Статья. Проектная деятельность на уроках курса ОРКСЭ
статья

Тимошенко Лия Георгиевна

Проектная деятельность

на уроках курса ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc45.5 КБ
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_orkse.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад

августовская

 педагогическая конференция

Проектная деятельность

на уроках курса ОРКСЭ

подготовила

 учитель начальных классов

 МБОУЕСОШ №7 им. О. Казанского

Тимошенко Л.Г.

Ст. Егорлыкская

Ростовская обл.

 Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 В течение года в третьем классе  проводятся  классные родительские собрания, на которых вниманию родителей предлагают презентации курса ОРКСЭ по всем модулям и фрагменты уроков по одной из тем курса.  Родителям выдаются  методические рекомендации, которые помогли им разобраться в особенностях содержания курса, представлен УМК.

Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  • основы православной культуры;
  • основы исламской культуры;
  • основы буддийской культуры;
  • основы иудейской культуры;
  • основы мировых религиозных культур;
  • основы светской этики.

Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии.

Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению

. В процессе изучения курса можно использовать  следующие методы:

1. Эвристические беседы;

2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты)

3. Деловые и ролевые игры

4. Проектная деятельность

5. Работа в группах

6. Исследования

Проектные технологии

  В   основе  проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.

Отличительные черты данной технологии:

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  • ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
  • деятельностный подход;
  • сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
  • возможность работать в индивидуальном темпе;
  • формирование жизненно важных компетенций.

   

Виды проектной деятельности

По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:

исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение  задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);

— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;

— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;

ролевые и игровые -  направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).

Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир»,  проекты по краеведению.

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает  при анализе проделанной работы.

Исследовательская деятельность школьников

         Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.

         Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ   с учетом этнокультурных народов России

Памятники духовной культуры в нашей стране .

Добро и зло в  сказках народов, проживающих в России

Духовно-нравственные ценности в пословицах

Дружба начинается с улыбки

Красота общения: этикет в жизни людей родного города.

Кто такой друг?

Наши бабушки

Национальные костюмы народов России

Национальные традиции в нашей семье

Наша семья в годы Великой Отечественной войны

Нравственные правила в поведении героев народных сказок

Памятники духовной культуры в моем городе (селе)

Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)

Правила гостеприимства народов России

Религиозные праздники в нашей стране .

Так жили наши деды

Традиции и ценности моей семьи

Интерактивные технологии

Эти   технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести  коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).

  Игровые технологии

Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение  социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной  деятельности и особенно востребована младшими школьниками.

Обращение к игровым формам через сквозных героев, которые выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.

В УМК издательства «Дрофа» это:

  • Дети из разных стран мира, которые общаются и дружат через Интернет (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
  • Старшая сестра, изучающая курс этики в университете, и её брат, который учится в школе (модуль «Основы светской этики»)
  • Мальчик-пастушонок с монахом (модуль «Основы православной культуры»)
  • Бабушка Рабия и её внуки (модуль «Основы исламской культуры»)
  • Индийский мальчик и его друг слонёнок (модуль «Основы буддийской культуры»)
  • Дедушка и внук (модуль «Основы иудейской культуры»)

Так как мы работаем непосредственно с малышами, проекты учащихся  начальной школы могут быть представлены в виде:

  • Серии рисунков на выбранную учеником тему, если он решил делать проект сам.
  • Исследовательский проект в виде истории своей семьи, гениалогического дерева.
  • В виде докладов , сообщений.
  • Коллективные проекты( дети добровольно делятся на группы , выбирают одну из предложенных тем, дается достаточно времени , например 2-3 недели. По необходимости учитель консультирует , направляет в нужное русло .
  • Информационные проекты: в виде оформленной стенгазеты , серии исторических сведений.

Естественно при подготовке проектов учениками начальной школы приветсвуется активное участие и помощь родителей.

 Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель начальных классов МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского : Тимошенко Л.Г.

Слайд 2

Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики.

Слайд 3

. В процессе изучения курса можно использовать следующие методы: 1. Эвристические беседы; 2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты) 3. Деловые и ролевые игры 4. Проектная деятельность 5. Работа в группах 6. Исследования

Слайд 4

Отличительные черты данной технологии: целеполагание , которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика , а также учащихся друг с другом (групповой проект); возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.

Слайд 5

Виды проектной деятельности По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов: — исследовательские – напоминающие научное исследование. — прикладные – нацеленные на получение конкрет­ного результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.

Слайд 6

Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ с учетом этнокультурных народов России Памятники духовной культуры в нашей стране . Добро и зло в сказках народов, проживающих в России Духовно-нравственные ценности в пословицах Дружба начинается с улыбки Красота общения: этикет в жизни людей родного города. Кто такой друг? Наши бабушки Национальные костюмы народов России Национальные традиции в нашей семье Наша семья в годы Великой Отечественной войны Нравственные правила в поведении героев народных сказок Памятники духовной культуры в моем городе (селе) Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге) Правила гостеприимства народов России Религиозные праздники в нашей стране . Так жили наши деды Традиции и ценности моей семьи

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...

Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ

Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность в преподавании курса ОРКСЭ

Особенности организации и реализации проектной деятельности на уроках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"....

Статья. Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний».

Применение новейших педагогических технологий и современных требований ФГОС в реализации проектной деятельности на уроках окружающего мира....

Проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ.

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 20.0px Times} В начальной школе закладывается зерно личности, которая сможет найти информацию, отсеять ненужное, перевести в опыт собственной деятельн...

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира"

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира"...