Урок ОРКиСЭ в 4 классе по теме "Нравственные идеалы". Модуль Светская этика.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Шевчук Наталья Владимировна

Цели: познакомить детей с понятием «нравственные идеалы», познакомить с примерами нравственных идеалов в русской истории

Задачи: формировать у детей понятие «нравственных идеалов», мотивировать стремление к нравственным идеалам

Понятие: «нравственность», «идеал»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль: Светская этика

Тема урока: «Нравственные идеалы»

Учитель: Шевчук Наталья Владимировна ГБОУ СОШ № 523

Цели: познакомить детей с понятием «нравственные идеалы», познакомить с примерами нравственных идеалов в русской истории

Задачи: формировать у детей понятие «нравственных идеалов», мотивировать стремление к нравственным идеалам

Понятие: «нравственность», «идеал»

Ход урока:

1. Орг. момент. – Какое настроение? Готовы работать?

2.  Актуализация знаний:

Высказывание:  «Люди редко совершенствуются, если у них нет другой модели для подражания, кроме самих себя.»  (Оливер Голдсмит)

«Жалок тот, кто живет без идеала!»  (Иван Сергеевич Тургенев) (на доске)

- Как понимаете фразу? Она будет эпиграфом сегодняшнего урока.

- На уроках ОРКСЭ мы с вами говорим об очень важных вещах. Мы обсуждаем разные стороны культурной жизни людей, пытаемся сформулировать условия счастливой и успешной жизни в обществе, правила общения и сотрудничества. Вспомните понятия, которые мы с вами обсуждали на прошлых уроках. Давайте отыщем их в филворде:

3. Поиск и формирование темы:

 - На прошлом уроке мы обсуждали понятие? (совесть).

- Сформулируйте, что такое совесть. Как совесть связана с нравственностью? (может проявляться только у нравственного человека).  Как понимаете понятие «идеал»? (найти в словаре). Подберите синонимы к этому слову (образец, эталон, лидер). О чём сегодня мы будем говорить? Тема урока: «нравственные идеалы». Предположите о ком  или о чём мы будем говорить?(тема записана на доске)

4. Целеполагание:

- Поразмышляйте, может ли человек быть идеальным? Всегда? (образец в поведении, в поступках).  Предположите, кого можно  назвать таким образцом?  Откуда мы узнаём о таких людях?

 5. Изучение новой темы: Работа с учебником

1 абзац: чтение вслух. - Какие литературные произведения познакомили нас с богатырями? (о былинах – стр. 51) Почему герои появляются во время войн? (есть возможность проявить свои качества)

2 абзац: - Каких русских героев мы знаем? Давайте рассмотрим картину в уч. по чтению. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Художник Виктор Васнецов изобразил на своей картине самых известных персонажей богатырского эпоса.               -    Кто в центре, слева, справа? Все трое были войнами киевского князя Владимира Красное Солнышко. (Уч. окр. мира). Рассмотрите позы  богатырей, чем войны заняты?

(Илья, вглядываясь вдаль, держит копьё наперевес, в другой руке у него булава. Добрыня вытаскивает из ножен меч, держит наготове щит. Алёша держит лук и стрелы. Они смотрят в одном направлении. Они увидели врага и видимо готовятся к бою. Они – пограничный дозор, застава, они призваны защищать родную землю)

3 абзац: сам.чтение - Перечислите качества характера русского богатыря. Какое значение исторические персонажи оказывают на современных защитников отечества?(пример, образец, идеал)

4 абзац: чтение по цепочке - Назовите правила «Честного поединка» (5 правил). Повторение – проговаривание.

5 абзац: сам чтение- Какие ещё важные добродетели были у богатырей? Верность актуальна только для воинов? Честь – от «честность»?

6. Подведение итогов. Закрепление материала.- Можно ли считать русских богатырей примерами «нравственных идеалов»? Кто в былинах противостоит русским богатырям? Какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»? Назовите современных богатырей. Мальчиков? Какими качествами они обладают? Как связать современную армию России с богатырями?

7.Первичное закрепление:

Прослушивание Музыкального произведения М.И. Глинки… посвящённого богатырям. - Выберите слова, характеризующие  музыку, рисующую образы богатырей (стр. 51)

8. Закрепление изученного материала:

Сообщения детей: оВ.Третьяке и В. Дикуле

- Сделайте вывод: какими были эти люди?

9.  Рефлексия: - Что показалось вам интересным сегодня?

 - Что в сегодняшнем уроке вам пригодится в жизни?

- Какие мысли и выводы пришли к вам?

- Какие из них вы хотели бы записать в свой личный дневник?

10.  Д.\з. – Поищите материал о тех, кого мы также сможем отнести к «нравственным идеалам»

«Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе!»                (Александр Васильевич Суворов)

«Герой — это муж, знающий, что есть блага, которые дороже жизни; муж, посвятивший свою жизнь служению государству, себя одного — служению многим».                  (Лессинг)

«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».                  (Гёте И.)

Приложение:

Владисла́вАлекса́ндровичТретья́квыдающийсясоветскийхоккеист, вратарь, тренер, государственный и политический деятель,  депутат  Государственной Думы, член комитета  по физической культуре, спорту и делам молодежи. С 2006 года — президент Федерации хоккея России. Полковник запаса ВС РФ.

В период с 1969 по 1984 годы защищал ворота ЦСКА и сборной Советского Союза. В матчах чемпионата СССР сыграл 482 матча, на чемпионатах мира и Олимпийских Играх- 117 игр. В турнирах Кубка Канады — 11 матчей.

Алекса́ндрЯросла́вичНе́вскийкнязь Новгородский,  великий князьКиевскийвеликий князьВладимирский, знаменитый русский полководец.

По результам опроса россиян в  2008 году Александр Невский был выбран «именем России». В истории нашей страны считается, что Александр Невский сыграл важную  роль в русской истории, в нём видели родоначальника линии московских государей и великого покровителя православной церкви.

Александр Невский рассматривается как святой, как  золотая легенда средневековой Руси. В XIII векеРусь подверглась ударам с трёх сторон — с Запада, от монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным врагом — Золотой Ордой — и отразил нападение немцев.  Очень важен стал образ Александра перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В  культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.

Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы, он является небесным покровителем Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Ни одно прижизненное изображение Александра Невского не дошло до наших дней. Поэтому для изображения князя на ордене, в 1942 г., его автор, архитектор Телятников, использовал портрет актёра Николая Черкасова, сыгравшего роль князя в фильме «Александр Невский».

Памятник Александру Невскому (конная скульптура) в г. Санкт-Петербурге, открыт 9 мая 2002 г. на площади Александра Невского перед входом в Александро-Невскую лавру.

Валенти́нИва́новичДику́ль  российский тяжелоатлет, руководитель медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата.

В девять лет увлёкся цирком, помогал ставить цирковой шатер, чистить манеж, присматривать за животными, подметать, мыл полы.

Занимался гимнастикой, борьбой, поднятием тяжестей, эквилибром, акробатикой, жонглированием, придумывал трюки и фокусы.

Валентину шел пятнадцатый год, когда он начал исполнять свой первый номер воздушной гимнастики во Дворце спорта на высоте 13 метров. Неожиданно лопнула стальная перекладина, к которой крепилась страховка. Валентин Дикуль упал.. Диагноз врачей: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма», множество  переломов. Его ноги не двигались, и Валентин должен был провести оставшуюся часть жизни в инвалидной коляске.

Дикуль стал тренироваться. Поднимал предметы, растягивал резиновый жгут, отжимался. Он занимался по 5-6 часов в день, но ноги не действовали. Терпя боль в позвоночнике и усталость, он выполнял силовые упражнения и изучал медицинскую литературу о позвоночнике, собирая необходимую информацию. Доктора упрашивали его прекратить тратить впустую время и усилия, объяснив, что успех невозможен. Но он не успокаивался, продолжая заниматься до полного истощения. Дни, недели, месяцы прошли — он продолжал работать по 5-6 часов в день. Стал поднимать гантели — сначала маленькие, затем всё больше увеличивал вес, разрабатывал все мышцы спины.  Привязывал к ногам верёвки и, пропуская под спинкой кровати, тянул за них — двигая ноги. Друзья помогли установить над кроватью систему блоков по схеме, нарисованной Дикулем. Через восемь месяцев его выписали из больницы с инвалидностью первой группы. Ему исполнилось шестнадцать, когда он поехал на инвалидной коляске во Дворец культуры профсоюзов. С помощью неимоверной силы воли изо дня в день он занимался. Ежедневно до изнеможения передвигался по залу на костылях как на ручных ходулях, от напряжения сводило руки, спину и шею.

Прошло пять лет. Дикуль поехал со своим цирковым кружком в город Ниду на летние каникулы. Неожиданно у него поднялась температура, страшно болели суставы, Валентин терял сознание. Когда он пришёл в себя — не мог пошевелить руками и говорить. Но потом почувствовал работу своих мышц. При уколе иголкой он начал чувствовать боль, что свидетельствовало о том, что спинной мозг начал восстанавливаться. Ещё через две недели он смог ходить с помощью двух палочек.

Лечебная методика

 Самое главное достижение Дикуля — это его вклад в медицину, его собственная методика реабилитации. Череда публикаций его статей в прессе вызвала лавину писем  от людей  с мольбами о помощи. Он старался ответить всем. И высылал разработанный им комплекс мер по медицинской реабилитации.

Я могу говорить вам, как делать упражнения, но без вашего желания мои слова не принесут успех. Даже если мое оборудование было бы из золота, вы никогда не будете ходить, если у вас нет уверенности. Вы должны работать с той же самой преданностью, дисциплиной и силой каждый день много лет, если необходимо. Только тогда вы скажете: «Я СДЕЛАЛ ЭТО, Я МОГУ ИДТИ!»

Многие люди, прикованные к инвалидным креслам, увидели в нём свою надежду. Ведь он на собственном опыте доказал, что при травме спинного мозга больные могут постепенно частично или даже полностью восстановить способность к движению.

 был открыт «Российский центр реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича» — центр Дикуля. В последующие годы в одной только Москве открылось ещё 3  таких центра. Затем под научным руководством Валентина Ивановича появился ряд реабилитационных клиник по всей России, Германии, Польше, Америке и т. д.

В 1989—1991 — избран народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР.

До сих пор консультирует пациентов в своих центрах, воодушевляет своим примером сотни тысяч людей на занятия в реабилитационных залах после серьёзных травм.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе "Семейные праздники" по Основам светской этики

Урок по основам светской этики в 4 классе....

Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"

Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует  у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»....

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Урок по теме "Добро и зло" ОРКСЭ модуль "Светская этика"

урок по теме "Добро и зло" модуль "Светская этика"...

4 класс. Промежуточная аттестация ОРКСЭ "Модуль. Светская этика"

Промежуточная аттестация на метапредметной основе по ОРКСЭ "Модуль Светская этика" за курс 4 класса позволяет определить уровень сформированности знаний и умений по ОРКСЭ у обучающихся на ба...