественным текстом;

Представление о результате:

Личностные:

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки людей;

- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

- учиться высказывать свое предположение;

- учиться работать по  предложенному учителем плану;

Познавательные УУД.

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Коммуникативные УУД.

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:

- воспринимать на слух текст в исполнении учителя, учащихся;

- размышлять о характере и поступках героя.

Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока.

На уроке ведущей является технология продуктивного чтения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, которая служит средством формирования всех УУД личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных.

Технология включает в себя три этапа:


1 этап: работа с текстом до чтения :
Здесь мною были использованы приемы:
- антиципация  
- постановка цели урока с учетом мотивационной и психологической готовности учащихся к работе
- рассказ о писателе. Работа с заглавием.


2 этап: Работа с текстом во время чтения:
1. Первичное чтение текста учителем .
-выявление первичного восприятия с помощью беседы
2. Перечитывание текста. Повторное чтение с последующим анализом произведения, используя прием: выборочное чтение.
3. Беседа по содержанию в целом.
- постановка вопросов
- наблюдение над поведением героев
- обращение к отдельным фрагментам текста.


3 этап: Работа с текстом после чтения.
1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Формирование основной идеи текста.
3. Соотнесение читательских интерпретаций (оценок) произведения с авторской позицией.
4. Работа с дополнительными источниками (материалы пословиц).

На этапе актуализации знаний была создана проблемная ситуация.

На этапе решения учебной задачи был использован принцип эмоционально – эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие на эмоционально – чувственную сферу маленького читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, провела физическую гимнастику.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательная активность, нравственную позицию, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший. Оценку деятельности учащегося я делала по ходу урока.


Ребята были внимательны, работоспособны, активны. Соблюдалась норма этикета, культура общения. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...