Проектная деятельность в курсе ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс)

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_kurse_orkse.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Высшая цель образования – высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную,

осознающий ответственность за настоящее и будущее

своей страны, укоренный в духовных и культурных

традициях русского народа».

Из Концепции духовно-нравственного

воспитания российских школьников.

А это означает, что  школа  должна организовать так учебно-воспитательный процесс, чтобы ученики  научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”

      Образно говоря, школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс - отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - морально-психологические качества личности выпускника школы.
Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду или как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих. Разные плоды – разные люди. Один человек становится писателем, другой - путешественником, третий - капитаном корабля.

Организационная культура нашей школы создаёт необходимые условия для того, чтобы её выпускники были подобны плодам из хорошего сада, в котором работает умный садовник.     Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

Предмет «Основы светской этики»  я веду  первый год. И самая большая проблема, которая возникает при преподавании – это нехватка времени. 45 минут в неделю – этого так мало, чтобы рассказать о нравственных ценностях человечества. Поэтому очень часто применяю метод проектно-исследовательской деятельности, который позволяет выйти за рамки урока и «погрузиться» в тему. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний. В этом случае велика вероятность того, что добытые знания превратятся в убеждения.

Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас,  прежде всего, мы рассматриваем работу над проектами, как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

Проектная деятельность в  нашей школе осуществляется по двух направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и во  внеурочной деятельности  с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности. Для этого учителями   разработана программа обучения проектной деятельности «Мы - исследователи» для учащихся 1-4 классов. Для занятий  отведёно 2 часа в неделю.

На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично

развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.

Если совсем коротко ответить на вопрос – что такое проектная деятельность, то можно сказать, что « проект – это шесть П»:

Проблема – Мы должны перед детьми такие поставить Хорошие проблемные вопросы, которые находясь в рамках учебной темы ,  побуждают исследовать различные идеи, требуют творческого подхода к изучаемому материалу и помогают школьникам строить свои собственные ответы и своё собственное понимание на основе самостоятельно собранных сведений, сравнивать, синтезировать и анализировать информацию.

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать» и так далее.

В учебной деятельности делается акцент на коммуникативные навыки. Поэтому важно помочь детям в определении общей цели и в прогнозировании результатов совместной проектной деятельности.

Под задачами понимается выработка определённой последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств её достижения. При определении задач нужно ориентироваться на проблемные вопросы.

Планирование – Выбирается тема проекта. Важно, чтобы формулировка темы проекта привлекала внимание детей, была неординарной и запоминающейся.

Поиск информации – На этом этапе формулируется всё то, что ребёнок знает и хочет узнать по теме своего проекта. Подбираются пути и методы исследования, например, подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь, посмотреть кино- и телефильмы по этой теме, обратиться к компьютеру, спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент, выполнить математические расчёты и другое. Происходит осознание, структурирование и формулирование новых знаний.

Продукт (результат) проектной деятельности. Продуктом проектной деятельности могут являться материальные и информационные (в том числе электронные) объекты: выставки (например, поделок, рисунков); Газета (журнал, альманах, статья, публикация); коллекция; карта (атлас, путеводитель); музыкальное произведение; видеофильм; электронная экскурсия; инсценировка; литературное произведение; фотоальбом; книжка-самоделка; оформление кабинета; пополнение фондов классного или школьного музея; модель; макет; чертеж; справочник; игра; серия иллюстраций; сборник; калейдоскоп открытий и многое, многое другое.

Презентация. Презентация проектов осуществляется в праздничной обстановке, приглашаются родственники и друзья учащихся. Для представления своего проекта ученик может воспользоваться записями в тетради проектов.

Надо выделить ещё одно П- это

Портфолио проекта. В специальную папку складываются все материалы проекта, а также фото- и видеосъёмка презентации ученика.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

• 1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы

участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и

может быть использован в жизни класса, школы, села, города, государства.

• 2.Исследовательский проект - научное исследование: актуальность темы,

обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее

проверкой, обсуждение полученных результатов.

• 3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то

объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для

широкой аудитории. Выходом такого проекта может являться публикация в

СМИ

• 4.Творческий проект предполагает максимально свободный и

нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть

театрализации, игры, произведения изобразительного или декоративно

прикладного искусства, видеофильмы и т. д.

• 5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или

исторических персонажей, выдуманных героев…Результат проекта остается

открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет

ли разрешен конфликт или заключен договор?

ТИПЫ ПРОЕКТОВ

  • исследовательский
  • творческий
  • игровой
  • приключенческий
  • практико-ориентированный
  • (социальный)
  • теоретический(информационный)

Я не буду останавливаться на видах проекта. Я уверена, что вы всё об этом знаете.

Чтобы представить вам проектную деятельность я остановлюсь на нескольких проектах.

Одна из самых первых тем предмета – эта тема Россия – Родина моя.

Поэтому в рамках этого проекта ребятами были выполнены мини проекты.  «Народные промыслы»,  «Народный костюм», «Произведения устного народного творчества», «Дружба народов России в произведениях искусства», «Кухня народов мира» и многие другие.

 Одна из важнейших задач – разработка регионального (краеведческого) компонента ОРКСЭ, включение в содержание модулей материалов по истории, культуре, духовным традициям села, города, района, области, края, республики РФ.

Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

 И берёзки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идём.

Мы с ребятами для совместного проекта выбрали тему «Наследие природы – Баргузинский заповедник» Предлагаемый метапредметный проект проводился в рамках предметных областей «Окружающий мир» - тема «Заповедники. Национальные парки», технология, литературное чтение, основы светской , ИКТ. Проект  реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получили  представления о животных заповедника, встав на позицию «эколога», «исследователя», «созидателя».

В ходе работы над проектом каждый ученик самостоятельно оценивал проделанную им работу, что включает следующие компоненты:

1) «Журнал проекта», который помогает ученику  правильно организовать свою работу, проверить все ли задания он выполнил.

2) «Оценочный лист» позволяет ученику  оценить ход выполнения плана проекта, осуществить самооценку проделанной им самостоятельной  работы, работы в группе, выполненной учебной деятельности и взаимодействия с учителем.

В ходе проектной деятельности учащиеся создали  презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, видеоальбом «Животный мир в картинках из соленого теста». С презентацией проекта ребята выступили перед учащимися третьих классов, а так же перед родителями, которые оказывали большую помощь в ходе работы над проектом. Также ребята презентовали проект на всероссийском конкурсе «Радуга проектов», где заняли 3 место.

В рамках темы Россия – родина моя ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян.

Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Для того чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района мы посетили вместе с родителями село  Тарбагатай.

Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем, мы увидели старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснулись  к далекому прошлому семейских.

Ребята познакомились с фольклором староверов, участвовали  в обрядах, играх.

Формирование ценностного отношения к национальным традициям и фольклору происходит через коллективные творческие дела, творческие проекты. Результатом, которых становятся праздники «Масленица», «Пасха», «Рождественские посиделки», «Сагаалган». Готовясь к праздникам, в школе проходит обязательная выставка декоративно-прикладного творчества.

- Региональный конкурс «Пасха Красная»

- В результате подготовки к  красивому, интересному празднику Рябинник, родился творческий проект «Именины у рябины».

С одной из работ мы участвовали в конкурсе «Русь, моя! Народный календарь!»,где заняли I место.

На уроках светской этики мы рассматриваем с ребятами такие  сложные понятия  как «честь" и "достоинство" . Это те понятия , которые   родились в воинской среде. В ней вместе с профессиональными качествами воина из поколения в поколение передавался и кодекс чести. Сегодня  молодых ребят  моральными стимулами служить не заманишь!

Поэтому в наше время остро возникает необходимость военно-патриотического воспитания.  

В этом году наши ученики приняли участие  в социально-значимом проекте «Служу Отчизне»

Главной задачей нашего проекта является:

- проявление уважительного отношения к  солдатам срочной службы и офицерам, которые охраняют мирное небо;

- овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской и издательской работы;

- формирование потребности у детей и родителей совместной творческой деятельности, необходимости развития и укрепления семейных традиций.

В рамках этого проекта проведены мини проекты «Я служу России», «Военнослужащие в моей семье», «Песни военных лет», конкурс рисунков «У меня растут года… буду я военным…».

Ключевым моментом этого проекта было участие ребят во всероссийской акции «Привет солдату». Ребята готовились. Писали письма  солдатам, собрали посылку.

В черте нашего города много воинских частей. Мы вышли на связь с командованием космических войск. Пригласили на встречу командира роты «Взводная охрана». Эта встреча была посвящена теме  «Есть такая профессия - Родину защищать». Ребята   в ходе беседы много полезного узнали  о службе в рядах Вооружённых сил.  Затем в торжественной обстановке мы передали посылку одному из солдат Еремееву Александру, молодому парню-сироте, родом из Читинской области.

Командир роты пригласил ребят с ответным визитов к ним в часть. На 9 мая  мы планируем экскурсию и готовим поздравительные номера.

Разобраться в таких понятиях как добродетель и порок нам помогли басни русского баснописца И.А. Крылова. На литературных примерах ученики учатся ценить  героев не за красивые слова, а за дела.…  Так возник метапредметный проект «Он баснями себя прославил».

Ребята определили цели и задачи проекта, сформировали группы: «Исследователи,  «Художники», , «Актёры». Группа исследователей познакомили ребят с признаками басни, с ее строением  и выявили, что Лесть;Зависть;  Глупость; Непрофессионализм человека; Присвоение чужих заслуг; Лень- это те человеческие пороки, которые высмеивает И.А.Крылов  в своих баснях. Артисты подготовили инсценировку к басням, а художники выставку поделок по басням Крылова.

Говорить о проектах можно очень много.

В заключении хочется сделать вывод. Работая в школе не первый год, постоянно находишься в поиске: ищешь свой путь, свою тропу, по которой мог бы с уверенностью вести своих учеников, открывая все лучшее, что заложено в ребёнке. Единого рецепта нет, и не может быть, так же, как нет одинаковых детей.

Но мы должны помнить, что важная роль в воспитании детей,  развитии творческих способностей принадлежит педагогу.

Быть учителем – трудная задача, быть хорошим учителем – труднее

вдвойне. Но человеку, ступившему на сложный педагогический путь, в помощь дается многое: университетское образование, опытные коллеги, профессиональные семинары, конференции, методическая литература и, наконец, курсы повышения квалификации. Будущий хороший учитель много времени проводит в поисках решения возникающих тех или иных педагогических и психологических проблем. Со временем человек, стремящийся к званию Хороший учитель, таковым становится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся по ОРКСЭ

Проектная деятельность. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педа...

Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...

Выступление на VIII межрайонных Сретенских образовательных чтениях в Вяземском районе по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ"

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал....

Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

В этой статье представлен опыт работы по проектной деятельности на уроках  "Основы светской этики"....

Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)

Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...