Методическая разработка урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Захарчук Наталья Викторовна

Тема:" Паломничества и святыни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ24.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                 СОГЛАСОВАНО:                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО              Зам. директора по УВР                   Директор МОУ

Руководитель   ШМО                                                                    «СОШ №2» г.Истра

учителей начальной школы      ________Стадник Т.В.              

_______Салычева Л.В..                  « ___» _________2019 г.         _________Власов И.И.

«____» _________2019 г.                                                                      « ____» ____2019 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

Методическая разработка

ОРКСЭ

«Паломничества и святыни»

 

Составила:

 Захарчук Н. В.,

учитель начальных классов

2019г.

Тема урока: Паломничества и святыни.

Цель: Формировать духовные ценности, уважительное отношения к вере и взглядам других народов; познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в религиозных традициях мира.
  1. Развивающие:
  • Развивать информационные компетентности учащихся на основе включения новых слов и понятий в собственный словарный запас.
  1. Воспитательные:
  • Формировать толерантное отношение к обычаям и обрядам различных религиозных культур.

Оборудование для учащихся: учебник, тетрадь, пенал, дневник;

Оборудование для учителя: доска, мел, раздаточный материал, учебник, презентация.

УУД:

  1. Личностные УУД:
  1. Развитие интереса к предмету;
  2. Способность к самооценке своих действий, поступков.
  1. Познавательные УУД:
  1. Поиск и выделение необходимой информации;
  2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  3. Осознанное и произвольное построение текста в письменной форме.
  1. Регулятивные УУД:
  1. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения.
  2. Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  1. Коммуникативные УУД:
  1. Умение взаимодействовать с классом;
  2. Умение слушать и понимать речь других.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

I.Орг. момент. Самоопределение к учебной деятельности

Время:

Приветствие, посадка детей.

Правила поведения и посадки.

-Хочу вам напомнить, на уроке сидим тихо, работаем активно. Сидим прямо, спина касается спинки стула, ноги на полу.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою посадку.

II.Постановка учебной задачи

Время:

Учитель проверяет домашнее задание.

-Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Отвечают.

Назвали тему, что изучали.

III.Сообщение нового знания

Время:

Просит открыть страницу 58.

-Прочитайте в рамке слева, что «Вы узнаете».

-Давайте узнаем, что же такое паломничество.

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существует во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым себя.

Просит прочитать, первый абзац.

-Иерусалим называют «городом трех религий». Как вы думаете почему?

Просит прочитать первый абзац «Паломничество в христианстве».

-Святая земля - общее наименование Иерусалима и окружающих его территорий.

Просит прочитать второй и третий абзацы «Паломничество в христианстве».

-Особо чтимые у христиан реликвии, связанные с крестовыми муками и смертью Иисуса Христа известные из них - терновый венец (хранится в Париже в соборе Нотр-Дам), плащаница (хранится в каффедральном соборе Турина в Италии), капли крови Иисуса Христа (в бельгийском городе Брюгге).

Известными центрами паломничества есть места, где хранятся части креста, на котором был распят Иисус Христос, гвозди и копье, которым его проколли. Это Константинополь (ныне Стамбул), Александрия, Дамаск, К Кипр, Закавказье (Грузия и Армения) и ин.

Задает вопросы:

-Что является главным объектом паломничества для христиан?

-Назовите главные реликвии христиан.

Просит прочитать три абзаца «Паломничества в исламе».

Учитель читает справку справа на странице 59.

Просит прочитать два абзаца «Паломничества в исламе». Учитель показывает картинки на слайде.

Просит прочитать два абзаца «Паломничества в исламе».

-Мечеть Аль-Акса хоть и выглядит скромно, имеет третье в мусульманском мире значение после храмов Мекки и Медины. Считается, что именно на этом месте пророк Мухаммед встретил трех пророков и произнес молитву, после чего вознесся на небо.

Мечеть Купол Скалы имеет огромный золоченый купол, являющийся архитектурной доминантой Иерусалима. Внутри мечети расположена небольшая скальная площадка, с которой, как гласит легенда, и вознесся на небеса пророк Мухаммед.

Задает вопросы:

-Где находятся святыни мусульман?

-Как они называются?

Учитель просит прочитать «Паломничество в иудаизме».

-Пророчество предсказало, что Иерусалимский храм будет разрушен, но его западная стена сохранится. И хотя Стена Плача не является стеной Храма, но наиболее близка к ней и поэтому стала величайшей святыней еврейского народа.

Свое название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные оба в один день, но в различные годы.

В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междуусобную войну - во второй.

Задает вопрос:

-Что и почему пользуется первостепенным почитанием в иудаизме?

Учитель просит прочитать «Паломничество в буддизме».

-Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара. Индия).

В V, VI, VIII вв. осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, "северный", маршрут пролегал по Великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут - через Южно Китайское море, Бенгальский залив.

Задает вопрос:

-С какими событиями в истории буддизма связаны главные центры их паломничества?

Читают рамку в учебнике.

Слушают рассказ учителя о поломничестве

Читают.

Высказывают свое мнение по вопросу.

Читают учебник.

Слушаю, что такое Святая Земля.

Читают учебник.

Слушают о христианских реликвиях.

Отвечают на вопросы.

Читают учебник.

Слушают справку.

Читают учебник, смотрят на картинки на слайде.

Слушают об исламских местах паломничества

Отвечают на вопросы.

Читают учебник.

Слушаю рассказ о Стене Плача в Иерусалиме.

Отвечают на вопрос.

Читают учебник.

Слушают о буддийском паломничестве

Отвечают на вопрос.

Слайд №1.

Слайд №2.

Слайд №3.

Слайд №4.

Слайд №5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

IV.Включение в систему знаний

Время:

Включает кроссворд по теме урока.

1.Останки тел умерших людей

2.Какая мечеть (название) третья по значимости святыня ислама?

3. «Город трех религий»

4.Гроб Господень в Иерусалиме – это чье место захоронения?

5.Гробница этого пророка находится в Мечети в Медине.

6.Религия, у которой паломничество играем меньшую роль, чем в других.

7.Храм в Мекке, главная святыня мусульман.

8.Путешествие с целью поклонения священному месту или предмету.

9.Сколько мест, где произошли основные события жизни Будды?

10.Как называется паломничество в город Мекку?

11.Какая земля – общее наименование Иерусалима и окружающих его территорий?

12.Особо хранимая и почитаемая верующими святыня.

Разгадывают кроссворд.

Слайд №9.

V.Итог урока. Рефлексия

Время:

Подведение итогов урока.

- Как вы думаете, справились ли мы с поставленной задачей?

-Мы сегодня с вами познакомились с паломничествами и святынями четырех мировых религий.

-Вы все большие молодцы!

Отвечают на вопросы.

VI.Домашнее задание

Время: 10:14

Прочитать учебник на стр. 58 – 61.

Записывают домашнее задание.

VII. Резерв

Видео о буддизме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»

Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".

Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"

Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые....