Конспект и презентация к уроку риторики по теме:"Диалог и монолог"
презентация к уроку (3 класс) по теме

Загребельская Марина Андреевна

Урок риторики по учебнику Т.А.Ладыженской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок риторики 3 класс МОУ СОШ № 38 г. Тверь,

учитель: Загребельская Марина Андреевна.

Тема: «Диалог и монолог».

Цели:

  1. Систематизировать знания о таких видах речи как диалог и монолог;
  2. Развивать речевой слух, дыхание, слоговой синтез, воображение и творческие способности, мышление;
  3. Совершенствовать интонационную выразительность речи;
  4. Воспитывать культуру речи, развивать чувства сострадания и сопереживания.

Задачи:

  1. Систематизировать понятия диалога и монолога;
  2. Развитие умения использовать диалог и монолог в повседневной практике.

Методы:

  1. Иллюстративный
  2. Беседа
  3. Диалог
  4. Самоконтроль

Формы организации детей:

  1. Коллективная (в парах)
  2. Самостоятельная
  3. Исследовательская работа
  4. Фронтальное взаимодействие

Формы организации работы учителя:

  1. Объяснение
  2. Наблюдение за работой учащихся
  3. Анализ работ учащихся
  4. Дифференциация заданий
  5. Контроль за выполнением заданий

Урок построен на технологии проблемно-диалогического обучения.

Урок 5 раздела «Текст».

Метод обучения индуктивный (от частного к общему).

Тип урока комбинированный.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, ширма-театр.

       

    Этапы урока

                                                План урока

Комментарии (формы работы, результаты УУД, способы наблюдения за работой детей)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

(мотивация к учебной деятельности). Речевая разминка.

Слайд 1

1.Установка :

Нам надо разговаривать

И надо выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Так правильно, так внятно,

Что будет всем понятно!

2.Дыхательная гимнастика:

  1. Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать!

И дышать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

  1. Упражнение «Надоедливый комар».

  1. Упражнение  «Задуй свечу».

Проговаривают хором      

Делают 3-4 вдоха-выдоха.

Произносят на выдохе: «з- з -з –з … »,пока не закончится воздух, при этом медленно соединяют ладошки, хлопок - убили комара!

Делают глубокий вдох, резкий выдох – задули свечу (используют макет из бумаги)

Смыслообразова-

ние, умение применять ранее полученные знания и навыки.

2

Актуализация знаний с постановкой проблемы.

Поиск решения.

Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о диалоге.

1.Задание на ассоциацию:

Слайд 2

-Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, я предлагаю провести ассоциативный эксперемент со словом РЕЧЬ.

Смена слайдов по щелчку.

Проблемные вопросы-Слайд 3

2.Развитие речевого слуха:

-Перед вами наш классный театр. Какая сказка там притаилась? Вы узнаете, если поиграете со мной в «Эхо»:

-Чёрный ворон на дубу…

-От дождя блестит кора,

Вдалеке видна гора…

-Нелегко туда пройти,

Мост разрушен на пути…

-В замке светится окно.

А в горах уже темно…

Превосходная картина! Кто художник?

Слайд 4

Открывается ширма, за ней Мальвина и Буратино (заранее подготовленные дети) замерли в кукольных позах.

-Вот он, перед вами, со своей подружкой Мальвиной. Кто автор этой сказки?

-Сейчас я взмахну волшебной указкой и они оживут. Раз, два, три!

-Хорошо, Мальвина, садитесь за парты и учитесь вместе с нами! А ребята, тем временем, подумают, какой вид речи использовали Мальвина и Буратино?

-Почему вы так решили?

Делаем вывод: Слайд 5

   

Работают письменно в тетрадях, высказывают ассоциации, по мере поступления высказываний заполняем эталон.

-Бу!..

-Ра!..

-Ти!..

-Но!..

-Буратино!

-Алексей Толстой.

Диалог артистов:

М  - Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста!

Б  - Когда папа Карло воспитывает, а когда никто…

М  - Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны!

Б (к классу) – Вот так влип!

М  - Сядьте ровно, положите руки перед собой, не горбитесь! Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока…

Б (хитро подмигнув классу)- Врёте, ни одного…

М(терпеливо)- Я говорю, предположим , что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко, сколько у вас осталось яблок?

Б  - Два!

М  - Подумайте хорошенько!

Б (сморщился, так здорово подумал)-Два!

М (возмущённо)- Почему?

Б  - Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

М (огорчённо) - У вас нет никаких способностей к математике! (Обращаясь к учителю) Может ему стоит заняться риторикой?

-Устный, диалог.

-……….

Формируется умение отвечать на вопросы, делать выводы, работать с информацией, ориентироваться в тексте, обсуждать проблему, делать выводы.

3

Первичное закрепление.

Риторический анализ.

Упражнения на развитие творческого мышления, внимания, выразительности речи и разыгрывание диалогов.

1.    Слайд 6

-Перед вами ещё один герой нашего урока- колесо. Да, да, обыкновенное резиновое колесо от машины.

Представьте, идёт дождь, кругом лужи, ему скучно и от нечего делать, колесо заговорило с лужами…

-Как вы думаете, что при этом разговоре испытывало колесо?

Слайд 7

-Выберите из этого списка  не более четырёх подходящих эмоций и объясните свой выбор.

      -Какую основную черту характера можно обнаружить у колеса?

-Какой вид речи был использован? Почему вы так решили?

2.-Следующие наши герои Кошка и Мышка .

Слайд 8

-Кто желает выступить в роли кошки, мышки?

-А теперь на арене два весёлых клоуна.

Слайд 9

-Их зовут Тим и Том. Кто будет Тимом, а кто Томом?

Диалог читают два ученика.

-……….

-……….

Два ученика, затем хоровое прочтение.

Распределяют роли, разыгрывают диалог. Хоровое прочтение.

Формирование умений строить логические цепочки, анализировать, координировать действия, делать выводы.

Релаксация

-Вы хорошо поработали, можно отдохнуть. Мальвина и  Буратино приготовили для вас физкультминутку.

М- Ребята, мы приглашаем вас к нам в сказку. Встаньте и представьте, что вы куклы, да не простые, а резиновые, надутые воздухом. Вы в каморке у папы Карло, Буратино открывает потайную дверь и мы спускаемся по лестнице подземного хода. (Шагают)

Б- Пляшут тени на стене,

    Ничего не страшно мне,

    Лестница пускай крута,

   Пусть опасна темнота,

   Всё равно подземный путь

   Приведёт куда-нибудь!

М – И, вдруг, вы начинаете сдуваться…

С- с- с !(вместе с классом, оседают на пол).

Б – Мальвина, у меня же есть золоьой ключик, сейчас я им взмахну и они снова надуются…Ш- Ш- Ш!

М – Вот мы и вернулись в класс, садитесь!

Риторический анализ. Введение инструментальных знаний о монологе.

Слайд 10

-Какую речевую роль выполняют люди в первом случае, во втором?

-Что же такое монолог?

Слайд 11

Работа с учебником.(стр.23 №25)

-А теперь сядьте поудобнее.

Слайд 12

-Перед вами чистый лист. Я предлагаю мысленно нарисовать образ маленького щенка…

  1. Какой он, ваш щенок?..
  2. Его расцветка…
  3. Порода…
  4. Настроение…
  5. Чего ждет он от жизни…
  6. Может, у него есть заветное желание?..

-А теперь, по моему хлопку, превратитесь в этого щенка…Чтобы вы сказали людям? Попробуйте записать свои мысли в форме монолога.

-Очень трогательные монологи у вас получились. Сразу видно, что все вы дети добрые и любите животных.

А какой вид речи вы сейчас использовали?

Предположения.

Краткая запись, выборочное чтение монологов.

Письменный, монолог.

4

Систематизация полученных знаний.

Слайд 13

-Что нового мы узнали о диалоге и монологе?

-Где чаще используется диалог? Монолог?

Хоровое чтение слайда.

Формируется умение конкрети-зировать знания, формулировать полный, точный ответ, осуществление самопроверки.

5

Рефлексия

Слайд 14, 15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ Автор: Загребельская Марина Андреевна МОУ СОШ № 38 г. Тверь

Слайд 2

Речь общение письменная устная диалог монолог

Слайд 3

Что такое диалог? Что такое монолог? Что общего у диалога и монолога? В чём отличие диалога от монолога? Где чаще используется диалог, а где монолог?

Слайд 4

Алексей Николаевич Толстой

Слайд 5

Речь общение письменная устная диалог монолог .Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих.

Слайд 6

- Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только перевести дух, так получишь накачку. -Значит спуску не дают? -Ох, не дают! Да ещё того гляди – под машину угодишь. Вот, что главное… -Под машину? Разве ты не под машиной работаешь? -Ещё чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…

Слайд 7

Страх, усталость, боязнь, ужас, отчаяние, тревогу, смущение, высокомерие, любовь.

Слайд 8

-Где ты была сегодня, киска? -У королевы, у английской! -Что ты видала при дворе? -Видала…мышку на ковре.

Слайд 9

-Где купили вы, сеньор, этот красный помидор? -Вот невежливый вопрос! Это собственный мой нос!

Слайд 10

Диалог Монолог

Слайд 11

Речь общение письменная устная диалог монолог . Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих. Высказывается только один человек. Не происходит смены говорящих.

Слайд 13

Речь общение письменная устная диалог монолог . Г оворящие обмениваются высказываниями. Происходит смена говорящих. Высказывается только один человек. Не происходит смены говорящих.

Слайд 14

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что было трудно на уроке. Рефлексия

Слайд 15

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку риторики по теме:

В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения: чистоговорки и скороговорки, кроссворд к теме: "Тема и  заголовок текста. Основная мысль текста"...

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

Презентация к уроку риторики по теме "Вежливая оценка" 4 класс

Презентация поможет лучше понять как давать оценку своим действиям и другим людям....

конспект и презентация к уроку математики на тему "Обобщение и повторение табличных случаев сложения и вычитания чисел от 11 до 18" 2 класс

Урок обощения и повторения учебного материала за 1 четверть. Построен по технологии развивающего обучения....

презентация к уроку риторики по теме "Учимся говорить" ( 3кл.)

Данная презентация позволяет визуализировать материал  урока риторики  в 3 классе по теме :"Учимся говорить", что способствует  более  быстрому  и  качественному  ус...

Конспект по риторике по теме: "Диалог и монолог"

Конспект занятия по риторике по теме:Диалог и монолог. Конспект предназначен для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их структур...

Презентация занятия по риторике по теме: "Диалог и монолог"

Презентация занятия по риторике по теме:"Диалог и монолог". Презентация предназначена для проведения занятия по риторике в 3 классе. Во время занятия дети знакомятся с понятиями диалог и монолог, с их...