Технологическая карта урока ОРКСЭ"Леди и джентельмены"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Каримова Рамиля Равильевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_kursu_orkse.docx40.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38»

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ. Модуль «Светская этика».

Тема:  «Джентльмены и леди»

Выполнила: учитель начальных классов

Каримова Р.Р.

Саранск 2017

Цель: выявление и обоснование модели поведения, соотносящейся в обществе с понятиями «леди и джентльмен».

Задачи:

-создать условия для формирования нравственных форм поведения, для коррекции отношений учащихся к тем или иным этическим явлениям, для повышения уровня морально-психологического климата в коллективе;

-создать условия для формирования представлений о правилах поведения «леди» и «джентльмена»;

-способствовать развитию устной речи, обогащению словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию умений работать в парах (группах),  выполнять самоконтроль и самооценку;

        -совершенствовать коммуникативные навыки в ходе коллективной деятельности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты:

Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;

Коммуникативные - умение работать в парах и группе, доносить свою позицию, понимать других;

Познавательные - поиск информации, умение переработать её;

Регулятивные -  умение определять цель и составлять план работы, действовать по плану, оценивать результат.

Основные термины и понятия: «леди», « джентльмен», «верность слову».

Межпредметные связи:

- литературное чтение;

- математика;

- изобразительное искусство;

- история.

Организация пространства:

- индивидуальное;

- групповое;

- коллективное;

- фронтальное.

Ресурсы:учебники, компьютерная презентация,  ПК, мультимедийный проектор, экран.

План урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация  знаний, умений и навыков учащихся:

а) групповая игра «Назови слово»;

б) анализ в  парах тематических ситуаций.

  1. Постановка учебной задачи.
  2. Открытие новых знаний:

а) беседа-рассказ о благородных  людях XIX в.;

б) выявление первичного восприятия, словарная работа, работа по модели «Описание героя»

      5.   Закрепление учебного материала.

      6.   Подведение итога урока. Домашнее задание.

      7.   Рефлексия.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-уметь организовать своё рабочее место;

-подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный  эмоциональной настрой;

-помочь настроиться на работу

Методы: словесные

- Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Поговорим? – О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? – Поговорим!

Нам будет интересно!

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на продуктивную деятельность.

2.

Актуализация знаний, умений и навыков.

Цели,  которые учитель ставит перед обучающимися:

-раскрыть свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цель, которую планирует достичь учитель:

- актуализировать  знания учащихся, необходимые для восприятия нового материала, подведения к теме урока.

Методы: словесные

Методы стимулирования: доброе слово, похвала.

Ребята, назовите тему прошлого урока. («Нравственные идеалы»)

Как вы понимаете значение слова «идеал»? (идеал – это наилучший образец чего-нибудь, к которому стремятся)

Какой пример нравственного идеала мы рассмотрели на прошлом уроке? (Мы говорили о богатырях)

Кто такие богатыри? (Защитники Отечества)

Какие нравственные качества воплощали в себе богатыри? (верность слову, присяге, клятве; особое значение придавали понятию чести; правила честного поединка…)

Богатыри представляли собой нравственный идеал Руси.

- Назовите ключевые слова прошлого урока. (

-Что объединяет эти слова?

- Молодцы!

- Продолжим работу.

3.

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель урока.

- Я предлагаю вам провести самостоятельное исследование в группах.

У каждой группы на парте конверт. Откройте его, рассмотрите (карточки – части общей иллюстрации рыцаря, джентльмена или леди). Вы должны собрать пазл и приклеить его на листок. Итак, начали!

Какие изображения у вас получились? (рыцарь, джентльмен, леди)

- Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать?

- Какова же тема нашего урока? («Нравственные идеалы: рыцарь, джентльмен, леди»)

Какие задачи мы для себя поставим на уроке?

Узнать:

- Кто такие рыцари, джентльмены и леди;

- Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен;

- Что значит быть настоящей леди

4.

Открытие новых знаний

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: обсудить проект решения учебной задачи, составить план работы на уроке.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия дляформирования умений  воспринимать информацию,  анализировать поведение героев, рассуждать на основе услышанного.

Методы: учебный моно- и диалог.

- Для того, чтобы узнать что-то новое, нам потребуется ..? (эмоциональный позыв к детям)

- Отлично! Предлагаю вам продолжить наше исследование. И более подробно узнать о рыцарях, джентльменах и леди.

 - Ребята, вам в группе предстоит исследовать и прописать качества, которыми обладали 1 группа – Рыцари, 2 группа – Джентльмены, 3 группа – Леди.  Приступаем к работе. Время работы в группах 7 мин.

-Итак, ребята, время вышло. Слушаем выступление 1 группы, которая расскажет нам кто такие рыцари и какими моральными качествами они обладали.

Слайд с качествами «Убери лишнее»

Верность долгу

Трусость

Решительность

Зависть

Защита слабых

-  Можно ли назвать эти качества идеальными?

- Какой вывод можно сделать?

(Рыцарь – нравственный идеал Средних веков)

Молодцы!

- О джентльменах нам расскажет 2 группа.

Кластер

-Скажите, а джентльмен это тот, кто живет в Англии?

Молодцы!

Итак, джентльмены были образованы и воспитаны, уравновешены и достойны уважения.

Рядом с джентльменом можно увидеть женщину аристократического круга. Это – леди. И 3 группа расскажет о леди.

Тест.

Леди свойственно такое качество как

  1. Умение красиво говорить
  2. Высокомерие
  3. Сдержанность.

Леди это

  1. Молодая дама, которая часто ходит по магазинам.
  2. Девушка, которая умеет хорошо одеваться
  3. Воспитанная образованная девушка(женщина), которая следует строгим нравственным правилам.

Какие качества подходят к понятиям «джентльмен» и «леди»?

  1. Неуклюжесть
  2. Пунктуальность
  3. Равнодушие
  4. Приветливость

Обобщающие вопросы:

- Что общего мы видим в качествах наших персонажей?

- Рыцари, богатыри, джентльмены жили на земле в разное время. Как вы думаете, зависят ли нравственные идеалы от эпохи, в которой живут люди?

- Какой смысл вкладывается в слова «богатырь», «рыцарь», «джентльмен», «леди» в наше время?

-Для этого нам потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и хорошее настроение.

5.

Закрепление учебного материала

Цель,  которую учитель ставит перед обучающимися:

-закрепить знания о правилах поведения «леди и джентльмена»;

- развивать творческие способности,  самостоятельность учащихся.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умений самостоятельной работы и  самоконтроля.

Методы: репродуктивные

- А сейчас, я предлагаю посмотреть эпизод из «Ералаша» «Леди и джентльмены»

- Получилось у мальчиков быть джентльменами? Что им посоветуете?

- Попробуйте дома составить «Золотые правила юного джентльмена» и «юной леди» для нашего класса.

6

Итог урока

Домашнее задание

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: закрепить знание понятий «леди» и «джентльмен».

Цель, которую ставит перед собой учитель:

- формировать познавательный интерес к литературному чтению;  

- помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

-Назовите тему нашего урока. Как мы провели работу на уроке. Что узнали нового? Дайте понятия новым словам.

-Как вы думаете, леди или джентльменом может быть только взрослый человек или и ваш сверстник?)

Д/З: (по выбору)

составить «Золотые правила юного джентльмена» и «юной леди» для нашего класса.

- подготовить по материалам учебника рассказ о джентльмене и леди.

- «Джентльмен» - человек, соблюдающий правила и нормы поведения.

- «Леди» - замужняя женщина аристократического круга.

7

Рефлексия

Цель, которую ставит перед собой учитель:

- формировать у детей навык самоконтроля,  

- развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем

Синквейн

Оцените свою работу на уроке.

Учились  анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

Приложение 3

1.Прочитайте слова и вычеркните те качества  личности, которыми настоящий джентльмен обладать не должен.

Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

2. Дайте значение выражению.

Верность слову - ________________________________________________________

3 .  Прочитайте слова и подчеркните те качества  личности, которыми обладает настоящая леди.

Вредная, образованная, воспитанная, завистливая, лживая, уравновешенная, вежливая, сдержанная, добрая, приветливая, элегантная, скупая, бескорыстная.                

  1. Как вы считаете, легко ли быть настоящей леди или джентльменом? Обоснуй ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур". Тема урока "Семья".

Представлена технологическая карта урока ОРКСЭ. Курс "Основы мировых религиозных культур" 4 класс. Тема урока "Семья". По программе "Школа России"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...