Методическая разработка урока ОРКЭС " Православная семья"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Методическая разработка урока ОРКЭС по теме " Православная семья" .Урок- открытия новых знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 332.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Христианская семья.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи: Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
Формировать понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта.
Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений.
Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей.
Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Ход урока
1.Оргмомент
В жизни мудрость нас ведет,
С каждым днем она растет.
Вслед за ней и мы растем
И мудреем с каждым днем.
Ищем мудрые советы,
Мудрые даем ответы,
С мудростью дела ведем,
Мудрость слушаем во всем.
- Какое слово чаще всего встречалось в этом стихотворении?
- Как вы понимаете значение слова мудрость ?
Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости. Мудрости православия.
2.Актуализация знаний. Постановка темы и задач.
Чтобы узнать о чём мы будем говорить на уроке, разгадаем ребус. Правильно семья.
(Слайд 1. Семья)
Стих о семье.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-Как вы понимаете , что такое СЕМЬЯ? (Родители, дети, бабушка и дедушка, любовь, забота о ближних, нежность и т.д.)
- Как вы понимаете, что такое семья?
-Найдем определение Семьи 1 группа – в учебнике, 2 группа- в словаре С.И.Ожегова.
Что общего ? В чем различия?
4. Проблемная ситуация.
- С чем сравнивают семью? (С ковчегом.)
Почему семью сравнивают с ковчегом?
Это КЛЮЧЕВОЙ вопрос нашего урока.
(Слайд 4)
- Что мы хотим узнать, чтобы ответить на этот вопрос сегодня на уроке?
- На какие еще вопросы вы бы хотели получить ответы? (Почему так называется ? Чем отличается от понятия просто «семья»? Какие отношения в семье? Какой образ жизни?)
- Значит, нам предстоит выяснить особенности христианской семьи?
5. Открытие нового знания
- Как вы думаете , чем ХР.семья отличается от обычной?
Давайте в этом поробуем разобраться.
1 группа- из предложенных ценностей называет то, что подходит для обычной семьи
2 группа- называет то, что подходит к Хр.семье
Сделаем вывод: Обычная и Хр.семья имеют одинаковые ценности. Но не каждая семья будет хр., почему?
Найдем ответ на это в учебнике с.86
- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
- Что означает венец над молодожёнами?
6. Физминутка
-Какую семью можно назвать счастливой?
- Какие фото расказывают нам об этом?
7. Первичное закрепление
Посмотрите притчу « Ладная семья» , ребята, и постарайтесь проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопрос что нужно для счастья в семье. А помогут вам вопросы-помощники, на партах.
Какие семейные ценности можно выделить в притче?
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
Почему семья в притче названа непростой?
Легко ли жить в такой большой семье?
-Что объединяло семью из притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
- Что же главное в хр.семье?
Эта любовь и взаимопонимание помогает чему ?
Почему это важно для каждого в семье ?
Вывод: Человек чувствует поддержку в семье и чувствует себя защищенным.
Вернемся к КЛЮЧЕВОМУ вопросу нашего урока.
Почему же семью называют ковчегом ?
Как вы думаете ,что нужно для сохранения дружной и счастливой семьи?
( общие дела , общие праздники , семейные традиции)
- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?
Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. ( рассказ о Петре и Февронье)
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы бояре умолили князя вернулся назад вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием.
Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества.
8.Рефлексия
Давайте подведем итог нашего урока.
- Выберите основные понятия, которые помогли нам ответить на главный вопрос нашего урока.
- Что отличает хр.семью от обычной семьи?
- Что необходимо для того, чтобы семья была крепким ковчегом?
9. Домашнее задание.
По выбору:
- найти отрывки из стихотворений, раскрывающие семейные ценности;
- подобрать мудрые высказывания о семье
Ладная семья
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока основ православной культуры
Методическая разработка урока выполнена для учеников 2 класса первого года обучения основам православной культуры с использованием методического пособия Л. Л. Шевчен...

Методическая разработка урока по теме "Семья" для 4 класса.
Этот урок был разработан по УМК Биболетовой М.З. для участия в конкурсе "Учитель года" в 2011 году и имел хорошие отзывы комиссии конкурса....
Методическая разработка урока "Основы православной культуры".
Подвижник ХХ - ХХI в.в. архимандрита Иоанна ( Крестьянкина ). Жизнедеятельность,биография одного из наиболее почитаемых старцев ХХ - ХХI в.в.Материал может быть полезен на уроках "Ос...

Методическая разработка урока (Основы православной культуры) Христианская семья
Формирование представлений о семье как главной нравственной ценности человека,знакомство со смыслом обряда "Венчание",особенностями семейных традиций в православной культуре....
Методическая разработка урока «Ценности христианской семьи»
Представленная разработка урока и составленный к ней лэпбук "Ценности христианской семьи" раскрывает ценности понятия "семья", знакомит с основными традициями христианской семьи, п...

Методическая разработка урока "Основы православной культуры"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания друг другу крепкого здоровь...

Методическая разработка урока на тему "Семья"
Методическая разработка урока на тему "Семья" для детей с ЗПР (2 класс)Цели урока:1. Образовательные:- Ознакомить детей с понятием семьи, её членами и ролями.- Развивать речевые навыки через...











