Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Алексашова Елена Ивановна

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Зачем творить добро?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zachem_tvorit_dobro.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Баскаковская средняя образовательная школа»

Номинация:   проект урока в рамках реализации предметной области ОРКСЭ

Тема урока «Зачем творить добро?»

Работу представила:

учитель начальных классов

Алексашова Елена Ивановна

Пояснительная записка

Данный урок разработан для 4 класса по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

Цель урока: помочь обучающимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

– понимание обучающимися  отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго

бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать        выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.     

Планируемые результаты:

предметные:

- познакомить с понятиями добро и зло, духовная радость;

- развивать умение работать с текстом притчи.

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 - учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом урока;

познавательные

- целенаправленно наблюдать за разными ситуациями и описывать их отличительные признаки.

коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

   - учиться работать в паре, группе.

личностные:

-давать нравственную оценку поступкам других;

-осознавать, что творить добро - делать благо другим, получать духовную радость для себя.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры

Ход урока.

I. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас есть на парте?

-Улыбнитесь друг другу! Начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

-Наш урок я предлагаю начать с притчи, которая  называется «Два волка»

-Посмотрите  и скажите, о чём эта притча?

Просмотр притчи (видеоролик)

                                                           Два волка.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Беседа по прочитанному.

-Так как вы думаете, о чём эта притча?

-Кто главные герои притчи?

-Какие черты  характера присущи  старику (мудрость, опыт, знания, доброта)

-Как вы думаете, почему старик сказал, что побеждает тот волк, которого ты кормишь?

- Как бы вы по-другому назвали эту притчу?

III. Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока «Зачем творить добро?» (показ на доске)

- Подберите синонимы к слову творить (делать, создавать, строить)

- Какое это предложение по цели высказывания? (вопросительное)

- Какая же будет цель нашего урока?

1.Раскрыть понятия: добро и зло (вывешиваются на доске карточки со словами добро и зло)

2. Познакомиться с примерами добрых поступков.

3. Выяснить, для чего нужно делать добро?

IV. Изучение нового материала

1.Фронтальная работа.

-У каждого на парте две такие же карточки.

Добро

Зло

- Вспомним уроки русского языка. Как называются такие слова? (антонимы)

- Придумайте однокоренные слова к слову добро (добрый, добряк, добрейший, доброта)

- Составьте словосочетания с любым из этих слов.

- У вас на столе цветные карандаши, раскрасьте карточки тем цветом, который, как вам кажется, подходит к этому слову. (Индивидуальная работа)

- Покажите карточки со словом добро.

- Почему вы использовали такие цвета?

- Покажите карточки со словом зло.

- Почему вы использовали такие цвета?

        2. Работа парами.

- У вас на партах лист. Вам нужно посоветоваться  и решить, какие качества относятся к добру, а какие к злу. Соедините линией слова добро и зло с соответствующим им качествам.

добро

любовь

зависть

ненависть

милосердие

гнев

жадность

сострадание

трудолюбие

верность

эгоизм

мужество

осуждение

зло

-Прочитайте слова, которые вы соединили со словом добро? Зло?

- Дополните каждую колонку ещё одним подходящим словом.

-Так что, по-вашему, добро? Зло?

Вот как говорили об этом великие люди.

«Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» Уильям Шекспир

«Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра» Федор Михайлович Достоевский

«Никакое добро не пропадает даром»  Древняя Индия, неизвестный автор

- Почему на уроках по православной культуре мы говорим о добре и зле?

3. Работа над притчей.

Ведро с яблоками 
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. 

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: 

— Кто чем богат, тот тем и делится!
Close-up_of_apples_in_a_bucket_1574R-25854.jpg

-Послушайте притчу (чтение учителя)

Беседа о прочитанном.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей)

- Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл притчи.

Работа в группах.

1 группа

Составьте сравнительную характеристику двух соседей. Запишите в таблицу, какие они были.

Новый сосед

Старый жилец

добродушный

счастливый

мудрый

щедрый

аккуратный и др.

злой

завистливый

мстительный

жадный

вредный и др.

2 группа

Выпишите из текста плохое и хорошее

Плохое

Хорошее

завистливый сосед

ведро помоев

мусор

гадость

злорадство

скандал

новый дом

большой красивый сад

хорошее настроение

блестящее ведро

спелые вкусные яблоки

надежда

- Как вы думаете, что доброе мы можем сделать для других? (высказывания детей)

- А были у вас в жизни такие случаи? Расскажите.

- А что вы чувствовали, делая добро?

- Можно сказать, что вы чувствовали духовную радость?

V.  Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним, какая у нас была тема урока?

- Так «Зачем творить добро?»

VI. Рефлексия.

-У вас на парте чистый лист. На нём нарисуйте или напишите, что вы бы хотели подарить кому-то просто так. Расскажите, кому вы бы сделали свой подарок.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зачем человеку пища".

Представлен конспект урока и презентация....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"

Урок содержит интересный и познавательный материал о сне....

Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Зачем и как люди заботятся о почве»

Технологическая карта урока«Зачем и как люди заботятся о почве»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Зачем и как люди заботятся о почве»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить...

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...

Конспект урока с презентацией по программе "Школа России" в 1 классе на тему: "Зачем нужны поезда"

Конспект урока с презентацией по программе "Школа России" в 1 классе на тему: "Зачем нужны поезда"...

Интегрированный урок в 1 классе по теме "Зачем люди осваивают космос?" (Окружающий мир и ИЗО)

Конспект интегрированного урока (окружающий мир и изо) в 1 классе по теме "Зачем  люди осваивают космос?"...