Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Затирка Ирина Владимировна

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тема: Христианская семья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_hristianskaya_semya.docx108.39 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Затирка Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа №455 Колпинского района Санкт-Петербурга

УМК "Школа России"

ОРКСЭ (Основы православной культуры)

4 класс

Тема: Христианская семья

Тип: Урок открытия новых знаний

Цель: Раскрыть особенности христианской семьи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • осознание христианского понимания семьи;
  • знакомство со смыслом обряда венчания, особенностями семейных традиций в православной культуре;
  • понимание, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Раскрыть понятие «семья», его христианское содержание;
  • Дать первоначальное представление об обряде Венчания;
  • Раскрыть смысл символов Венчания.

Регулятивные УУД:

  • Способствовать уважительному отношению к родителям, окружающим;
  • Формировать понимание значимости семейного воспитания для становления личности;
  • Способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение эффективно сотрудничать;
  • Признавать возможность существования различных точек зрения;
  • Грамотно излагать собственную точку зрения, проявлять активность для решения познавательных задач;
  • Вести диалог, соблюдать правила общения.

Личностные:

  • Формировать устойчивые мотивы, интереса к учению через открытие новых знаний;
  • Развивать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость;
  • Пробуждать чувство ответственности и заботы о семье.

Ресурсы:

Учебник . Кураев А.В. Основы  духовно – нравственной культуры  народов России. Основы  религиозных культур и светской   этики. Основы православной  культуры. 4 – 5 классы.  – м.: Просвещение, 2014.

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильный учебный класс.

Словари:

 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Издательство: Дрофа,2011

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва. Азбуковник, 2010

Видеоматериалы:

"Обряд венчания" 

Литература:

Литвяк Е.В. Праздник белого цветка. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря, 2014. Онлайн-версия

Конверты с заданиями

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.  на парте у вас лежат учебники, конверты с заданиями, пеналы.

-Мы с сентября изучаем новый учебный предмет "Основы православной культуры. Как вы думаете, с какой целью мы это делаем?

I I. Актуализация знаний, сообщение темы, постановка учебных задач

- Разгадайте ребус.(семья)

C:\Users\Ciceron\Desktop\rebus_751x338.jpg

- Сегодня я предлагаю вам поговорить о семье. Так как наш урок называется "основы православной культуры", то к слову семья мы должны добавить слово "Христианская". Запишем тему урока "Христианская семья".

-Какие новые знания хотели бы открыть на уроке?

-На какие вопросы хотели бы получить ответ?

  1. Что такое семья?
  2. Основные качества счастливой семьи?
  3. Что объединяет членов семьи?
  4. Заповеди, по которым живёт христианская семья?
  5. Что такое венчание?

III. Организация познавательной деятельности.

Работа над первым вопросом.

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово семья?(дом, родители, дети, уют, любовь, забота, понимание и т.д.)

- В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», как в нашем ребусе.  То есть семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.

- Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?(Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья…)

Формирование научного понятия "семья"

- В какой книге можно уточнить значение слова "семья"?(в толковом словаре)

- Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях Ожегова и Даля.

-Какое определение показалось наиболее понятным?

-Что общего во всех определениях?

-Сделаем вывод: семья- совокупность близких родственников, живущих вместе. Запишем определение в тетрадь.

Работа с учебником (с. 86)

- Прочитайте первый абзац.

- Какое определение семьи вы прочитали?

- Почему?

- Для кого может быть семья прибежищем - ковчегом? (ограждает детей от бед)

Работа над вторым вопросом.

– Прочитайте второй абзац и найдите ответ на второй наш вопрос.(основана на радости)

-Конверт №1. Ромашки ./Приложение№1/ Напишите на одном из лепестков "Радость".

- А теперь работа в парах. Заполните еще три лепестка. Какие качества сделают семью счастливой?

- Обсудим, что получилось.

- Многие качества вы повторяли. Значит, они являются  самыми главными для счастливой и дружной семьи.

Выберите их (забота, доброта, любовь, доверие, дружба, помощь)

    - В этом списке может быть ещё несколько качеств. Их вы откроете, когда прочитаете последние два абзаца (с. 87)(чтение по цепочке)(тактичность, терпение, прощение)

-  Как вы поняли, что такое тактичность?

- Какой пример вам помог разобраться в этом? (пример из учебника с. 87)

- Какое качество  должно стоять первым? (любовь)

-Ответили на второй вопрос?

 Поиск ответа на третий вопрос  урока.

- Что объединяет членов семьи? (ответы детей)

 - Что можно добавить к этому списку? Об этом вы узнаете  сами, когда прочитаете третий и четвертый абзац на стр.87 . (рождение и воспитание детей, общие праздники и традиции)

- Детей в православных семьях принято принимать, как дары от Бога. Рождение ребёнка наполняет семейную  жизнь светом и смыслом. Они стараются передать своим детям и свои знания, и свою веру.

- Какие семейные праздники вы можете назвать?

 Обобщение знаний по вопросу.

- Как можно ответить на вопрос нашего урока: «Что объединяет семью?»

Динамическая пауза

Поиск ответа на четвёртый вопрос.

- Издавна  на Руси семьи  были  большие и крепкие. В них уважали и почитали старших. Посмотрите,  в нашем классе прикреплены надписи. Что это? Встаньте, оглядитесь и прочитайте ещё раз. Какие заповеди должны укрепить христианскую семью?

Не убивай.

Не кради.

Не прелюбодействуй.

Не лги.

Не завидуй.

Почитай отца твоего и матерь твою.

- Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. В христианской семье дети очень почитают своих родителей и заботятся о них в старости.

 - Какой вывод можно сделать? (если соблюдать заповеди, семья будет крепкой, в ней будет мир и согласие)

- Ответили ли мы на третий вопрос?

 Поиск ответа на пятый вопрос

- Как же образуется христианская семья?

 -   Издавна на Руси православные люди, полюбившие друг – друга и решившие создать семью, венчались в церкви.

 Конверт 2

Прочитайте текст на листочках, делая маркировку:

V - я это знал;

+ - новая информация;

- - думал по-другому;

? - хочу задать вопрос, требуется уточнение.

Обсуждение и уточнение информации. Обратить внимание на вопросы:

-Что символизирует венец?

-Что означают кольца?

-Какую молитву поют во время венчания?

Просмотр отрывка из фильма "Таинство Венчания"

-Получили ответ на 5 вопрос?

-  Примером поистине христианских семей могут служить царская семья Николая II и Александры Федоровны, а также семья Петра и Февронии Муромских.

Читаем онлайн. Е. Литвяк "Праздник белого цветка"

-Ребята, я хочу познакомить вас с книгой Елены Викторовны Литвяк "Праздник белого цветка". Прочитайте главу "ОТМА" на стр.8-9 (чтение онлайн  http://online.fliphtml5.com/owzi/go)

-Как воспитывали детей в царской семье?

-Если вас заинтересовала эта книга, то прочитайте её полностью. Вы узнаете много интересного о жизни царской семьи.

-А сейчас послушаем мини-проект о русских святых Петре и Февронии, об их семье.

 О Петре и Февронии Муромских.

          В центре Москвы стоит маленький, древний храм в честь Вознесения Господня, в котором сияет тихим светом икона с двумя святыми, предстоящими Господу во славе. Эти святые, прославившиеся несколько столетий назад - Петр и Феврония Муромские. Согласно легенде, князь Пётр полюбил крестьянку Февронию. Однако, боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Пётр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. До сих пор сохраняются предания о беззаветной любви и преданности этих двух Муромских супругов. Так в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности,  который отмечается 8 июля в День покровителей этой супружеской пар.

 - Символом этого праздника стала ромашка.   У вас на парте есть этот цветок. Прикрепите цветы на доску.

 Рефлексия.

-  Вернёмся к задачам урока. Смогли ли мы ответить на вопросы, которые нас интересовали?

-Чем был полезен урок? Поделитесь мыслями об уроке? Закончите предложения на листочках из конверта №3/Приложение 3/

Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание?

- Я предлагаю вам задание  по выбору:

  • Традиции моей семьи;
  • В рубрике «Это интересно» на с.87 прочитать  и уметь объяснить  Библейскую  историю;
  • Подобрать пословицы о семье.

- Закончить урок мне хочется стихотворением В. Барестова

Любили тебя без особых причин  

За то, что ты - внук,  

За то, что ты - сын,  

За то, что малыш,  

За то, что растёшь,  

За то, что на папу и маму похож.  

И эта любовь до конца твоих дней  

Останется тайной опорой твоей.

-Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Приложение 1

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023ixw7uqe-012.png

Приложение 2

Вступление в брак в православии называется Венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что они в этот день "князь" и "княгиня", самые почитаемые люди в округе. Венец- это еще и награда за решимость людей подарить себя друг другу. Но еще это и мученический венец. Когда молодоженов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам - людям, которые когда-то были убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение "мученический венец" напоминает о терновом венце Христа)

По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.

Приложение 3

-Я узнал, что ...

-Я запомнил ...

-Я чувствовал ...

-Я сам нашел информацию ...

-У меня появилось желание ...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Чудо в жизни христианина Разработка урока по Основам православной культуры

Цели урока: познакомить детей с православными святынями и чудесами Задачи:a) обучающие: объяснить смысл понятий «чудо в православии, святыня»;б) воспитательные: воспитывать должное поведение хрис...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа

ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....

Технологическая карта урока ОРКСЭ («Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой , 4 класс)

Цель урока:формирование у детей представления о том, что такое подвиг, его бескорыстной и жертвенной стороной. Задачи урока Дидактические:1) познакомить учащихся с понятиями: «Подвиг»...