Методическая разработка урока "Основы православной культуры"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Старцева Надежда Анатольевна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания друг другу крепкого здоровья, что помогает создать положительный настрой. Выполняя предложенные задания, учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока. Работая в парах и группах, а также в ходе беседы по теме урока, дети выполняют творческие задания, размышляют, отвечают на вопросы, представляют итоги своей работы. На уроке используется технология сотрудничества, здоровьесберегающая и игровая технологии, элементы технологии АМО и ИКТ. Помощь в проведении занятия оказали отец Николай и руководитель школьного музея, осветив предложенные им вопросы. Детям для просмотра были предложены презентации и мультфильм по теме урока. В заключении урока учащиеся выполнили практическую работу по изготовлению подарка для первоклассников. АМО "Дерево ожиданий" дало возможность учащимся подвести итоги своей работы на уроке, проанализировать свои ожидания и опасения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_urok_hristianin_v_trude.docx247.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Барятинская средняя общеобразовательная школа»

         Методическая разработка урока

      «Основы православной культуры»

                          4 класс

Тема: «Христианин в труде»

Автор: Старцева Надежда Анатольевна,

учитель высшей квалификационной    категории

                                      с.Барятино,  2020 год

1. . ФИО автора

Старцева Надежда Анатольевна

 2 Место проведения

МКОУ «Барятинская СОШ»

3. Предмет, модуль

ОРКСЭ, ОПК

 4 Тема урока

Христианин в труде

5. Название учебника

А В Кураев «Основы православной культуры»

6 Цель урока

 развитие и углубление представлений учащихся о заповедях Бога,о ценности труда для христианина.

7.Задачи

Познавательные:

- помочь учащимся осознать заповедь труда как реализацию человеком замысла  Бога  творчески возделывать и преображать окружающий мир, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку;

- выяснить смысл  понятий «труд», «пост»;

- установить, что не всякий труд облагораживает мир и человека;

-познакомить с информацией о славных земляках Барятинского района.

Развивающие

- развивать логическое мышление на основе установления  связи между четырьмя заповедями Бога;

- развивать умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающие:

- создавать условия для духовного развития учащихся, желания «трудиться на совесть».

8.Оборудование

мультимедийная установка, презентации (по теме урока), «Матушка Сепфора-птичка небесная», «Славные земляки» (руководитель музея), рисунок дерева, шаблоны яблок, раздаточный материал для работы в парах и группах, шаблоны для изготовления закладок, музыка для проведения физкультминутки, отрывок мультфильма «Антошка», учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»

9. Описание применяемых педагогических методик

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке формируется представление о духовно-нравственных ценностях труда человека. Урок начинается с пожелания  друг другу крепкого здоровья, что помогает создать положительный настрой. Выполняя предложенные задания, учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока. Работая в парах и группах, а также в ходе беседы по теме урока, дети выполняют творческие задания, размышляют, отвечают на вопросы, представляют итоги своей работы. На уроке используется технология сотрудничества, здоровьесберегающая и игровая  технологии, элементы технологии АМО и ИКТ. Помощь в проведении занятия оказали отец Николай и руководитель школьного музея, осветив предложенные им вопросы. Детям для просмотра были предложены презентации и мультфильм по теме урока. В заключении учащиеся выполнили практическую работу по изготовлению подарка для первоклассников. АМО «Дерево ожиданий» дало возможность учащимся подвести итоги своей работы на уроке, проанализировать свои ожидания и опасения.

                               Содержание.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

      3. Мотивация учебной деятельности. АМО «Дерево ожиданий»  

      4. Актуализация опорных знаний

      5. Основная часть. Изучение нового материала

      6. Создание проблемной ситуации.

      7. Физкультминутка   «Радуга» 

8. Продолжение работы над новым материалом (Просмотр эпизода мультфильма «Антошка», инсценировка легенды, работа в группах).

      9.  Представление презентации «Славные земляки»

10. Творческое  и практическое применение  знаний и умений.   

     11. Итог урока.

     12. Рефлексия. АМО «Дерево ожиданий»  

     13.Домашнее задание.

        Конспект урока «Основы православной культуры» в 4 классе

Тема: «Христианин в труде»

Цель урока:- развитие и углубление представлений учащихся о заповедях Бога,о ценности труда для христианина.

Задачи урока:

Познавательные:

- помочь учащимся осознать заповедь труда как реализацию человеком замысла  Бога  творчески возделывать и преображать окружающий мир, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку;

- выяснить смысл  понятий «труд», «пост»;

- установить, что не всякий труд облагораживает мир и человека;

-познакомить с информацией о славных земляках Барятинского района.

Развивающие

- развивать логическое мышление на основе установления  связи между четырьмя заповедями Бога;

- развивать умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения.

Воспитывающие:

- создавать условия для духовного развития учащихся, желания «трудиться на совесть».

Ожидаемые результаты:

-учащиеся выяснят смысл  понятий «труд», «пост» «работа на совесть»;

-узнают о первом грехе людей;

- установят логическую связь между четырьмя заповедями Бога;

- обсудят заповедь о посте;

-узнают о «Славных земляках Барятинского района» и о жизни монахини Сепфоры;

- вспомнят пословицы,  художественные произведения о труде.

Основные термины и понятия: Библия, заповедь, райский сад, «древо познания», мудрость, пост, лень, гордыня, трудиться в поте лица.

Оборудование: мультимедийная установка, презентации, рисунок дерева, шаблоны яблок, раздаточный материал для работы в парах и группах, шаблоны для изготовления закладок, музыка для проведения физкультминутки, отрывок мультфильма.

Формы и виды деятельности: беседа, инсценирование легенды, самостоятельное  чтение, работа с учебником, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом презентации, творческая работа учащихся в парах и группах.

                                                       Ход урока

1. Организационный момент.

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Мы тайны разгадаем и мир большой познаем!

     -Здравствуйте, ребята! Начнём урок с пожелания  друг другу крепкого здоровья. Повернитесь в парах друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

 Большого (средний)

Во всем (безымянный)

 И везде (мизинец)

 Здравствуй (всей ладонью)!

 - А я хочу пожелать вам удачи,  всегда готова оказать вам поддержку и помощь.

2. Проверка домашнего задания

- Кто изображен? Что их объединяет? (А.Невский, Д.Донской, Ф.Ф. Ушаков, Илья Муромец - защитники Отечества, воины и святые)                    Слайд 2.

-Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)

- Согласны ли вы с утверждением: «Война может быть справедливой»?

- Какие Отечественные войны Вам известны? (Война 1812 г., ВОВ 1941-1945)

-Распределите слова в две группы: 1812 год  и 1830 год              Слайд 3-5.

      (Французский император Наполеон, Куликовская битва, М.И.Кутузов, князь Дмитрий Иванович Донской, монголо-татары, монахи Пересвет и Ослябя, Бородинское сражение).

-Кому принадлежат слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)             Слайд 6.

-Как вы их понимаете? (не судите других, учитесь прощать)

3. Мотивация учебной деятельности

- Игра «Доскажите слово»:                                                               Слайд 7.

Землю  красит солнце, а  человека -… (труд).

Дерево сильно корнями, а человек – … (трудами).

- На какую тему пословицы?  (О труде).

- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о труде человека).

- А как мы называем людей, верующих в Иисуса  Христа?  (Христиане)    

 - Значит, какова тема урока? (Христианин в труде).                      Слайд 8.

- АМО «Дерево ожиданий»Слайд 9.

- На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на нашем занятии? Чему хотели бы научиться? Озвучьте ваши ожидания или опасения. (Ставлю песочные часы -3-5 минут, дети произносят вслух свои мысли).

- Запишите свои ожидания или опасения на шаблонах яблок и прикрепите яблоки на «дерево ожиданий». В конце занятия мы выясним, смогли ли вы получить ответ на волнующие вас вопросы, сравним ваши ощущения.

4. Актуализация опорных знаний

-Что такое труд?  Для чего он нужен? (ответы детей)

-Давайте обратимся к толковому словарю.                               Слайд 10.

     Труд-это деятельность человека, направленная на получение необходимых предметов для удовлетворения нужд. 

    Труд – это честное выполнение своих трудовых обязанностей.

   

    В церковнославянском языке слово «труд» — одно из обозначений болезни, страдания. И это вполне соответствует библейскому пониманию труда. По христианскому вероучению, необходимость трудиться в поте лица своего, равно как и связь труда со страданием, стала для человека прямым следствием грехопадения.

 -Ребята, а как вы понимаете смысл слова грехопадение?

- Вы узнаете о первом грехе людей, какой «труд» не приносит пользы христианину и бывает  напрасен.                                                                               (Слайд 11)

5. Основная часть. Изучение нового материала

        Вспоминая библейские рассказы, кто на земле существовал всегда? (Бог).

- Как вы думаете, ребята, а БОГ трудился? (Да, он создал мир, землю, людей).

- Теперь вспомните первых людей. Где они жили? (Их звали Адам и Ева.   Они жили в  райском саду).                                                                           Слайд 12 .

-Это был уголок земли, где звери слушались людей и где не было смерти.

- А они трудились? (Да, они ухаживали за садом).

      Людям Бог дал 4 заповеди. А что включали в себя они, мы узнаем, прочитайте в учебнике текст на с.  139  и проведите линии соответствия на карточках.

Работа в парах. Учащиеся на карточках соединяют название заповеди с её видом деятельности. Проверка по                                                       слайду 13.

— заповедь умножения жизни («плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»);

— заповедь труда «возделывания и хранения райского сада»;

— заповедь познания мира («нареки имена животным»);

— заповедь поста ( «Не вкушай плодов древа познания добра и зла»).

6. Создание проблемной ситуации.

- Какая из них заповедь труда? (Возделывание сада).

- А что такое ПОСТ? Может ли эта заповедь относиться к труду?(Ответы уч-ся на уровне интуиции).

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратится к словарю). (Пост-это временное воздержание отчего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее)

    Сегодня у нас в гостях отец Николай. Он поможет разобраться в этом вопросе.

7. Физкультминутка«Радуга» (звучит музыка)
В небе дождь, гроза.   Закрывай глаза! 
Дождь прошел. Трава блестит. 
В небе радуга стоит. 
Поскорей, поскорей    выбегай из дверей, 
По траве    босиком,   прямо в небо   прыжком. 
 

8. Продолжение работы над новым материалом.

     - Все деревья райского сада были насажены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться — кроме плодов древа познания. Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своём служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того — оно было святыней. Но вместо пути труда человек предпочёл пойти путём магии. Мол, просто съем этот плод — и сразу стану мудрым. Однако мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не даётся без труда и опыта.

(Просмотр эпизода мультфильма «Антошка»)                                Слайд 14.

- Какие первые грехи совершил человек?

      Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества — это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был не прав, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай...»). Он решил, что Бог неверно разграничил добро и зло, а вот если человек самовольно вкусит плод древа познания, то он приобретёт совсем новое представление о границах добра и зла.

      Человек решил стать «как Бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили своё бессмертие. Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя.Слайд 15.

     И ещё Он ввёл в жизнь людей необходимость повседневного труда — уже «в поте лица своего».

    Теперь всё, что необходимо человеку для жизни- питание, тепло и уют, добывается напряжённым усилием. С течением времени зарождается культура труда. Труд из проклятия и тяжкой ноши получает значение положительной ценности, т.к.ему человек обязан выживанием.

Инсценировка легенды ( четверо учащихся -автор и трое рабочих).Слайд 16

-  Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор.Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. 

 Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" 

 Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". 

 А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

    -Почему  все трое, занимаясь одной работой, дали различные ответы на заданный вопрос. (Люди по - разному относились к работе).

-А кто из героев вам понравился? Почему?

- Давайте попробуем сами определить, когда труд полезен, а когда «напрасен»? (работа в группах)Приложение 1.

1 группа. Разделите виды трудовой деятельности на две группы.

(На столе карточки со словами: распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление  и продажа табачной продукции, оказание медицинской помощи,  волонтёрство, производство продуктов питания, посадка деревьев, уборка помещения).

-Какой труд приносит пользу людям? Почему?

2 группа. Прочитайте стихотворение и скажите, про кого оно:

«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -

Так ленивцы говорят. –

«Завтра всё я сделать рад.

Хоть в день праздника Господня!

А сегодня отдохну,

Завтра свой урок начну.

Завтра не хочу лениться!

Завтра – надо потрудиться! (Б.Фёдоров.)

– О ком это стихотворение?(О ленивых.)

– Какой пословицей можно им ответить? («От работы не будешь богат, а будешь горбат», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».)

3 группа. Прочитайте отрывок стихотворения Николая Заболоцкого и определите, о каком труде идет речь?

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт?(Святые). 

Познакомьтесь с  презентацией «Матушка Сепфора-птичка небесная» (ноутбук). (О схимонахине Сепфоре (Калужская область, Козельский район, монастырь Спаса Нерукотворного пустынь).В монастыре жила и закончила свой земной путь матушка Сепфора. Она много работала днем, а ночью так мало спала, что «и лапотков порой не снимала».

- Можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему? (Можно. Их труд привёл к Богу, и с Божьей помощью  они стали  помогать людям).

( Выступления командиров групп).

     Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего   обогащения — такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Вор пробрался в чужой дом.  И искусный  труд мастера  оказался недобрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или клубы игровых автоматов. Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.

  Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали «на совесть».Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте. Но они верили в то, что их труд видит Бог. И поэтому не позволяли себе лениться.

      Итак, с христианской точки зрения, труд — это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, учеба, общение с другими людьми — это тоже труд.

   Труд — это ещё и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд даёт человеку опыт, знания, закаляет его характер. Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд: «Кто пашет, должен пахать с надеждою... Не обижай наёмника... В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его... Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа».Слайд 17.

     Любой труд почётен, если у него правильная цель.

     Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины.

9.  Представление презентации «Славные земляки»

Сегодня у нас есть еще один гость. Это руководитель школьного музея. Многие наши земляки своим добросовестным трудом прославили  Барятинскую землю. Об этом нам и расскажет… (презентация  об успехах барятинских льноводов, животноводов,  кавалерах ордена Ленина  А.И. Биюткиной, П.И. Кузнецове, Д. Ф. Потаповой, А.Е. Степановой, А.Д. Чибисове, М.Б. Шастиной;   великих земляках, прославивших на всю страну наш край – певице А.В. Прокошиной, учёном генетике Н.В. Тимофеевом-Ресовском, дипломате Н.С. Рыжове).

- Что значит «работать на совесть»?

- Кто является автором поговорки « кто не работает - не ест»?

10. Творческое  и практическое применение  знаний и умений. Приложение 2.

Ребята, а вы любите получать подарки? Подарки можно купить, а можно изготовить своими руками. Какие подарки вам приятнее получать?

Я предлагаю вам еще потрудиться-изготовить подарки для первоклассников. Им будет приятно их получить. Это закладки для книг. На обратной стороне закладок запишите «мудрый совет»-пожелание для первоклассников. Можно использовать пословицы.                        

( Изготовление закладок для книг из заготовленных шаблонов)

11.Итог урока.

-Что же такое труд? 

-Каким должен быть труд христианина? 

-Что дает труд человеку? (Опыт, знания, закаляет его характер…)        

-Что значит «работать на совесть»?

-Где будем применять полученные знания?

  1. Рефлексия.                                      Слайд 18.

Я уверена, что сегодня мы с вами тоже поработали «на совесть». Давайте расскажем об этом. Передаем по кругу яблоко и дополняем фразу:

-  я узнал (а), что…;

-оказывается, что…    ;

- было интересно…

АМО «Дерево ожиданий»

- С каким настроением заканчиваете урок?

     Давайте посмотрим на наше «дерево». Сравните свои ожидания и опасения. Оправдались ли они?

13.Домашнее задание.                                       Слайд 19.

Стр. 139-141-прочитать, ответить на вопросы стр.141, принести фото (нарисовать рисунки) «Труд в моей семье» или рассказать о труде одного из членов семьи.

- Я хочу завершить наш урок словами Святителя  Иоана Златоуста: «Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».

- Спасибо всем за урок! Желаю удачи!Слайд 20.

                                                                                                                Приложение 1.

                                     Задания для групповой работы.

1 группа.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Распределите обязанности. Выберите командира группы

Задание.Разделите виды трудовой деятельности на две группы.

(На столе карточки со словами: распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление  и продажа табачной продукции, оказание медицинской помощи,  волонтёрство, производство продуктов питания, посадка деревьев, уборка помещения).

-Какой труд приносит пользу людям? Почему?

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему?

2 группа.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Распределите обязанности. Выберите командира группы

Задание.Прочитайте стихотворение и скажите, про кого оно:

«Завтра! Завтра! Не сегодня!» -

Так ленивцы говорят. –

«Завтра всё я сделать рад.

Хоть в день праздника Господня!

А сегодня отдохну,

Завтра свой урок начну.

Завтра не хочу лениться!

Завтра – надо потрудиться! (Б.Фёдоров.)

– О ком это стихотворение?

– Какой пословицей можно им ответить? («От работы не будешь богат, а будешь горбат», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».)

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему?

3 группа.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Распределите обязанности. Выберите командира группы

Задание.Прочитайте отрывок стихотворения Николая Заболоцкого и определите, о каком труде идет речь?

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт?

Познакомьтесь с  презентацией «Матушка Сепфора-птичка небесная» (ноутбук). (О схимонахине Сепфоре (Калужская область, Козельский район, монастырь Спаса Нерукотворного пустынь ).

- Можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? 

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему?

                                                                                                     Приложение 2.

Изготовление закладок для книг

Пословицы.

Труду везде почет.

Не учи безделью, учи рукоделью.

Умение и труд – радость принесут.

Господь повелел от земли кормиться.

Без труда нет плода.

С трудом и мороз не страшен.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке по физической культуре "Необычное путешествие"

Данная презентация была представлена на районном конкурсе методических разработок, гда заняла почётное 2 место....

Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"

Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» Методическая разработка по воспитанию культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.В наши дни, многие люди — мирные жители,  оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. ...

Методическая разработка. Внеурочная деятельность. Культура России и родного края по теме:"Национальные костюмы и традиции культуры быта народов России."

В разработке помещён материал о национальных костюмах и традициях культуры быта народов среднего Поволжья....

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Методическая разработка урока физической культуры "Зимние Олимпийские виды спорта"

Программа по физической культуре состоит из трёх разделов: «Основы знаний», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использовани...