Урок ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Фогель Ирина Ивановна

Добро и зло, часть 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx28.6 КБ
Файл dobro_i_zlo.pptx2.84 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Предмет: ОРКСЭ

Тема. Добро и зло

Тип урока: изучение новой темы

Прогнозируемые результаты: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Дидактические средства: раздаточный материал, учебник ОРКСЭ 4 кл., Толковый словарь С.И. Ожегова

Оборудование: мультимедиа

Задачи:

  • формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  • развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить и с общечеловеческими ценностями;
  • повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий  в коллективе.

УУД

Регулятивные УУД

  • определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; 
  • овладение навыком работы по предложенному учителем плану;
  • умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; 
  • корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем, выработка критериев оценки и определение  степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД

  • нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; 
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
  • извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица); 
  • переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование); 
  • использование словарей, справочников; 
  • осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; 
  • установление причинно-следственных связей. 

Коммуникативные УУД 

  • обеспечивают социальную компетентность; 
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  

Личностные УУД

  • - Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.
  • - Анализировать свои поступки и поступки других людей с точки зрения общечеловеческих норм.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Сегодня я хочу начать наш урок с одной очень интересной истории. Садитесь удобно и послушайте внимательно.

У молодых супругов родился сын. Рос он тихим, ласковым. Когда ему исполнилось семь лет, произошел такой случай.

По соседству жил один человек, любивший хвастаться. «На свете нет умнее меня!» — часто повторял он.

Как-то он рыл землю и наткнулся на сундук. Посмотрел туда-сюда, попробовал открыть — не поддается. «Наверное, золотой клад», — обрадовался хвастун. Он сбил замок и только приподнял крышку, как из сундука выскочила змея и обвилась вокруг шеи этого хвастуна. Шипя и показывая жало, она стала расти на глазах.

— Змея, я освободил тебя, сделал доброе дело, — взмолился хвастун, — а ты на добро отвечаешь злом — хочешь задушить меня.

— А меня всегда этому учили, — ответила змея человеческим голосом.

Долго спорили они, кто прав из них, кто виноват, но так ни к чему и не пришли. В это время мимо проходил караван верблюдов. Спрашивает хвастун самого старого из них:

— Скажи, верблюд, можно ли отвечать на добро злом?

— Можно, — прошамкал верблюд. — Все впереди идущие верблюды — мои сыновья и внуки. Я их вырастил и воспитал. А теперь, когда я стал стар и еле-еле волочу ноги, они хотят бросить меня одного в пустыне. Разве это доброе дело?

— Слышишь, — злорадно прошипела змея, плотнее обвивая шею хвастуна.

— Подожди душить, — взмолился хвастун, — спросим еще у других.

Пошли. На пути встретился большой высохший тутовник. Хвастун остановился и спросил:

— Эй, дерево! Ты много прожило на свете и много повидало на своем веку. Скажи, можно ли отвечать злом на добро?

— Можно, — проскрипел тутовник. — Много лет я давал густую тень для отдыха всему живому, сочную мою листву ел шелкопряд. Мой хозяин на коконах и шелке разбогател. А теперь он хочет спилить меня на дрова. Разве так нужно отплачивать за добро?

Приветствие учителя.

Садятся и слушают историю.

Постановка учебной задачи

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена тема сегодняшнего урока?

Давайте определим задачи на урок, что мы должны узнать?

Высказывают предположения (тема «Добро и зло»)

Предполагают задачи урока. (узнать, как отличить добро от зла. понять, где граница добра и зла?)

Слайд 1

Слайд 2

Работа по теме

урока

Что такое добро в вашем понимании?

Где можно найти точный ответ на этот вопрос?

Обратимся к словарю.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Но если добро, это хорошее отношение к кому-либо, что же такое зло? Найдите понятие.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Когда мы читаем сказки или смотрим их, мы с легкостью понимаем какой герой добрый, а какой злой, но как же ориентироваться в жизни?

У нас у всех есть ассоциации и сейчас мы сыграем в одну игру. На парте лежат карточки. Возьмите их.

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

Вам нужно вписать слово, чувство или поступок, который ассоциируется у вас с этими словами.

Я тоже заполнила таблицу по своим ассоциациям, давайте посмотрим, совпало у нас что-то или нет.

Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый или злой?

Что ты скажешь про себя?

Всегда ли мы совершаем только добрые поступки?

Давайте посмотрим притчу.

Как вы понимаете последние слова старика?

Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

Приводят примеры понятия.

В словаре. Смотрят в словарь, записывают понятие в тетрадь.

Приводят примеры.

Работают с карточками.

Отвечают на вопросы учителя, думают, рассуждают.

Просматривают притчу.

Рассуждение о притче

Слайд 3

Слайд 4

Приложение 1

Слайд 5

Видео (притча о двух волках)

Слайд 6

Физминутка

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Волк, Красная Шапочка,  Белоснежка, Змей Горыныч, Упсень, Ведьма,  Фиксики.

Выполняют физминутку

Закрепление темы урока

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Для чего?

А почему важно бороться со злом?

Что проще: говорить о добре или делать добро?

Я предложу вам ситуации из жизни. Если поступок героя считаете добрым, то ставите +, если нет, то -

Саша дал Вите списать задачу

Лена объяснила Вале, как разобрать слово по составу.

Слава решил мыть посуду после каждого ужина.

Света угощала подруг только тогда, когда это видела учительница.

 

Давайте подумаем, почему эти поступки положительные или отрицательные?

Постройте в тетради таблицу. Можно работать в паре.

Добро

Зло

На слайде представлены слова, распределите их в 2 столбика.

Проверьте Вашу работу. Оцените

Все-таки, ребята, есть ли границы у добра и зла?

Что для одного человека считается добром, для другого может оказаться злом. Из этого следует, что границы между добром и злом фактически не существует. Один и тот же поступок можно расценивать по-разному. Человек может совершить какое-то действие с благими намерениями, но получится, что этот поступок принесет только негативные последствия. Злой, по мнению одного человека, поступок может для другого человека расцениваться как настоящее проявление доброты.

Работа с вопросами.

Работают с ситуациями. Проверка по слайду. Оцените себя.

Приводят свои примеры.

Строят таблицу в тетради.

Рассуждают, аргументируют свое мнение.

Приложение 2

Слайд 7

Приложение 3

Слайд 8

Слайд 9

Итог урока

Наш урок подходит к концу. На начало урока нашими задачами было узнать, как отличить добро от зла и понять, где граница добра и зла. Смогли мы ответить на эти вопросы?

Ест ли граница между этими понятиями?

Да, тк мы узнали эти понятия, узнали, что представляет в себе добро и зло. Поработали с поступками, словами, связанным с добром и злом.

Нет, т.к мнения у людей разными могут быть.

Слайд 10

Домашнее задание

На стр 45-46 прочитать историю о Добрыне Никитиче и ответить на вопросы на 46 стр.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Рассмотрите слайд, по нему расскажите об уроке.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересным / не интересным

Слайд 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи: у знать , как отличить добро от зла. п онять, где граница добра и зла ?

Слайд 3

ДОБРО – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.).

Слайд 4

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить зло кому-нибудь. Отплатить злом за добро.

Слайд 5

Добро Зло Цвет Черный Белый Слово Мама Мать Чувство Любовь Страх Сказочный герой Колобок Баба Яга Поступок Любая помощь Ложь

Слайд 7

Саша дал Вите списать задачу - Лена объяснила Вале, как разобрать слово по составу. + Слава решил мыть посуду после каждого ужина. + Света угощала подруг только тогда, когда это видела учительница. - Проверка

Слайд 8

Добро Зло Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, хвастовство, ложь, трудолюбие. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность. Честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Слайд 9

Добро Зло Взаимовыручка, помощь, умение говорить правду, ложь, трудолюбие, Обман, насилие, хвастовство, хвастливость, мужество, честь, скромность, милосердие, совесть, жестокость, трусость, зависть, жадность , болтливость,бестактность , честность, тактичность, правдивость, лживость, справедливость, выдержка хитрость, малодушие, эгоизм

Слайд 10

Задачи: у знать , как отличить добро от зла. п онять, где граница добра и зла ?

Слайд 11

На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / не интересным



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

Приложение 2

Саша дал Вите списать задачу

Лена объяснила Вале, как разобрать слово по составу.

Слава решил мыть посуду после каждого ужина.

Света угощала подруг только тогда, когда это видела учительница.

Приложение 3

Добро

Зло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Нравственные уроки притчи. Урок ОРКСЭ в 4 классе

Презентация используется к уроку по теме "Добро и зло"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...