Конспект урока пои ОРКСЭ на тему "Культура и мораль"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Наделяева Татьяна Васильевна

Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на здании и уважении культурных и региональных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировозрений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы светской этики.

 Урок  на тему: «Культура и мораль».

Автор- Учитель начальных классов МОУ СОШ № 78 п.Чернышевск Наделяева Татьяна Васильевна.

ЦЕЛЬ:   Формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали.

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием «Мораль»;
  2. Ознакомить обучающихся в понятие «Культура»;
  3. Ознакомить с видами культуры (материальная, духовная);
  4. Научить различать культурные и моральные ценности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Обучающиеся узнают:

- что такое культура;

- что такое мораль;

Обучающиеся научатся:

- различать культурные и моральные ценности

- формулировать вопросы по изученному материалу

Обучающиеся освоят:

- первичные представления о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры и морали

Виды деятельности: беседа,  устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная  работа (тест), рефлексия.

Основные термины и понятия: мораль, культура.

Ход урока.

«Мораль».

- Что за игрушку вы видите у меня в руках? (Неваляшка)

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) 

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

 «золотое правило» нравственности

- Мораль. Именно так и звучит первая часть  темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его. (Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали).  Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

- А сейчас, я предлагаю вам  посмотреть на картинки, и выбрать, какие из этих поступков соответствуют золотому правилу морали, а какие нет?

image1

-- А как появилось это  золотое правило? Предположите.

- Мораль является  элементом культуры. А что такое культура?

  • Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.  
  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи.

Культура делится на материальную и духовную.

Давайте составим схему в тетради для того чтобы мы могли четко понять, что такое материальная культура и духовная культура.

- Материальная культура включает в себя предметы человеческого труда

(-Физические объекты, созданные человеком

 - Природные объекты, используемые человеком);

                                                                   

- Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем представления, идеи, ценности, традиции и обычаи, нормы и правила.

Существует много видов духовной культура:    

   1. политическая культура (идеалы и ценности людей в государстве);                                                  

   2. правовая культура (законы, по которым люди живут в обществе);                                                                        

   3. мораль – особый вид духовной культуры                                                                                                    

Физкультминутка.

Вывод: Таким образом мы с вами сегодня выяснили,  что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по- настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека.

Подведение итогов: Чтобы закрепить знания на сегодняшнем уроке предлагаю выполнить тест.

Тест

Вставьте пропущенное слово.

  1. Каждый народ создает свою собственную (…..).
  2. (…..) – это нормы и правила поведения человека с точки зрения представлений и добре и зле.
  3. Понятие культуры появилось:

а) В Древнем Китае

б) В Древнем Египте

в) В Древней Греции

г) В Древнем Риме

                 

  1. Материальная культура – это

а) Животный мир

б) Природа

в) Предметы человеческого труда

г) Правила поведения

  1. Духовная культура – это

а) Природа

б) Предметы материального быта

в) Традиции и обычаи

г) Здания и музеи

  1. Правила поведения человека в обществе определяют:

а) Правила гигиены

б) Моральные нормы

в) Законы природы

г) Технические нормы

Рефлексия 1

        Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Перед вами лежат таблицы, закрасьте ручкой ту клетку, как вы думаете, как работали вы, ваш сосед и весь класс. Те, кто закрасил листочки, положите их на край стола

Оценка работы на уроке

Хорошо

Не очень хорошо

Мог бы лучше

Я работал на уроке

Мой сосед по парте работал(а)

Мой класс на уроке работал

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема урока Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностныеформирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании констру...

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...