Конспект урока по теме "Совесть". Организация диалога на уроке.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

В предложенном материале учительведет работу в форме диалога по теме "Совесть "  (модуль "Основы православной культуры")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_sovest._dialog_s_detmi.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Совесть».

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности

Задачи: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художественных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: совесть стыд

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиски средств её осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, чувства стыда перед самим собой;

Ход урока.

  1. Орг. момент

Цель:  создание положительного эмоционального настроя.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Постановка учебной задачи

Используется приём антиципации, т.е. предугадывание, технологии продуктивного чтения. Работа в группах.

Первая группа предугадывает  тему урока используя карточку с опорными словами: быть справедливым, честным, не лгать, хороший человек, ответственный, т.д.

Вторая группа предугадывает  тему урока используя карточку с иллюстрацией к рассказу А.П.Гайдара «Совесть», но название произведения учащимся не даётся.

Третья группа предугадывает  тему урока используя карточку с биографией автора.

Учащиеся каждой группы высказывают свои предположения по теме урока.

  1. Решение поставленной задачи.

Продуктивное чтение и понимание текста «Совесть»  А.П.Гайдара  с использованием приёма «диалог с автором»

Учитель:

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Учитель: как вы думаете, ребята, куда пошла Нина? (предположения детей: пошла к подруге, поехала в другой город, вернулась домой, играла в парке и т.д.)

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась 

Учитель: как вы думаете на кого? (предположения детей: девочка встретила мальчика, собаку, знакомых людей, учителя и т.д.) 

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. 

Учитель: какой была шутка Нины? (предположения детей: напугала, что вблизи злая собака, сказала, что школа закрыта, что отменили занятия  и т.д.) 

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

Учитель: что же ответил малыш? (предположения детей: нет, он заблудился, нет, он проспал и опаздывает в школу, и т.д.) 

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Учитель: какой же была реакция девочки, как она поступила? (ей стало стыдно перед малышом,  она убежала, она проводила малыша до школы и т.д.) 

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала.

Учитель: как вы думаете, почему заплакала Нина? (предположения детей: стало обидно, жалко завтрака, который съела собака, стало стыдно, девочку мучала совесть и т.д.) 

Учитель: давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Учитель: определите жанр произведения.

Ученики: это рассказ, так как нет вымысла и волшебства; в произведении описывается всего один случай и мало персонажей.

Учитель:  о чем нам рассказ?

Ученики: о Нине и мальчике. О том, как Нина решила прогулять уроки. О том, что Нине стало стыдно, что она не пошла в школу.

Учитель:   какое самое главное качество Нины автор показывает нам вначале  рассказа?

Ученики:  Нина -  прогульщица, Нина – ленивая, Нина – хитрая 

Учитель: что происходит с Ниной дальше, как она меняется?

Ученики: она становится доброй, заботливой.  

Учитель:  когда вы говорите, что Нина добрая, что вы имеете в виду?

Ученики: Нина проводила мальчика, не оставила его.

Учитель: что происходит с Ниной дальше?

Ученики: она плачет.

Учитель: как  характеризуют Нину ее слезы в конце рассказа?

Ученики: ей стало стыдно, проснулась совесть.

Учитель: в результате чего  у Нины возникло чувство совести?

Ученики: в результате встречи с мальчиком. Она поняла, как плохо она поступила, прогуляв уроки.

Учитель:  почему это произошло после встречи  с мальчиком, он разве пристыдил ее или обидел?

Ученики: стыдно было перед самой собой.

Учитель: что же такое совесть?

Ученики:  совесть- это стыд перед самим собой.

Учитель: давайте, подумаем, когда у человека просыпается совесть?

Учитель:  прочитайте последние строчки. Как понимаете?

Знакомо ли вам это чувство?  Что было бы, если бы люди не испытывали этого чувства?

Вывод: совесть- это стыд перед самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Диалог с автором".

В конспекте описана работа с произведением "Редкий случай" на основе прогнозирования....

Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"

Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской....

Организация учебного диалога на уроках литературного чтения

Диалог на уроках литературного чтения развивает коммуникативные УУД...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...