История религий в России
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Алексеева Татьяна Викторовна

Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") на тему "История религий в России". 4 класс. Цель урока: создание условий для ознакомления с принятием христианства на Руси и ролью православного христианства в истории страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alekseeva_tv_istor_relig_v_rossii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

История религий в России

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Цель

создание условий для ознакомления с принятием христианства на Руси и ролью православного христианства в истории страны

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- знать о принятии христианства на Руси и о роли православного христианства в истории России.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать  информацию, которая нужна для решения учебной задачи; уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (слово, текст, схема, фильм, иллюстрация); уметь делать выводы на основе обобщения, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

- уметь принять и выполнить учебную задачу; уметь ориентироваться по ключевым словам и знакам; обнаруживать проблему и решать её; определять степень успешности выполнения своей работы по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

- уметь чётко строить собственное высказывание, слушать и понимать других.

Личностные УУД

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь придерживаться этических норм общения в коллективе, самому выбирать линию поведения в сотрудничестве с окружающими.

Метапредметные связи

- Русский язык, литературное чтение  

Технологии

- Игровая, оценивание учебных достижений

Формы работы

- Фронтальная, в парах  

Оборудование

Учебники, тетради, мел, презентация, маркеры для записей на белой доске, фильм «Крещение Руси», карточки для работы в парах.

На доске записаны вопросы:

1. Какую на Руси выбрали новую веру и почему?  

2. Какова роль православия в истории России?

На доске начерчена таблица для оценки достижений:

I

II

III

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент (1 мин)

Приветствует учителей и обучающихся.

-Проверьте готовность к уроку. У вас на партах тетрадь, пенал, учебник.

Приветствуют учителей.

Проверяют готовность к уроку.

 

Личностные результаты: формируем мотивацию к  целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. 

2. Актуализация знаний по теме «Искусство в религиозной культуре» (7 мин)

Предлагает задания кроссворда. Координирует и контролирует выполнение работы.

По горизонтали: 1. Роспись стен в христианском храме. 6. Искусство изображения Божьего Слова в исламе. 8. Надевается на стержни, которые держат в синагогах свиток, в знак того, что Писание – владыка народа. 9. Район Центральной Азии, где живут монахи-буддисты, которые во время одного из обрядов тщательно создают «круг» - вид Вселенной, а в конце ритуала разрушают изображение. 10. Священное Писание мусульман. 11. В переводе «круг» - символический вид буддийской Вселенной.

По вертикали: 2. Искусство изображения Будды. 3. В иудаизме он одевается в специальные расшитые одежды с поясом. 4. В христианстве изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых. 5. Искусство сложных орнаментов в исламе. 7. Светильник-семисвечник в иудаизме.

(Доп.вопрос: Что означает икона в переводе с греческого?)

Разгадывают кроссворд, вписывая в клетки слова. За правильный ответ ставят плюс своей команде. Постепенно на белой доске появляются ответы:

-Образ, изображение.

Регулятивные УУД:      развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей.

Познавательные УУД: развиваем умения оформлять информацию в виде слова в кроссворде.

Личностные результаты: формируем мотивацию к  целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать других.

3. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)

На доске запись:

История религий в России.

-Посмотрите на доску и сформулируйте тему урока.

-В ходе урока постараемся ответить на проблемные вопросы.  

Формулируют, записывают тему в тетради.

Читают вопросы.

Регулятивные УУД:      развиваем умение формулировать тему, принимать учебную задачу и следовать ей, работать по плану.

Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать.

3. Актуализация знаний. Работа по теме урока

1) Выбор веры (10 мин)

1. Беседа.

-На заре истории нашей страны в столице Киеве правил князь Владимир. Как большинство жителей Руси, Владимир придерживался тогда традиционных верований - многобожия (язычества), был идолопоклонником. Кто смотрел м/ф «Князь Владимир»? Вёл ли князь завоевательные войны? Зачем?  

-От чьих набегов страдала Русь?

-К кому сватался князь Владимир?

-Князь Владимир много думал о новой вере для Руси, чтобы объединить народы. Тогда Русь была молодым государством, но её могущество укреплялось. Какую веру вскоре принял князь?

-Расскажите по схеме, где существовало в то время христианство.

-В Древней Руси Византию называли «Греческим царством», а её столицу?

-Сейчас вы посмотрите фильм о выборе веры князем Владимиром. В фильме упоминается о магометянах. Магометяне это кто?

-Также вы услышите слово католики. Католиками в фильме названы христиане из Западной Европы. В начале фильма упоминается город Херсон (Херсонес). Это владение Византии – самой могущественной и культурно развитой страны того времени.

2. Просмотр фильма «Крещение Руси».

3. Беседа о фильме.

- Какую веру избрал князь Владимир?

-Почему именно христианство?

-После крещения народ прозвал князя Владимира «Красным солнышком». За что?

-В каком году произошло Крещение Руси?

Отвечают на вопросы.

-Да, чтобы расширить владения Руси. Хотел быть богатым, чтобы Русь стала богатой.

-От набегов печенегов.

-Сватался к царевне Анне, которая жила в Византии.

-Христианство.

- Христианство в то время существовало в Западной Европе с центром в Риме. Главой христиан Западной Европы был Римский папа. Также христианство было в Византии.

-Царьградом (Константинополем).

-Магометяне – мусульмане.

Отвечают на первый проблемный вопрос.

Записывают в тетрадях:

988г.- принятие христианства (Крещение Руси князем Владимиром).  

Регулятивные УУД: развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей, работать по плану.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из просмотренного мультфильма, из схемы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схемы.

Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из фильма, иллюстраций.

Физкультминутка. Игра «Блеф-клуб» (2 мин)

-«Верите» – руки вверх, «не верите» - присесть.

Верите ли вы, что…

-Рассказ о выборе новой веры есть в древней летописи «Повесть временных лет»?

-Князь Владимир во время крещения прозрел.

-Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась после крещения внука.

-Русским послам больше всего понравилась служба в храме Святой Софии в Константинополе.

-Жители Киева крестились в реке Дон.

-В Киеве на том месте, где стоял Перун, князь Владимир построил церковь святого Василия.

Выполняют движения.

(Это, действительно, так.)

(Да)

(Нет, княгиня Ольга крестилась раньше)

 

(Да)

(Нет, Днепр)

(Да)

Регулятивные УУД:      развиваем умение принимать учебную задачу и следовать ей.

Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать  информацию, извлекать информацию из фильма.

2) Роль православия в истории России (15 мин)

1. Беседа. Работа со слайдами презентации.

-Церковь на протяжении столетий играла важную роль в жизни нашей страны. Чем должна быть одухотворена, пронизана деятельность христианских монахов?

-До христианства поклонялись разным богам-идолам. К кому обращена молитва христиан?

Слайд «Кирилл и Мефодий».

-Чем прославились братья Кирилл и Мефодий?

-С приходом христианства на Руси появились первые школы, в которых учили чтению и письму по церковным книгам.

-Какие книги называют рукописными?

-В XVI веке при покровительстве митрополита Макария в Москве стал работать первый русский книгопечатник. Кто знает его имя?

-В 1564г. выходит первая русская печатная книга «Апостол» - часть Нового Завета.

-После Крещения Руси началось строительство храмов. Зачем?  

2. Беседа. Работа со слайдами презентации. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.56. Рассмотрите фотографию Софийского собора в Великом Новгороде.

-Итак, христианство дало новый виток развития культуры и просвещения.

-Русские князья порой ссорились и воевали друг с другом. Какую роль в этой ситуации выполняли митрополиты, епископы, священники?

-Найдите в учебнике на стр.57, какое бедствие обрушилось на Русь в XIII веке.

-Чем занимались русские митрополиты в те тяжёлые времена?

Слайд «Сергий Радонежский».

-В XIV веке жил святой Сергий Радонежский. Что вам известно об этом святом?

Слайд «Благословение Дмитрия Донского».

-На стр.59 найдите информацию о митрополите Филиппе.

-Тяжёлые времена Россия пережила в эпоху Смутного времени, когда завоеватели вторглись в пределы страны. Найдите о Патриархе Русской церкви Гермогене.

-Православные монастыри встают на защиту интересов страны. Найдите информацию о Троице-Сергиевом монастыре.  

-Национально-освободительная война против интервентов приняла всенародный характер. Прочитайте, какие события произошли в 1612 году.

-С какой иконой шло к Москве ополчение Минина и Пожарского?

-Итак, православные монахи защищали веру, правду, справедливость, выступали с призывами к народу нашей страны. Запишем это как правдолюбие, патриотизм.

-Найдите на стр.61 информацию о реформах в Русской церкви во второй половине XVII века.

-К чему привели эти реформы?

-Как стали именоваться те, кто не принял новые обычаи?

-Какой орган стал управлять церковью вместо Патриарха при Петре I?

-В XIX веке был сделан первый перевод Библии на русский язык. Это синодальный перевод (от слова Синод). Как вы думаете, зачем Библию перевели с церковно-славянского языка на русский?

-В XX веке у Христианской церкви, как и представителей других религий России, была трудная судьба. Что произошло в России в 1917 году? Прочитайте со стр.62.

-Сегодня мы видим возвращение многих людей к вере. Это происходит добровольно, по личному устремлению человека. Кто является главой современной православной церкви?

Слушают, отвечают.

-Верой, любовью, нравственностью.

-В основном к Единому Богу, также к Христу, Богородице, святым.

-Создали славянский алфавит, переводили книги с греческого на славянский язык.  

-Иван Фёдоров.

Записывают:

1) Культура и просвещение.

-Мирили князей.

2) Миротворчество.

-Нашествие монголов.

-Часто были советниками русских князей. В XIV веке митрополит Алексий был правителем Московского княжества при малолетнем князе.

-Рассказывают.  

-Филипп открыто обличал царя Ивана Грозного за расправы над невинными людьми. За это царь бросил его в тюрьму, где Филипп был убит.

-Гермоген обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании захватчиков. За это он был заточён в монастырь, где скончался от голода.

- Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду вражеского войска. Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая сограждан постоять за веру и Отечество.

-Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву.

-Казанская икона Божией Матери.

Записывают:

3) Правдолюбие, патриотизм.

-В Русской церкви были проведены реформы, которые приблизили её богослужения и обычаи к богослужению и обычаям Греческой церкви.

-Произошёл церковный раскол. -Те, кто не принял новые обычаи, стали именоваться старообрядцами, или староверами.

-Синод.

-Революция, царь Николай II был свергнут, вскоре власть в стране захватила партия большевиков, враждебно настроенная в отношении любой религии.

-Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Регулятивные УУД:      развиваем умение  следовать учебной задаче, работать по плану.

Познавательные УУД: развиваем умения  извлекать информацию из иллюстраций, текстов; развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать  информацию, которая нужна для решения учебной задачи,  делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно предполагать  информацию, которая нужна для решения учебной задачи,  делать выводы на основе обобщения, извлекать информацию из текста.  

Регулятивные УУД:      развиваем умение  следовать учебной задаче.

Коммуникативные УУД: развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

4. Подведение итогов. Работа в группах. Рефлексия. Определение ряда-победителя (5 мин)

-Возьмите карточку с заданиями. Поработайте в парах, выберите верные ответы.

-Проверим, что у вас получилось.

- Д.С. Лихачев писал: «Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества». Как вы думаете, почему? (Какова идея христианства?)  

-Нарисуйте в тетради кружок:

зелёный – «Я получил много полезной информации»;

жёлтый – «Кое-что я запомнил на уроке»;

красный – «Мне было неинтересно».

-Подсчитаем, сколько баллов набрала каждая команда на уроке.

Работают в группах, выполняют задания с выбором ответа.

Читают по очереди задания с ответами.

Размышляют.

Выполняют рефлексию по заданию.

-Определяют команду-победителя.

Познавательные УУД: развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные:  развиваем умение оценивать свою успешность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"

Разработка урока по курсу "Основы мировых религиозных культур" по теме "История религий в России"...

История религий в России: методическое сопровождение.

Что такое религия? Буддизм. Возникновение христианства.Католизм, иудаизм, ислам....

Конспект урока по ОРКСЭ "История религий в России"

Материал поможет учителям 4 класса при подготовке к факультативу по ОРКСЭ....

Презентация к уроку ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России" Часть 2

Презентация к уроку ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур) "История религий в России". Презентация подготовлена по материалам учебника "Основы мировых религиозных культур" авторы А.Л. ...

УРОК №18 Тема: «История религий в России»

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ«Основы мировых религиозных культур»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ 4 класс по теме «История религий в России. Рассказ о выборе веры» с использованием игры «Как ты думаешь» (Технология критического мышления)

Данная методическая разработка урока по ОРКСЭ поможет преподавателю вышеупомянутого курса провести урок по этой теме в форме увлекательной игры (Технология критического мышления, игра "Как ты думаешь"...

Конспект урока по ОРКСЭ. История религий в России. Рассказ о выборе веры.

Модуль "Основы мировых религиозных культур. Урок 18....