Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме «Правила твоей жизни»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Костюкова Ольга Васильевна

И у людей тоже есть свои законы, свои правила жизни. Эти правила помогают людям жить, и люди должны выполнять их для того, чтобы в обществе был порядок. Строгое обязательное правило поведения   в толковом словаре сформулировано словом «заповедь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_orkse_pravila_zhizni.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хозесановская средняя общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме

«Правила твоей жизни»

                                   

                                         Ф.И.О. автора: Костюкова Ольга Васильевна

2019-2020 учебный год

Тема  «Правила твоей жизни»

Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с правовыми документами
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры
  3. Создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни
  4. Развитие коммуникативных компетенций и творческих способностей

Оборудование: ноутбук, проектор, слайды, диск по курсу ОРКСЭ, текст с  заповедями, макеты знаков дорожного движения.

                                             Ход урока:

 1.Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: создание учебного настроя на деятельность

Учитель показывает заранее заготовленные макеты знаков дорожного движения. (Например, пешеходный переход, осторожно дети, подземный переход, уступите дорогу, стоп и т.д.)

-  Что это? Как называются эти знаки?

-Для чего нужны такие знаки.

- Вам попадались такие сборники? (Показ правил дорожного движения.) Это очень полезная книга, которую должны знать назубок все, кто учится водить машину. В ней изложены правила дорожного движения, в которых объясняется, как поступать водителям на перекрестках, остановках, поворотах и т.д.

- Подумайте, что могло бы произойти, не будь этих правил? (примерные ответы учащихся: произошли бы множество аварий, потому что  шоферы были предоставлены сами себе, одни ехали бы на огромной скорости, другие выезжали бы на встречную полосу движения, третьи не включали бы сигнальные фары).

- Какой вывод можно сделать по вашим ответам?

Вывод - для безопасности на дорогах знание правил и их соблюдение просто необходимы.

- Существуют  ли правила в школе? Какие правила поведения в школе вы знаете? (по одному правилу  каждый) (примерные ответы учащихся: В школу надо ходить в форме; На уроках нельзя шуметь; По школе нельзя бегать и т.д.

- Для чего нужны правила? ( Чтобы порядок был в школе; Чтобы хорошо учиться; Чтобы родители не волновались за нас, когда мы в школе).

 - Правильно, школьные правила нам нужны для того, чтобы мы каждый день с удовольствием ходили в школу.

 В каждой школе, армии и стране существуют правила или законы, без них люди не могли бы жить и трудиться вместе.

 

 2.Этап актуализации знаний.

Цель: перерабатывать полученную информацию и делать выводы в результате совместной работы.

- Попробуйте в группах вспомнить те правила, которые действуют на территории нашей школы, т.е. носят общий характер (не менее 10). Запишите эти правила на листочках. (Дети пишут на листочках, например:

      1) соблюдать дисциплину на уроках и переменах

           2) не наносить вред школьному имуществу

           3) не мусорить

           4) мыть руки перед едой

           5) носить сменную обувь

      6) носить школьную форму

      7) в гардеробе не топтать одежду

      8) аккуратно убирать посуду после обеда

      9) прислушиваться к замечаниям дежурных

           10) уважать честь и достоинство всех учеников

- Дети, а теперь откройте, пожалуйста, дневники. У каждого из вас есть вкладыш, где прописан устав нашей школы. Давайте, сравним ваши важные правила с правами и обязанностями учащихся, т.е. с законами нашего школьного государства. Что еще добавить к правилам? ( Регулярно посещать школу; Хорошо учиться.)

-  Вы придумали очень хорошие правила. Молодцы! Скажите, пожалуйста, в конечном счете, на что на что они все направлены? ( Они нас защищают; Они поддерживают порядок; Помогают нам учиться.)

III. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

      -   Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила, по которым она живёт. Например, смена времён года. В нашей местности зиму сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит. И еще множество разных законов.  

   - А что будет, если эти законы нарушатся? (мир ждёт разрушение и катастрофа).

- Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле.  И у людей тоже есть свои законы, свои правила жизни. Эти правила помогают людям жить, и люди должны выполнять их для того, чтобы в обществе был порядок. Строгое обязательное правило поведения   в толковом словаре сформулировано словом «заповедь»

Работа со словарем. 

- Из толкового словаря С. И. Ожегова найдите определение слова «Заповедь»   (Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь). Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества.

- Сегодня мы рассмотрим некоторые заповеди, которые  регулируют наши отношения с другими людьми. Они имеют очень большое значение. Если следование дорожным правилам, о которых мы упоминали в начале классного часа, помогает избежать аварий, то соблюдение Божьих заповедей оберегает от жизненных «крушений».

 IV.  Операционно-поисковый этап.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Групповая работа учащихся по обсуждению смысла заповедей, которые записаны на карточках. Выступление учащихся и дополнения учителя.

  1. Почитай отца твоего и мать твою.

- Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

Мы всегда должны уважать родителей и слушаться их;

Любить своих родителей и заботиться о них.

  1. Не убий

Следующая заповедь гласит: «Не убивай».  Вот что сказано об этой заповеди: На первый взгляд все ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только лишение жизни, но и попустительство, совет, способствующий этому преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека. Ведь если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

3. Не прелюбы сотвори, т.е.  не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Эта заповедь говорит о том, что будь верным, не предавай своих близких, не обманывайте  друг друга. Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

 4. Не укради.

Нельзя брать себе то, что принадлежит другим. Не имеет значения, что именно вы возьмете. Кража яблока и кража автомобиля одинаково  плохо… А знаете ли вы, что украсть можно не только что-то материальное? Ребята, которые обманывают в школе, списывая работы у других, тоже поступают плохо.

 5. Не произноси свидетельства ложного на искреннего своего.

Не клевещите на других. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)   Представьте, что вы, играя, разбили стекло. Нельзя  сваливать вину на другого. Нельзя лгать, клеветать, осуждать другого.

- Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? (Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.)

  1. Не желай чужого. (Не завидуй.) 

Мальчик может сказать: «Как бы я хотел такой же велосипед, как у Пети!» Тут нет ничего плохого, если это сказано по-дружески. Но заповедь предостерегает нас от стремления завладеть чужими вещами. Если мы будем завидовать другим, то следующим шагом может стать кража.

 Как зависть мешает радости, гасит её?

Просмотр театрализованного отрывка «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи  в сказке?

  Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

  V.  Этап закрепления

 -  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам? (Не кради)

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? (Не прелюбодействуй)

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»? (Не лги)

- Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления? (Не убивай)

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? (Напоминание о том, что Бога не обмануть.)

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью? (Не завидуй)

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди?

- Да, потому что нравственные законы важны для любого времени

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

В начале классного часа  мы говорили о дорожных правилах. Не зная этих правил, опасно водить машину. Столь же опасно знать эти правила и не выполнять их. Это относится и к заповедям. Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!» Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

 

Домашнее задание:  собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника.

  1. Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

- На отдельном маленьком листочке бумаги запишите так, чтобы никто не видел, какие заповеди вы когда – то нарушил каждый из вас.

Теперь порвите его на мелкие кусочки для того, чтобы навсегда забыть о нём и никогда не повторять такого.

     

Урок заканчивается  песней «Дорога добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект внеклассного мероприятия по теме «Правила твоей жизни»

Познакомить с правовыми документами; способствовать воспитанию правовой культуры; создание условий для самоопределения учащихся в школьной жизни; развитие коммуникативных компетенций и творческих спос...

Конспект урока по ОРКСЭ 3 класс на тему: "Вежливость"

Конспект урока по ОРКСЭ 3 класс на тему: "Вежливость"...

Технологическая карта по ОРКСЭ на тему: "Правила твоей жизни". 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представлений о соблюдении правил повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные: формировании готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному...

Урок по Светской этике на тему " Правила твоей жизни"

Конспект урока пожет учителям подготовиться  к уроку  и создать условия для правильной расстановки жизненных ориентиров, как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений....

Урок по Светской этике на тему " Правила твоей жизни"

Конспект урока пожет учителям подготовиться  к уроку  и создать условия для правильной расстановки жизненных ориентиров, как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений....

Конспект урока изобразительное искусство 3 класс на тему " Музей в жизни города"(УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Музей в жизни города»  Цели деятельности учителя: формирование у детей широких представлений о музее как значимом, особом ...