Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ
проект по орксэ на тему

Сапунова Татьяна Александровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sapunova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ»

Сапунова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

БОУ г. Омска « Гимназия № 9», г. Омск

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Л. Толстой

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого  человеческого общества

 И.Г.Песталоцци.

 «Любовь к родине начинается с семьи» - эти слова, сказанные некогда философом Френсисом Бэконом, наглядно показывают какую большую роль играет семья в процессе становления в обществе. Если учитывать, что человек сам по себе существо социальное, нетрудно догадаться, что именно семья, как самая маленькая ячейка общества, и является основой дальнейших взаимоотношений с целой системой.

Впрочем, роль семьи в социализации, которая, как известно, является процессом длинною в жизнь, трудно переоценить. Именно семья – это наше первое общество. В ней мы проводим первые годы, во время которых закладываются жизненные ценности и приоритеты, а также формируются нормы социального поведения. Первые три года становления человека, как личности, проходит в окружении семьи. И именно роли членов семьи являются основной отправной точкой социализации человека, где «первой скрипки» играют родители, а также те, кто подсознательно взял на себя эту роль. Так, к примеру, в некоторых неблагополучных семьях дети получают большую заботу от других членов семьи (сестер, братьев, бабушек и дедушек). От того, какие взаимоотношения сложились у нас в семье, зачастую зависят наши дальнейшие требования от мира и будущего. Причем, влияние семьи оказывается во всех случаях, будь то положительные или отрицательные взаимоотношения.

Основной тенденцией, которую можно наблюдать сегодня, и которая является побочным эффектом технической революции и убыстрения темпа жизни, является отстраненность семьи от воспитания, как такового. Занятые родители рано отдают детей в руки нянек, воспитателей детский садов, в мир компьютерных игр, планшетов и телефонов. Ребенок проводит свой досуг не вместе с родителями или друзьями во дворе, его планета погружается в мир одиночества и виртуальной реальности. Не смотря на это, даже «дыра» в общении формируется в определенные нормы социального поведения для каждого человека. Кроме того, исследователи говорят о постепенном изменении модели современной семьи, а значит, и общества в целом.

Традиционные ценности постепенно уступают место новым. Увеличение числа разводов и низкая рождаемость на фоне повышенной рождаемости вне брака, то есть изначальное вхождение ребенка в неполную ячейку своего первого общества – все это играет свою роль. Не смотря на это, тактики семейного воспитания тактики семейного воспитания остаются почти неизменными:

первая – это диктат, когда взрослые подавляют желания детей, обрезая любые, по их мнению, отклонения ребенка от своих взглядов, как садовник ветки, формируя его личность на свой лад;

второй тип можно охарактеризовать, как сотрудничество. Это совместное развитие, деятельность и времяпрепровождение. В данном случае роль семьи в жизни маленького человека можно назвать самой здоровой и правильной;

опека. Детей, выращенных в условиях гиперопеки, мы обычно называем «тепличными». Родители пытаются оградить свое чадо от реалий мира, который считают враждебным. В данном случае у ребенка складывается либо идеализированное отношение к миру, и он становится абсолютно беспомощным, либо возникает желание погрузиться во всю ту «грязь», от которой его охраняли родители. В качестве протеста;

тактика невмешательства. Родители не вмешиваются в проблемы ребенка, считая, что подобный подход подарит ему самостоятельность и научит ориентироваться во взрослой жизни.

Какой бы стиль воспитания не выбрали родители для своего ребенка, им стоит помнить, что ребенок приходит в этот мир, для того, чтобы научить нас, показать наши внутренние проблемы, отражая их, как зеркало. Поэтому необходимо помнить, что от того, какой климат в вашей семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка в социуме.

    Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

        Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без оcобых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

        Гибкость в  решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

        Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общесвенные места, где человек сталкивается с людьми. Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующй раз от вас скроют информацию в целях избежания неуважения к своей личности.

Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и идти дальше.

      Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.

    Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

    Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

     Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутри семейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.

 В. Сатир здоровыми считались семьи, в которых:

  • каждый член воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность и открытость являются существенными;
  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;
  • члены поддерживают друг друга; каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них,  уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

 Цель проекта: Способствовать развитию гармоничной личности ребёнка школьного возраста и расширять знания воспитанников о семье через  исследовательскую и творческую деятельность.

Задачи проекта:

 1. Проанализировать специальную литературу о роли семьи в обществе.

2. Активизировать творческий потенциал участников проекта: воспитанников, педагога, родителей.

3. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы в процессе разрешения проблемных ситуаций через игровую деятельность.

 4. Привлечь родителей к совместной творческой и исследовательской деятельности.

5. Выявить творческий потенциал семей, семейные увлечения для создания системы воспитательной работы с родителями учащихся.

6. Развивать коммуникативные умения участников проекта по ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской и творческой деятельности.

 7. Укреплять семейные взаимоотношения.

Содержание проекта

 В рамках курса ОРКСЭ нами был создан проект «Моя семья – моя радость». Проект  направлен на социальную адаптацию школьников. Он помогает раскрыть комплексный подход к изучению и исследованию семейных отношений: родственные связи, национальные и семейные традиции, культура и досуг в семье. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической).  Поскольку представление (защита) проекта предполагает вопросы слушателей по содержанию проекта и умение ребёнка, представлявшего проект, отвечать на эти вопросы. Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.

Успешная работа по формированию гармонично развитой личности ребенка школьного возраста невозможна, конечно же, без тесного взаимодействия с родителями. При активном участии родителей детей  в рамках проекта  организованы выставки домашних коллекций, оформлены фотогазеты и фотоальбомы, о семейных праздниках и национальных традициях. Родители расскажут о своей профессиональной деятельности, об увлечениях, примут  участие в подготовке и проведении праздников и развлечений. Тем  самым повысится роль семьи в образовательно-воспитательном процессе  и укрепятся внутрисемейные отношения через совместную поисково-творческую деятельность.

 Прогнозируемые результаты

 Позитивные:

- повышение мотивации участников проекта к исследовательской и творческой деятельности;

- укрепление взаимоотношений в семье;

-  определение статуса детей в семье и в группе;

-  активизация позиции родителей в образовании и воспитании своих детей на уровне их реальных  способностей;

-  повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Негативные:

-  низкий уровень исполнительской дисциплины;

- отсутствие у детей связи с родителями.

План проекта

  • 1. Герб семьи (девиз)
  • 2.Состав семьи
  • 3.Правила семьи (пословицы, афоризмы)
  • 4.Традиции (семейные праздники)
  • 5.Увлечения

Формы представления результатов

1. Выставки творческих работ.

 2. Презентации учащихся о своей семье.

 Подведение итогов (рефлексия) происходит в форме «круглого стола» с обсуждением проделанной работы: что получилось, что не получилось, какие выводы о проделанной работе вы сделали?

Список используемой литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.
  2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся по ОРКСЭ

Проектная деятельность. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педа...

Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...

Выступление на VIII межрайонных Сретенских образовательных чтениях в Вяземском районе по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ"

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал....

Статья. Проектная деятельность на уроках курса ОРКСЭ

Проектная деятельностьна уроках курса ОРКСЭ...

Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

В этой статье представлен опыт работы по проектной деятельности на уроках  "Основы светской этики"....

Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)

Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...